"Кожзавод": район с тяжелой судьбой и грустным настоящим

У одного из районов Кызыла, который в народе нарекли «Кожзаводом», есть множество сложных, тяжело решаемых проблем. Они появились не сегодня и не вчера, а некоторые уже имеют многолетнюю историю. Конечно же, не справедливо будет говорить, что республиканские и городские власти не слышат народ и не идут ему навстречу. Что-то сдвигается с места. Но так ли оперативно и чётко, как того требует сложившаяся обстановка?

В редакцию газеты «Тувинская правда» тоже поступил сигнал. Прибыв на место, мне быстро удалось найти респондентов, которые уже давно живут в районе и могут аргументированно, чётко и без прикрас рассказать о проблемах, которые волнуют жителей «Кожзавода».

Наталья Александровна: – О доступности транспорта и говорить не приходится, если нет своей машины, то будь добр, жди единственный автобус 5 «А», а если сильно торопишься, то топай пешком до «Телецентра», «Агентства» или «Детского мира». Летом ещё ходить не так боязно, ведь светает рано, а темнеет поздно. Но ведь зима приближается, а это темнота, гололёд, да и после заката домой возвращаться страшновато, по пути встречается много пьяных или подвыпивших людей. Спиртное у нас в районе достать – не проблема, выбор, так сказать, на любой вкус, достаток и кошелек. Живём посреди города, как на острове. Добираться до нас долго, трудно, а временами даже опасно.

Олеся Александровна: – Одна из наших главных бед – это помойки и хаотично возникающие свалки. Если не хочешь, чтобы у тебя под забором скапливался чужой мусор, то его надо убирать самостоятельно. Я заметила: чем больше прибираешь, тем больше его наваливают несознательные люди. На мусорных кучах пропитание себе ищут хозяйские или бездомные собаки. Животные сбиваются в стаи, от голода и обиды нападают на одиноких прохожих, да и детей на улицу без присмотра выпускать опасно. Вдруг их искусают, вот и приходится ребятишкам гулять в ограде. У меня собаки задрали уже четырёх кошек!

 

Транспортная проблема тоже стоит крайне остро. Когда рано утром везу на машине ребенка в садик, то замечаю, что на остановках скапливаются толпы людей, которым надо в город на учёбу или работу. Единственный автобус ходит по расписанию, но его явно недостаточно, ведь наш район густонаселен, есть много школьников и детсадовцев. Да и вечером вернуться домой ещё та проблема. Да и в переполненном автобусе ехать сейчас по эпидемическим условиям опасно и некомфортно.

На «острове» в центре Кызыла?

Пообщавшись с ещё несколькими жителями, мне стало ясно, что всех беспокоит практически одно и то же, а значит, пришло время обратиться за информацией к властям и получить ответы на вопросы. Депутат Верховного Хурала РТ Станислав Оюн, избранный осенью этого года депутатом от этого района, уже работает над от проблемами «Кожзавода», ещё во время предвыборной кампании он провёл сход граждан и для себя определил болевые точки, наметив «дорожную карту» их решения: – Жители активны, они не намерены отсиживаться за спинами у соседей и в большинстве своём хотят изменить жизнь своего района в лучшую сторону. Для обратной связи мы создали группу в мессенджере для мгновенного обмена сообщениями, выделили несколько самых важных проблем, которые необходимо решать здесь и сейчас.

 

На первое место вышла транспортная доступность, ведь жители не должны быть отрезаны от Кызыла, находясь в Кызыле! Я и работники мэрии города вели переговоры с МУПом «Кызылгортранс» об увеличении числа автобусов 5 «А» с одного до нескольких единиц. Перевозчики с нашими доводами согласились, и с ноября этого года в районе будут курсировать и выходить в рейс вместо одного до пяти автобусов. Начальник отдела транспорта Департамента городского хозяйства мэрии Кызыла Буян Шойжун и заместитель директора МУПа «Кызылгортранс» Чаян Кара-сал заверили, что все юридические формальности согласованы и договор находится на финальной стадии подписания, – сообщил Станислав Александрович.

