МУЗЫКА - ЕЕ ЖИЗНЬ

Ода моей русской маме.

Зинаида Константиновна Казанцева родилась в г. Кызыле Тувинской АССР 14 октября 1945 г. – музыковед, член Союза композиторов России,  заслуженный работник культуры Республики Тува, лауреат премии в области литературы и искусства Министерства культуры и кино РТ, обладательница гранта Президента России за монографию «Чыргал-оол: жизнь и творчество», лауреат премии Председателя Правительства РТ в области музыкального искусства им. Алексея Чыргал-оола. Среди наград можно отметить: Почётную  грамоту Российского профсоюза работников культуры, государственную награду Республики Тува за вклад в развитие культуры и искусства, за многолетний добросовестный труд медаль РТ «За доблестный труд», нагрудной знак отличия Министерства культуры РТ, ветеран труда.

Зинаида Константиновна Казанцева в этом году отмечает знаменательную дату, за плечами немало насыщенных, плодотворных лет. Ознакомиться с биографией уважаемой Башкы можно в «Календаре-хронографе» (2020 г.) Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина. Детские и отроческие годы прошли в г. Кызыле, трудиться начала с 15-летнего возраста. После окончания Кызылского музыкального училища, отделения «Теории музыки» (1963-1967 гг.), затем Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки по специальности «Музыковедение, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин», она с 1973 года полностью окунулась в педагогическую деятельность.

В нелегкие страницы жизни Зинаиды Константиновны попали исторические события, самые интересные и ключевые фигуры советской, постсоветской, а также современной эпохи  в области культуры и музыкального искусства Тувы. В числе ее трудов есть книги о выдающихся людях – деятелях тувинской профессиональной музыки: «Рожденный петь: к 80-летию со дня рождения Ростислава Кенденбиля» (2002 г.), «Чыргал-оол: жизнь и творчество» (2003 г.), «Раненый орел: документальный очерк о слепом музыканте Василии Безъязыкове» (2003, 2014 гг.), «Пелагея Ефремовна Фунтикова: документальный очерк о певице, актрисе времен ТНР» (2019 г.); летопись в 4-х частях «Семья» (2016 г); книги эпистолярного характера: «Тюремный Роман» (2020 г.), «Не для печати» (2020 г.), на подготовительном этапе находится рукопись-черновик (синопсис) книги о жизни и творчестве композитора Вл. Тока: собраны воспоминания о нем, фото, аудио материалы и вырезки из газет, а также выстроен весь композиционный план.

Кроме выше перечисленных трудов, ей принадлежат многократные выступления на конференциях, съездах регионального отделения Союза композиторов, в печати, на радио, телевидении, курсах повышения квалификации, педагогических чтениях с докладами по проблемам музыкального воспитания, детского творчества, а также творчества тувинских композиторов. Статьи-исследования и публикации, связанные с музыкальной жизнью Кызыла и творчеством А. Б. Чыргал-оола, Р. Д. Кенденбиля, Х. К.-С. Дамба, В. С. Тока, С. М. Бюрбе, С. И. Бадыраа, Н. А. Лопсан…

З. К. Казанцева является автором фундаментальных методических работ: «Сольфеджио на материале тувинской музыки» (1980-2010 гг.), «Разработка программы тувинской музыкальной литературы для ДМШ» (1984 г.), «Разработка программы и курса тувинской музыкальной литературы для Кызылского училища искусств» (1994 г.). Данный блок учебно-методических пособий вошел впервые в историю преподавания тувинской музыки, будет оценен будущими музыковедами как работы теоретика-первопроходца в этой области.

 Результатом создания такого багажа послужили ее профессиональные навыки, которые она получила во многих образовательных учреждениях г. Кызыла: в детских садах – музыкальным руководителем; в общеобразовательных школах – учителем пения; в музыкальных школах и Кызылском училище искусств – педагогом по музыкально-теоретическим предметам и по сочинению музыки. Общий стаж работы Зинаиды Константиновны составляет около 50-и лет. Она была и заведующей цикловой комиссии «Теоретико-композиторского отделения» КУИ, пропагандировала классическое музыкальное искусство по линии Университета культуры и общества «Знание», в 2006-2011 г.г. была членом экспертной группы при Главной аттестационной комиссии Министерства образования, науки и молодёжной политики РТ.

О незаурядной личности нашего юбиляра немало написано журналистами и критиками в республиканских газетах. Особо отметим характеристику, данную ее ученицей, одного из ведущих музыковедов, исследователя тувинской музыки – доктора искусствоведения, доцента Новосибирской государственной консерватории Е. К. Карелиной: «…отличительной манерой З. Казанцевой является неразделимость исследовательского и просветительского начал, идущая от богатой педагогической, лекторской и музыкально-журналистской практики …» («История тувинской музыки», 2009 г., с. 492).

