Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

КОЛХОЗ С ИМЕНЕМ ГАЗЕТЫ

25 марта 2020
50

Агитировать крестьян вступать в колхоз начали в Туране еще с 1929 года, в ноябре собрали первое собрание, но охотников было немного, всего шесть семей набралось. Протокол собрания, с которым председатель исполкома Иван Андреевич Чертов поехал в Кызыл, не утвердили – мало людей. Потом противники коллективизации Ивана Андреевича убили на заимке около поселка Ленинки, который тогда назывался Морозовкой.

Но агитация продолжалась, и на очередном заседании, состоявшемся 30 марта 1930 года, в колхоз записалось 18 семей. Этот день и считается днем создания колхоза. Название дали в честь газеты «Красный пахарь», которая много писала о коллективизации, да и создана была для ее пропаганды. Поначалу люди не совсем поняли, что такое колхоз, и свезли на общий двор все, что только имелось, вплоть до гусей и кур и сами в одно место собрались. Но приехал специалист из Кызыла по фамилии Аверин и объяснил, что жить можно и порознь, только хозяйствовать надо сообща.

Первый сев на ста десятинах был произведен женщинами и подростками, мужики в это время гонялись за теми, кто с оружием в руках выступил против коллективизации.

В этот первый год в хозяйстве были 49 рабочих лошадей,25 дойных коров, да столько же молодняка, 300 овец. Из инвентаря – 9 плугов, 19 телег, борон деревянных40 штук. В общем, не густо.

А через два года началось раскулачивание. Кругом были горе и слезы. Людей, кто жил посправнее, выселяли из своих домов, отбирали имущество и отправляли за Саяны. Но колхоз за счет этого окреп.

В доме Ильи Ширнина, которого с малыми детьми, женой и старой матерью посадили в телегу и отправили на Ольховку, на золотодобывающий прииск, открыли контору колхоза. На заимке Григория Сазонтьевича Шипилина, которого с 8-ю детьми отправили в село Усть-Можарку Курагинского района в Красноярском крае, открыли молочно-товарную ферму.

Надо заметить, что все сосланные семьи рано или поздно вернулись в Туву, в Туран.

А в колхозе после раскулачивания прибавилось не только скота и разного инвентаря, но увеличилось число самих колхозников, теперь уже не 18, а 52 семьи трудились в общем хозяйстве и засевали 250 десятин пашни.

Самым первым председателем колхоза был избран Афанасий Матвеевич Коровин, потом его двоюродный брат – Семен Тимофеевич Коровин. И много еще было председателей: Ослопов, Табаев, Пирогов, Федор Доронин, пока в 1940 году не избрали колхозники молодого, но очень деятельного и преданного колхозному делу паренька – Петра Васильевича Астафьева.

О Петре Васильевиче нужно сказать особо. Родился он в многодетной семье, жившей до 1930 года в поселке Сушь.  Родители были хлеборобами, трудились не покладая рук, но из бедности выбиться не могли. Когда в Туране организовался колхоз, поехали туда в надежде на лучшую долю.

Окончив 6 классов Туранской неполной школы, Петр пошел работать в колхоз, где его назначили помощником тракториста. Колхоз тогда только-только приобрел старенький тракторок «Фордзон», работал на котором Григорий Катцын.

Потом, как грамотного, его назначили счетоводом. Работал он много и со вкусом, но жизнь состоит не только из работы, он был молод, а потому с удовольствием играл в футбол, был даже капитаном колхозной футбольной команды. По вечерам ходил в клуб, на репетиции драматического кружка, где высокому красивому парню всегда находились подходящие роли. В паре с молодой и обаятельной учительницей Лидией Плюсниной он играл поручика Ярового в спектакле «Любовь Яровая». Был агитатором, ходил по десятидворкам, разъяснял людям политику партии и правительства, неграмотным читал газеты. А за год до войны стал 20-летний паренек председателем колхоза «Красный Пахарь».

Вот как рассказывала об этом событии Татьяна Яковлевна Хомутова, ветеран колхоза: «Я собрание то, хоть и девчонкой была, хорошо помню. И аплодисменты, когда Петра Васильевича председателем выбрали. Ох, и аплодировали! И ведь оправдал он те аплодисменты! Даже, когда еще счетоводом работал, мужики за каждой нуждой не к председателю шли, а к нему, мальчишке! Знали, что если что нужно, хоть из-под земли достанет. Выбрали – и не ошиблись. В войну ему трудней всех пришлось. Мужики все на фронте, а в колхозе бабы, да ребятишки. Помню, во время сева рано вставать приходилось, часа в 3-4 утра. Придем на конюшню, лошадей запрягать, а Петр Васильевич уже там, поможет все сделать и в поле отправит. А вечером работу поздно кончали, часов в одиннадцать, а он уже опять идет навстречу, помогает лошадей расседлать. Все по местам своим расставит, да и скажет: «Вы уж, девчонки, завтра не проспите, пожалуйста, не подведите». Ну, как тут можно проспать?

