Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

МАСТЕРСТВО ПОБЕДЫ НАД СОБОЙ

12 марта 2020
51

Для соперника на языке восточных боевых искусств движение «кулак-ладонь» говорит следующее: первое, поклон, – проявление уважения, второе – я не хочу драться с тобой, не подходи ко мне, потому что я тебя остановлю. Если после этого соперник не меняет намерения, тогда происходит поединок. Это крайний случай. Вообще же ты учишься не драться, а управлять собой. Есть такая поговорка: если бы все занимались боевыми искусствами и понимали их смысл – на земле не было бы войн.

В своей школе боевого кунг-фу «ALMAS» Айыжы Ли учит детей не просто выполнять заученные движения, воображая себя настоящими восточными воинами, но – понимать глубокий философский смысл каждого из этих движений. Ведь в смысле этом – ключ к пониманию самой жизни. Главную свою миссию он видит в том, чтобы воспитывать в детях их личностные качества. А уж стремиться ли в конечном итоге к вершинам спортивного олимпа – это они решат за себя сами, уверен тренер.

* * *

Когда-то хороший друг убеждал Айыжы, что успех непременно придёт к тому, кто занимается любимым делом. Делай то, что любишь, – и увидишь сам, как всё изменится. Истина, вроде, проста, но как много нужно пережить, чтобы решиться взять её за прямое руководство к действию…

Айыжы – из редкого числа людей, фанатично увлечённых какой-то одной идеей. С раннего детства он влюблён в восточные боевые искусства. Когда ему было лет пять, мама как-то мимоходом заметила, что с копной своих давно не стриженных волос кого-то он ей напоминает… да самого Брюса Ли, однако.

Мальчишку это замечание поразило в самое сердце, ведь Брюс уже тогда стал его кумиром. Он помнил каждый кадр фильмов с его участием. С тех пор и понеслось: по просьбам мальчика тщательно штудировались все книжные каталоги (а книги в те годы почти все заказывали по почте) на предмет литературы о боевых искусствах и биографий Брюса Ли. То, что находилось, массово скупалось. В неограниченных количествах покупались фильмы той же тематики – документальные и художественные. Всё было зачитано и засмотрено до дыр.

Детство Айыжы прошло в пий-хемском Шивилиге, где о выборе спортивных секций можно было только мечтать, и в десять лет мальчик, которому совершенно не терпелось чего-то ждать, решил, что начнёт самостоятельно изучать ушу. Видеокассеты и книги с уроками у него уже были. Он завёл специальную тетрадь, где набрасывал себе распорядок дня и всякого рода цели и задания, которые предстояло выполнить. Воспитывал дисциплину, силу воли и выносливость. Делал зарядку, по утрам бегал. Конечно, периоды активности и азарта сменялись периодами расслабления – но свою главную цель, обучиться боевым искусствам ушу, мальчик упорно преследовал.

Старшую школу он закончил в Кызыле, и там, чтобы как-то удовлетворить свою неугасающую потребность, занялся кикбоксингом. И только на первом курсе университета, когда студенты пришли на физкультуру в «Субедей», юноша наконец узнал, что там открылась секция ушу.

В лабиринтах спорткомплекса Айыжы разыскал тренеров. Подошёл. Представился. Сообщил им, что тоже знает ушу – научился самостоятельно, подчеркнул. А ну, покажи, развеселились они.

Ломаться мальчик не стал – сколько лет он ждал чего-то подобного!

Увидев издалека показательные выступления, подтянулись ещё тренеры. Айыжы объяснил им, какие движения показал. Они подивились. Показали ему, как эти движения выполняют они. Подивился и Айыжы. Вроде, комплекс тот же самый, а выходило у них по-разному.

Около месяца занимался парень у этих тренеров. Выправил свои ошибки, отвёл душу. Потом грянула первая сессия, и занятия пришлось прервать. А скоро секция в «Субедее» по каким-то причинам закрылась.

Однако Айыжы к тому моменту уже понял, что его самостоятельные тренировки не прошли зря. Искусством, которое с детства захватило его сердце, он овладел.

Ещё через пару лет он поступил на профессиональные тренерские курсы, получил корочку и начал преподавать ушу сам.

С тех пор в жизни Айыжы произошло разное. Он закончил ТувГУ, работал в студенческом бизнес-инкубаторе, открывал собственный бизнес-проект. Неизменным оставалось одно: все эти годы он прилежно тренировался сам и всегда имел группу воспитанников, которых обучал восточным боевым искусствам. Ездил по соревнованиям и вывозил туда своих ребят, которые возвращались потом с почётными призовыми местами. Сам Айыжы с первых же своих выездных соревнований в Красноярске и Улан-Удэ показал хорошие результаты и получил право выступить на международных состязаниях. На чемпионате Европы в Бухаресте он занял первое место в своей категории. Позже съездил в Китай, где прошёл обучение у местных мастеров. А совсем недавно вновь завоевал весомые награды: выиграл первенства Сибири и России, занял первое место в международном турнире в Китае. А его ученик стал чемпионом Европы по винчун кунгфу.