Будучи одной из многочисленных учеников Зинаиды Константиновны, с 1993 года прошло 27 лет, на протяжении всего промежутка времени мы дружим и до сих пор живем бок о бок. Бесконечно много могу «петь дифирамбы» и  хвалебные оды моей русской маме, уважаемой Башкы. Даже достаточно вспомнить одну поездку в Минусинск, как мы посетили региональный Краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова, ее методику работы в архиве и по сбору материалов для будущей книги о А. Б. Чыргал-ооле. Мне посчастливилось побывать дома у сына Алексея Боктаевича, Алексея-младшего… За эти годы накопилось много интересных событий.  Но в данной статье хотелось бы подчеркнуть, как тувинская музыка вошла в семью Зинаиды Константиновны, её двоих детей и 12 внуков (есть еще три правнука). Вот один из её рассказов:

«В далёкие 80-е годы (1984 г.) мой сын, Константин  Деханов, учился в Кызылском училище искусств на двух отделениях: струнном, на  скрипке, у педагога В. А. Шананина, и теоретико-композиторском. Однажды, услышав 2 часть «Концерта для скрипки с оркестром» А. Б. Чыргал-оола, Константин страстно захотел сыграть весь  концерт. Для достижения своей мечты он переложил симфоническую партитуру концерта для фортепиано и сделал клавир всех трёх частей. С готовой работой мы пришли к автору, Алексею Боктаевичу.  Маэстро внимательно просмотрел клавир, дал несколько советов и сказал Косте: «Молодец! Продолжай в том же духе!» Композитор подарил Косте демир-хомус в деревянном футляре с дарственной надписью, который сын вскоре освоил.

Сыграть концерт Косте не удалось, но впечатление от музыки запало в душу. И он написал серьёзную музыковедческую работу под названием: «Концерт-поэма для скрипки с оркестром» (1973 г.), которую опубликовали в «Учёных записках» ТНИИЯЛИ.

Прошли годы. Алексей Боктаевич покинул нас. Мне пришлось создавать о нём книгу, чтобы имя его сохранилось для потомков. В эту книгу я поместила и раннюю исследовательскую работу сына.

Ещё прошли годы. Дети мои выросли и разъехались. Дочь Татьяна тоже пошла по музыкальной стезе, окончив музыкальную школу также на скрипке у Шананина, затем Новосибирское музыкальное училище и консерваторию.

Семья Татьяны волею судеб оказалась в Германии, где она открыла частную музыкальную школу «Калинка», которая имела и имеет большой успех.  Дети Зименсов, Татьяны и Эдуарда, с раннего возраста были окружены музыкальными звуками, и двое из четырех детей избрали музыкальную  стезю. Дочь Анна-Лиза Зименс осваивает высоты скрипичного мастерства. Она студентка 2 курса немецкой консерватории. Приезжая регулярно в Кызыл к бабушке, слышала рассказы о тувинских композиторах. Тогда родилась мысль сыграть «Концерт для скрипки с оркестром» Чыргал-оола. Началась подготовка, поиски нот, клавиров, записи предшествующих исполнений. Оказалось, что «Концерт…» только один раз звучал в Кызыле полностью, все 3 части, в далёком 1974 году (солист С. Петров, дирижёр В. Тока), и один раз, тоже в 1974 году, в Москве во время проведения дней литературы и искусства Тувы, посвящённых 30-ой годовщине вхождения в состав СССР (солист – лауреат международных конкурсов Г. Жислин, дирижёр – В. Тока). Редкие последующие исполнения ограничивались лишь 2-ой частью.

В Туве концерт не исполняли 46 лет! Клавиры утеряны, оригинал партитуры в бедственном состоянии. Хорошо, что успели скопировать и напечатать ноты «Концерта…» и другую музыку Чыргал-оола в трёхтомнике в 2010-м, а где остальные сочинения знаменитого маэстро? Где музыка других тувинских композиторов? Неужели мы такие богатые, что можем разбрасывать  золотые слитки?..   

Анна-Лиза, юная скрипачка, показала ноты концерта своему педагогу-профессору. Он одобрил идею, взяв произведение тувинского автора в Лизин репертуар. Музыка свежая, яркая, необычная. Пентатонические пассажи великолепны! Музыкальные образы влекут в неведомые страны.

Мама Татьяна взялась решать все организационные вопросы. Для неё это мероприятие было очень дорого. Ведь она в своей юности тоже была очарована тувинской музыкой. В недолгое время работы в Тувинском симфоническом оркестре она исполнила  «Концерт для скрипки с оркестром» Владимира Токи, о чём с удовольствием вспоминала.

Связавшись с директором Кызылской филармонии Игорем Дулушем и получив «добро», наметили время Лизиного концерта в Кызыле на начало октября 2020 года. Но обстоятельства резко изменились. Коронавирус смял все планы. С Германией нас разделяют границы и тысячи километров. Теперь  остаётся одна надежда на время, которое опять соединит наши государства.

Так музыка Чыргал-оола вошла в жизнь трёх поколений моей семьи.

Но Анна-Лиза не сдаётся. Она мечтает сыграть «Концерт для скрипки с оркестром»  А. Б. Чыргал-оола немецким любителям музыки. Музыка нашего композитора нашла приют в далёкой стране».

От лица коллектива Кызылского колледжа искусств, мы – дети Чыргал-оола, желаем нашей уважаемой Зинаиде Константиновне долгих лет жизни! Вы, будучи примером преданности своему делу, как профессионал, являетесь для нас идеалом, якорем в бушующем океане жизни. Ваша высокая работоспособность, глубокая нравственность вдохновляют и всегда ведут вперед. Низкий Вам поклон…

Ульяна МОНГУШ,

кандидат филологических наук, преподаватель Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола.

Фото Владимира САВИНЫХ