Минобрнауки Тувы: количество мужчин-педагогов напрямую влияет на уровень профилактики правонарушений в школах

По данным информационного центра МВД по Республике Тыва, по итогам 8 месяцев 2021 года отмечается снижение детской преступности на 26,6% или 135 фактов против 184 в прошлом году.

В Министерстве образования и науки Тувы эти данные связывают с увеличением числа педагогов мужчин, которые в рамках регионального проекта «Формирование управленческих кадров из числа педагогов-мужчин» выступают наставниками для детей, находящихся в группе риска. Наибольшее количество педагогов-мужчин насчитывается в школах города Кызыла и Дзун-Хемчикского района, в которых отмечается стабильная ситуация по преступности среди несовершеннолетних. Участие в учебном процессе преподавателей-мужчин положительно отражается и на воспитательной функции средне-специальных образовательных организаций, убеждены в Минобрнауки.

Реализация проекта «Формирование управленческих кадров из числа педагогов-мужчин» началась в 2014 году. Как пояснил первый замминистра Владимир Монгуш, основной причиной его разработки стал тот факт, что в республике преобладало число неполных семей, где дети воспитывались без отцов. Такой тип воспитания, как известно, имеет свои недостатки и негативно влияет на формирование личностных качеств детей. Чтобы снизить последствия такой формы семейного воспитания, было принято решение увеличить долю руководящих кадров из числа педагогов-мужчин, которые помимо преподавательской деятельности занимались бы профилактикой правонарушений среди учащихся, охватывая трудных подростков дополнительным образованием. Особенно важно было привлечь в кружки и секции мальчиков.

На начало реализации проекта, в 2014 году, доля мужчин-педагогов в образовательных организациях республики составляла 13% от всего количества учителей, или 933 человека. В первом полугодии текущего года их количество достигло 1 047 человек, то есть 15% от общего числа педагогов.

Из них 36 – работают директорами (3,4%) и 74 заместителями директоров (7%). В учреждениях среднего профессионального образования трудятся 211 педагог-мужчина, из них семеро директоров (3,3%) и девять заместителей директоров (4,3%).

Наименьшее количество педагогов-мужчин наблюдается в Тере-Хольском районе – 5, в Чаа-Хольском – 16, в Тоджинском – 19 и Овюрском – 19, районах.

Одним из самых действенных и эффективных мер по профилактике правонарушений среди обучающихся является охват детей дополнительным образованием. Особенно в этом нуждаются дети из малообеспеченных и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2020-2021 учебном году дополнительным образованием было охвачено 11 989 детей из группы риска, которые составили 50% от общего количества детей, занятых в допобразовании. В эту цифру вошли дети-сироты, полусироты, несовершеннолетние, состоящие на различных учетах, дети из многодетных и неблагополучных семей. До декабря текущего года этот показатель должен возрасти до 88,9%. Значительное участие в этой работе должны принять учителя-мужчины, которые должны установить над трудными ребятами шефство.

На пути достижения целей проекта Минобрнауки столкнулось с рядом трудностей. Основная из них, по словам первого замминистра Владимира Монгуша, это удержание мужчин в сфере образования. Если в начале реализации проекта основной проблемой было привлечение представителей сильного пола к работе в образовательных учреждениях, то сегодня наблюдается тенденция оттока этих кадров в другие сферы деятельности. Главной причиной такого явления в Минобрнауки называют низкий уровень заработной платы учителей, особенно молодых специалистов. В этой связи ведомство рекомендует руководителям администраций муниципальных районов и городских округов рассмотреть возможность оказания финансовой поддержки молодым педагогам-мужчинам в первые годы работы в школе, а также назначения их на должность заместителей по воспитательной работе, что весьма целесообразно, считают в Минобрнауки.

Учитывая общий дефицит кадров в сфере образования, школам также необходимо усилить профориентационную работу среди школьников, нацелить их на поступление в педагогические вузы.

Для закрепления положительного эффекта и для улучшения результатов проекта, Минобрнауки предлагает муниципалитетам в срок до 1 октября 2021 года представить предложения для включения в дорожную карту по реализации проекта на 2021–2022 учебный год.

Напомним, что в правительстве Тувы возобновили работу по совершенствованию системы оплаты учительского труда, чтобы педагог при минимальной 18-часовой нагрузке получал не менее 24,5 тысячи рублей. Руководство ведомства уже представило проект положения новой системы начисления зарплаты, предусматривающей повышение должностных окладов в два раза, то есть с 5 600 рублей до 12 900 рублей. На данный момент ведется работа с федеральными профильными ведомствами для внедрения в республике новой системы оплаты труда педагогов.