Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

МАСТЕР И ЕГО "БОДАНМАС"

23 апреля 2020
39

Выйдя на пенсию из УФСИН, Олег Александрович занялся любимым хобби – начал мастерить деревянную мебель. На службе времени не было, а сейчас – хоть отбавляй. В доме у него всё сделано своими руками. В том числе и кухонный гарнитур с подсветкой – и красиво, и удобно.

- Наверное, это в моей крови. Где бы я ни был, всегда замечал что-то красивое. Но, когда работал в УФСИН, то руки не доходили, свои идеи, желание творить я хранил в душе. У моего дедушки, говорят, были золотые руки. А теперь пришло и моё время воплощать свои мысли в реальность. Считаю, что нужно возрождать и развивать традиционные виды ремесла, самим изготавливать мебель, которая испокон веков была в тувинской юрте, - поделился своими мыслями Олег Александрович.

При этом традиционно тувинские предметы интерьера он как бы осовременивает, мастерски используя новые технологии и национальный колорит. Например, ширээ – низкий столик в современной интерпретации превратился в столик повыше с национальным орнаментом. Традиционный улгуур – шкаф для хранения посуды - у Олега Александровича стал открытым буфетом.  

На самоизоляции мастер изготавливает стулья в национальном стиле, планирует создать журнальный столик.

- В основном мастерю для своей семьи и для семей сына и дочери. У меня ведь внуки. Именно они должны видеть и пользоваться традиционной тувинской утварью. Например, в каждой семье должен быть деспи – широкий поднос с углублением. Подавать в нём можно и варёное мясо, и любые другие блюда, - убежден мастер.

Красота спасёт мир, считает Олег Намчан. Создавать её в силах каждый, даже в такое сложное время, как сейчас. Скучать и лежать на диване мужчине негоже. Карантин, режим самоизоляции – самое подходящее время для того, чтобы сделать пространство вокруг себя еще более красивым и удобным.

- Возьмём ту же мебель. В советское время ее делали крепко, на века. А сейчас качество оставляет желать лучшего. Поэтому мебель, сделанная своими руками, намного долговечнее, удобнее и красивее. Каждый мужчина в эти нерабочие дни или во время отпуска сможет легко смастерить вешалку для верхней одежды, полку для обуви. Результат вашего труда сразу при входе в дом оценит любой гость.

Впрочем, не только в доме, но и во дворе, и даже на улице. У входа в усадьбу Намчанов - коновязь, как принято было у тувинцев. Во дворе - беседка, скамейки и даже лампы уличного освещения мастер одел в абажуры-цветочки.

Ещё одна страсть Олега Александровича – советский автопром. Во дворе у него пять машин. Самая любимая – ГАЗ-69 1969 года выпуска. На ней он ездит за дровами и даже на сенокос, приделал специальную волокушу. Для поездок по Шагонару у семьи имеются «Жигули». Причём, собрал он «Копейку» из неработающей машины. А вершина автотворчества Олега Александровича – трактор собственной марки «Боданмас». Если перевести на русский язык получится что-то вроде «без проблем», «легко». Трактор, собранный буквально из металлолома, действительно, без проблем преодолевает любые препятствия.

- Мой «Боданмас» перевозит три тонны сена. А сенокос у нас далеко, в местечке Белдир-Кежии у села Арыг-Узуу. Идет легко под 30 километров в час, неважно в гору или под гору. Три скорости вперёд, три назад. Любой, кто умеет водить машину с механической коробкой передач, сможет управлять им. Сложнее косить, тут нужен опыт и сноровка.

«Копейка» моя вообще всеядна. Можно и 92-ой, и 95-ый, 98-ой бензин использовать. Даже соляркой не брезгует. Был у меня такой опыт. Главное, чтобы бензин в баке не закончился, а к нему добавить солярку. И можно ехать.

Ремонтировать эти машины легче, нет электроники, долговечные. Один раз заменил деталь, всё сделал хорошо – и можешь ещё годы ездить. Если запчасть будет оригинальная – так вообще никогда не откажет. Поэтому и люблю я советский автопром, - улыбается Олег Александрович.

Запчасти на советские авто ещё можно найти, но качество стало хуже, сетует мастер. Например, подшипники раньше можно было один раз в десять лет менять, а сейчас намного чаще.

Коллекционером Олег Александрович себя не считает. Всё-таки коллекция нужна больше для красоты и стоимость её растёт с каждым годом. А машины Олега Александровича все на ходу и используются в хозяйстве ежедневно. Пока, конечно, и они «на карантине».

Но забот что в автомастерской, что в плотницкой, под которые приспособлен гараж, невпроворот. Настоящему мужчине, настоящему мастеру во время режима самоизоляции скучать некогда.

Алдынай ТЮЛЮШ

Фото автора