Каменный «Чингисхан»

Древние каменные изваяния (кижи-кожээ) в большом количестве распространены на территории Западной Тувы.

Здесь во многих местах можно встретить статуи, изображающие человека. Часто они держат сосуд в одной руке, в другой – оружие или же сосуд в обеих руках. Эти изваяния создавались в эпоху средневековья, во времена, когда на территории Тувы жили древние тюрки, уйгуры и кыргызы. Статуи устанавливались в честь знатных воинов и отличившихся героев.

Самое известное и выразительное из каменных изваяний Тувы расположено в Барун-Хемчикском районе около села Бижиктиг-Хая. Один из первых исследователей памятника археолог А.В. Адрианов обнаружил памятник в 1881 году. Он зарисовал его, измерил и сделал следующее описание:

«… стоит кожо-таш, пользующийся у сойотов большим почитанием и известный под именем Чингисхана. Эта настоящая статуя, сделанная рельефом как спереди, так и сзади и врытая в землю по пояс. Она изображает коренастого мужчину со строгим почти свирепым выражением лица, что художник изобразил в отделке глаз и рта с опущенными вниз усами... Голова покрыта надвинутой на лоб шапкой, из-под которой позади торчит конец толстой и короткой заплетенной косы. Руки кожо-таш держат спереди сосуд с широким круглым брюшком, вытянутым внизу и вверху в виде цилиндров. На широком поясе сделаны поперечные глубокие борозды как спереди, так и сзади.  Материал из которого был сделано изваяние – серый гранит».

Рисунок изваяния, сделанный А.В. Адриановым в 1881 г.

Действительно, изваяние выполнено превосходно. На голове изображена причёска на прямой пробор, переходящая сзади в косу. Детали лица выполнены особо реалистично. На уровне живота изображены руки, поддерживающие сосуд. Пояс состоит из прямоугольных блях, с передней стороны видны прорези, а среди свисающих ремешков можно заметить привеску сердцевидной формы.

Интерес вызывает то, что при поиске других каменных изваяний А.В. Адрианову пришлось испытать трудности. Несмотря на его расспросы, местные жители не хотели ему рассказывать об изваяниях, тем более показывать их, из страха, что случится что-то плохое, непоправимое.  А.В. Адрианов отметил, что тувинцы, в отличие от алтайцев и монголов, враждебно относятся к деятельности исследователей памятников древности, почитая сами памятники за святыни. В этом почитании он видел залог сохранности археологических памятников.

После А.В. Адрианова «Чингисхан» привлекал внимание многих исследователей тувинских каменных изваяний, да и сейчас фотографии и рисунки этого замечательного памятника можно встретить во многих книгах. Все исследователи отмечали искусное исполнение и реализм скульптуры.

Известный археолог Л.Р. Кызласов, изучивший многие изваяния Тувы, датировал «Чингисхана» уйгурским временем (VIII–IX вв.). Им было отмечено, что на изваяниях этого периода изображены особые головные уборы или косы, рельефно изображенные сосуды, пояса с привесками сердцевидной формы. Кроме этого уйгурские изваяния не имеют сопроводительных сооружений как оградки или балбалы-столбики, а также статуи держат сосуд обеими руками.

Стоит отметить, что для датировки изваяний исследователи огромное внимание уделяют деталям, изображенным на статуях: головной убор, прическа, одежда, серьги, пояс, оружие, сосуд. Изображенные на изваяниях пояса, кинжалы или сосуды имеют сходство с предметами погребального инвентаря того времени. Так, в захоронениях уйгурского времени найдены пояса с сердцевидными привесками и прорезями как у «Чингисхана», а также сосуды с высоким горлом и поддоном.

Кроме «Чингисхана» изваяния уйгурского времени были обнаружены в Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском районах. Как известно, в этих районах расположены городища уйгурского времени.

Сегодня «Чингисхан» стал достопримечательностью. В последние годы это изваяние стало очень популярным археологическим памятником, к которому приезжает множество людей из близких и дальних уголков республики, посещают его и гости из других регионов. В народе изваяние стало иметь и другое имя – сымыраныыр кожээ (примерный перевод «изваяние, которому шепчут»). Многие жители приезжают сюда, чтобы сказать изваянию «на ухо» свои желания. Причем, шептать надо в левое поврежденное ухо, иначе желание не сбудется. В том случае, если желание сбылось, следует отблагодарить изваяние.

Во время посещений некоторые гости подносят статуе белую пищу, сладости, деньги, чтобы задобрить его и попросить помощи. Кроме этого позитивного фактора (почитание), способствующего сохранению каменных изваяний, существуют и негативные факторы, вызывающие их разрушение. К ним относятся естественные процессы и антропогенное воздействие. Негативные естественные факторы – это выветривание и другие атмосферные явления, в результате которых повреждается поверхность каменного изваяния. Вызванный ими процесс разрушения идет медленно, но остановить его практически невозможно. Другой естественный фактор, причиняющий вред памятнику, – фитофактор, рост лишайников на поверхности камня.

Существенное разрушающее воздействие на каменные изваяния оказывают антропогенные факторы. Ни в коем случае не стоит во время посещений «кормить» или брызгать на изваяние молоко. Кроме этого, существует традиция оставлять сладости и деньги на верхушке изваяния. Остатки пищи и металлические деньги, нагреваемые солнцем, наносят вред поверхности памятника. Под образующейся от молочных продуктов органической коркой скрываются детали изваяния. Жертвенная пища привлекает птиц, которые повреждают поверхность памятника клювом и когтями.

Несколько лет назад группой энтузиастов под руководством Б.С. Майны над изваянием «Чингисхан» был установлен навес, а территория ограждена изгородью. С одной стороны, это позволило уберечь статую от крупных птиц и скота, с другой – существенно изменился исторический ландшафт, также являющийся частью предмета охраны любого памятника.

В социальных сетях распространены фотографии, где многие посетители изваяния буквально опираются всем телом на памятник, стремясь обхватить его руками, тем самым по незнанию они вредят его сохранности. Естественно, каждый посетитель хочет прикоснуться к изваянию, рассмотреть его детально. Однако, в первую очередь, изваяние – это объект культурного наследия, который охраняется Федеральным законодательством.

Наша главная задача сохранить памятник для будущих поколений в таком виде, в котором нам передали наши предки, в этом случае «Чингисхан» будет радовать и восхищать нас еще многие годы и даже столетия.

Аяна КУУЛАР,

научный сотрудник группы археологии ТИГПИ