А зимой молотьба. Придет на ток, полушубок скинет, все кули нам перетаскает, а ведь ему надо было поспеть и к чабанам, и на ферму, да мало ли у председателя забот! Когда он спал – никто не знает.

А придешь к нему, бывало с личной просьбой, не знаю уж, как он выворачивался, но всегда помогал. За это его и любили. И колхоз в достатке был, и людей не обижал. Когда, уже после войны, его перевели в райзо, бабы плакали и ходили в райком, чтобы вернули Петра Васильевича обратно. И вернули!»

Сам же Петр Васильевич говорил, что ему просто повезло с людьми. Сознательные были женщины, а с подростками и вовсе легко было, он ведь сам был почти такой же, разве что чуть-чуть постарше. Да и время-то какое было – каждый сознавал свой долг перед Родиной, перед народом, перед мужьями и братьями, ушедшими на фронт. Поэтому не только сохранили все нажитое до войны, но и приумножили колхозное добро, да при этом еще и на фронт отправляли скот и разную продукцию.

А после войны колхоз и вовсе в гору пошел – техника появилась новые земли стали осваивать. При колхозе создали государственный сортоиспытательный участок, стали применять передовые агротехнологии.

В животноводстве тоже дела ладились – быстрыми темпами росло поголовье скота, увеличились надои молока. Развивались новые отрасли – каракулеводство, птицеводство, пчеловодство.

Уже в 1953 году колхоз получил первый миллион прибыли и стал называться колхозом–миллионером. Как одно из самых лучших хозяйств не только Тувы, но и СССР. «Красный пахарь» стал постоянным участником ВДНХ – выставки достижений народного хозяйства, впервые открывшейся в Москве в 1954 году. За высокие показатели в труде почетное право поехать первыми на выставку в Москву было предоставлено телятнице Полуферии Фунтиковой, скотнику-пастуху Костагану, старшему табунщику И. Санчы, членам полеводческо-овощеводческой бригады Павлу Баиру и Татьяне Попеляевой.

В 1954 году в колхозе было 587 человек, из них 390 человек тувинской национальности. Благодаря огромной помощи Советского государства, оказываемой в виде безвозвратных и долгосрочных ссуд, бывшие араты-кочевники перешли на оседлый образ жизни и переселились из холодных юрт в новые теплые дома.

В газете «Тувинская правда» от 8 июля 1954 года о «Красном пахаре написано: «Неплохо поставлено в нашей артели бытовое обслуживание людей. Дети дошкольного возраста бесплатно содержатся в яслях и на детских площадках. Правление заботится об отоплении квартир колхозников. Заготовку и подвозку дров проводят специально выделенные члены артели. Колхозники могут сдать для починки в артельную мастерскую мебель и разную утварь. Канула в вечность былая некультурность. Теперь бывшие араты-кочевники содержат в чистоте свое жилище, научились соблюдать личную гигиену. В новых домах тувинцев–колхозников есть хорошие кровати, стулья, нередко можно встретить патефон, велосипед, этажерку с книгами».

В 1966 году колхоз был награжден высшей наградой страны – орденом Ленина, а его председатель Петр Астафьев получил второй орден Ленина и Звезду Героя Социалистического Труда. Вскоре он был избран депутатом Верховного Совета СССР. Депутатами столь высокого уровня избирались и простые колхозники – доярка Александра Сундуевна Узуйген, телятница Домна Родионовна Завьялова. А скольких колхозников «Красного пахаря» наградили орденами и медалями – не счесть!

Назову лишь тех, кто стал кавалером самого значимого ордена, ордена Ленина: Петр Астафьев, Полуферия Фунтикова, Домна Завьялова, Биче-оол Ховалыг, Виктор Сиваев, Сарыг-оол Михаил, Сарыг-оол Кызыл-оол, Дмитрий Доронин, Овчаров Николай.

В 1973 году колхоз был реорганизован в совхоз с тем же названием. Но это уже другая история.

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА

Фото из Туранского краеведческого музея