 

Стало светло на «народной тропе»

 – Второй вопрос, который заботит жителей «Кожзавода», отдаленность школы. До неё просто-напросто доехать крайне сложно, – еще об одной проблеме рассказал депутат, – школа № 14 закрылась, и её ученики переведены в школу № 17 на ул. Иркутской. Переговорив с директором школы № 17, было достигнуто соглашение о том, чтобы ребятишек с «Кожзавода» на учёбу возил школьный автобус, и сейчас этой проблемы уже нет. Также удалось решить и третью проблему. Лест ница, ведущая на улицу Горную, откуда далее есть выход к школе № 3 и автобусным остановкам, которую жители называют «народной тропой», была в очень запущенном состоянии, сильно заросла бурьяном, не было освещения. С МУПом «Благоустройство» удалось найти общий язык, они помогли в решении этого вопроса. Трава убрана, установлены фонари. Совместно с мэрией смогли улучшить освещение и самого района «Кожзавод». Особенно это требовалось на улицах Школьной и Семирацкого. Теперь, можно сказать, что 60 процентов улиц данного микрорайона имеет освещение.

Благоустройство будет идти постепенно

– Головной болью жителей района являются несанкционированные свалки. Ближе к дамбе текут речушки, а один из притоков сильно засыпан мусором. Это начало происходит давно, когда район ещё разрастался, но теперь бытовые отходы стали плотнее подходить к домам людей. Над этим проектом необходимо серьезно поработать, где-то осушать и убирать накопившиеся бытовые отходы. Где есть чем подкрепиться, там и появляются бродячие собаки; если их лишать мест такого питания, то они покидают насиженные места. Но это тоже неокончательный выход из сложившейся ситуации, нужна постоянная мера, которая будет давать результаты. «Есть ООО «Уют», организация занимается отловом и содержанием бродячих животных, – говорит Станислав Оюн, – на эти цели выделяются средства, и бездомных животных в городе стало гораздо меньше. Я поставил для себя задачу обеспечить «Кожзавод» транспортной доступностью, сделать ремонт и асфальтирование дорог, уделять больше внимание уличному освещению. Помимо этого веду переговоры о привлечении в район частных перевозчиков. Но необходимо, чтобы народ и «газелисты» поняли и услышали друг друга, для этого нужен сход и живое общение. Также надо составить расписание, когда приходит маршрутка в тот или иной пункт, и чётко следовать этому документу. Только полное взаимопонимание, точность и рентабельность помогут осуществить эту задумку. С утра выпил – и весь день праздник Жительница «Кожзавода» рассказывает о проблемах района Борьба с преступностью ведётся с переменным успехом Сейчас у района «Кожзавод» новый участковый инспектор полиции, который освоился и несет службу. А почти девять лет закон и порядок в этом непростом районе охранял майор полиции Александр Маады. Александр Лаврович знает все проблемы, печали и трудности этой не самой фешенебельной части Кызыла: – Нам часто приходится сталкиваться с незаконным оборотом спиртного с «адресов» или из магазинов. На торговцев суррогатом составляются административные протоколы, и они берутся под личное наблюдение. Все участковые Кызыла ежедневно проводят мероприятия по профилактической отработке города. Но «теневой» бизнес еще главенствует. Вижу одной из главных причин правонарушений, совершаемых на «Кожзаводе», социальную неустроенность людей. Когда составляешь протокол или принимаешь объяснения, то каждый третий, а зачастую даже и второй правонарушитель оказывается безработным, – доложил обстановку в районе майор полиции Маады.

 

Не позабыт, не позаброшен

 Главный архитектор столицы Орлан Машпалдыр: – Действующий на сегодняшний день генеральный план был утверждён в 2011 году. В нём много недочётов. Не совсем точно и с погрешностями отображены некоторые районы нашей столицы. Поэтому с 21 сентября 2020 года был объявлен открытый конкурс на полную корректировку или, даже можно сказать, разработку нового генерального плана города на долгосрочный период. К первой половине ноября мы уже должны иметь на руках заключённый контракт. Будет лучше, чтобы за разработку этого масштабного проекта взялся один исполнитель, а не разные, как в прошлый раз. «Кожзавод не брошен и не забыт. Он фигурирует в наших документах, в данном районе запланировано развитие уличного освещения и асфальтирование дорог. И в новом генеральном плане об этой части Кызыла никто не забудет», – заверил Орлан Машпалдыр.

Кирилл САМОХВАЛОВ.

Фото Даяна ДАНСЮРЮНА.