…Сегодня у Айыжы постоянно занимаются около пятидесяти ребят. И это только начало. В планах – организовать полноценную школу с собственной базой и образовательной концепцией. Впрочем, концепция уже продумана и в меру возможности реализуется. Работает Айыжы по собственной авторской методике.

* * *

– Я своим ребятам объясняю так, – рассказывает Айыжы. – Главное, чтобы, повзрослев, вы не вспоминали: вот, когда-то я ходил на секцию ушу. Не должно быть такого, что какое-то время ты походил на ушу – и забыл. Ходишь ты на тренировки или нет – ты всё равно занимаешься дома. Как физическая активность, ушу в твою жизнь входит навсегда.

– В процессе тренировки вы ведёте беседу…

– Обязательно. Например, после пробежки я предлагаю: разделитесь на пары, пусть двое человек возьмут ответственность друг за друга… Все молчат. И тогда я делю их сам. Поясняю: если вы не берёте на себя ответственность, это сделает судьба. Сейчас судьба – это я. И они начинают думать.

– Кунг-фу – боевое искусство, но «бой» в этом случае, наверное, не война, а – победа над чем-то…

– Да. Боевое кунг-фу – это мастерство победы над собой, над своими страхами и переживаниями, следовательно, мастерство управления жизнью. Потому что ты, во-первых, учишься управлять собой, во-вторых – пространством, в котором ты находишься, а в-третьих, – окружающими: эффективно взаимодействовать с другими людьми.

 – А мечи, которыми вы манипулируете, они для чего?

– Для тренировок. Сначала ты учишься управлять телом, потом – телом и оружием. Ты тренируешься так, чтобы меч стал продолжением твоей руки. Это тоже форма совершенствования тела и ума.

Мне нравится сравнивать боевые искусства с другими искусствами: живописью, каллиграфией, скульптурой. Это то же самое искусство, только ты выражаешь, познаешь себя через движение. Спортивные достижения, которые могут последовать, это уже нечто второстепенное, зависящее от того, какие цели ты перед собой ставишь.

Ушу или кунг-фу может выступить такой базовой подготовкой. Ты выучил пару движений, упражнений – и отталкиваешься от них, выбирая, куда тебе идти дальше: в баскетбол, волейбол, футбол… У тебя отличная координация, гибкость, выносливость – всё сформировано. Дальше ты можешь стать хоть кем. В этом и смысл названия нашей школы: Almas – это сокращение от «мастер в одном универсален во всём». Есть такая народная мудрость, в которой утверждается: если ты не освоил полностью одну профессию, то ты не понял и другие. И если ты досконально изучил одну профессию, то и другие профессии ты тоже знаешь. Универсален во всём – мастер в одном. Одно ты делаешь идеально, всё остальное держишь под контролем. Это я закладываю в головы своим ребятам.

– А на шпагат вы сажаете всех своих учеников?

– Так ведь все умеют сидеть на шпагате. Даже вы.

– Ой, нет, я не умею.

– Умеете. Если вы сели и у вас не хватает 15 см, – это всё равно значит, что вы сидите на шпагате. Я не могу больше, у меня не получается, скажете вы. Как это не получается? – вы уже сидите на шпагате, поздравляю! Каждый день сидите по пять минут – рано или поздно вы опуститесь, потому что мышцы растягиваются. Не нужно уметь сидеть на шпагате, если ты на нём уже сидишь. Поэтому умеют все. И такое отношение, и способ мышления к чему угодно, не только к шпагату, оно снимает ограничения. В этом и заключалась философия Брюса Ли: имей границей – отсутствие границ, используй невозможность как возможность. Получается, границ нет. Это – фактор мышления как принцип роста. Суть в том, что всё взаимосвязано, и кунг-фу – инструмент познания этого через тело.

* * *

В прошлом году в жизни Айыжы случилось событие, о котором можно было только мечтать. Он встретился с Джеки Чаном. Выступил перед мировой телезвездой, пожал ему руку и сфотографировался на память.

Эту встречу специально организовали для поклонников Чана в рамках ежегодной Недели экшн-фильмов Джеки Чана. За возможность побывать на этом событии боролись около шести тысяч человек со всего мира. Айыжы написал эссе на английском языке, в котором рассказал, как недавно в родном городе какой-то малыш принял его за Чана. И про то, как его собственный сын с трёх лет обожает Джеки Чана, смотрит фильмы с его участием, а когда в садике спрашивали, кто твой супергерой, он с гордостью сообщил, что, конечно же, Джеки Чан!

Из шести тысяч заявок приглашение отослали шестистам претендентам. Они и съехались в Китай. Из этих сотен потом выбрали ещё шестерых счастливчиков, в числе которых опять оказался Айыжы. Эти шестеро получили возможность выступить перед звездой.

– Я понял, что нет ничего невозможного, – улыбается Айыжы. – Ведь то, что со мной произошло, это чудо. Я понял, что нужно быть открытым, заниматься тем, что тебе нравится, и использовать возможности, которые перед тобой появляются. Не сомневаясь в себе. Кстати, в этом году я поставил перед собой новую цель – посетить могилу Брюса Ли, отдать дань уважения мастеру и, по возможности, встретиться с его дочерью, которая живёт в Америке.

Виктория КОНДРАШОВА

Фото из архива Айыжы ЛИ