ЭПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НА СЦЕНЕ ТУВИНСКОГО МУЗДРАМТЕАТРА

Обращение деятелей культуры к своим истокам, к эпическому на- следию, это не веяние сегодняшней моды, это крайне насущная необ- ходимость, чрезвычайно важная философская, мировоззренческая и нравственная проблема многих народов бывшего СССР, в том числе и тувинцев.

В эпоху глобализма гуманистические основания народной культурой вымыва- ются, фольклор не играет той важной вос- питательной роли, которую играл ранее, становится реликтом. Традиционные рели- гиозные учения для многих являются фор- мальным институтом светской жизни, се- мейные отношения для значительной части молодых людей уже не образец для поведе- ния. Современная школа также выполняет в лучшем случае функцию образования.

Ученые-гуманитарии пытаются внести свой вклад в процесс воспитания и всё чаще обращают внимание на народную культуру, эпическое, фольклорное наследие как ис- точник духовных знаний об истории народа, об этических нормах, о добре и зле.

Однако кто из современных людей, особенно младшего и среднего возраста, сможет слушать долгими зимними вечерами произведения героического эпоса в испол- нении сказителя? Да и искусство это прак- тически исчезло, во всяком случае, в Туве. В настоящее время можно услышать лишь небольшие отрывки из эпоса, в котором многие слова уже не совсем понятны детям, поскольку разговорный язык значительно упростился.

Театр как зрелище ближе и понятнее молодому зрителю, чем текст героического эпоса, изданный в бумажном варианте с большим количеством комментариев фило- логов, поскольку в нем множество архаизмов, связанных с давно ушедшим бытом. Именно театр с его безграничными возмож- ностями и формами может говорить со зри- телем о главном простыми средствами. Эта тема крайне актуальна для современных на- родов Евразии, и театр как трибуна может и должен выполнять свою просветительскую функцию, как один из наиболее доступных способов общения.

В настоящее время в республиках России главные государственные учреждения куль- туры приобретают статус национальных. Однако задачи, которые требуют решения при смене статуса учреждений культуры по- сле распада СССР, не осмыслены в должной мере не только учеными, но и самими дея- телями культуры. Часто они решались фор- мально: новый статус подразумевал зна- чительную прибавку к зарплате. Так, этот статус в Туве был присвоен краеведческому музею, республиканской библиотеке, ансам- блю песни и танца «Саяны» и театру. При этом мера ответственности его работников также значительно усилилась. Пока же кар- динального изменения в деятельности этих учреждений не наблюдается.

Тем не менее, надо признать, что наиболее гармонично этот процесс происходит в творческом поиске театра. 

Тувинский театр в лице его главного режиссера многие годы, до прошлого, 2019- го, Алексея Ооржака довольно последова- тельно, начиная с 1993 года, обращается к эпическому наследию. Так, уже в 1995 году он поставил спектакль «Кара и Седип» по пьесе  корифея  театра  Виктора   Кок-оола «Хайыраан бот», написанной им на основе легенды «Кыс Халыыр». И если автор в сво- ем произведении 1937 года делал упор на социальный аспект, что вполне закономер- но – протест девушки против несправедли- вости законов феодальной Тувы, то Алексей Ооржак рассказал легенду о любви, изменив даже название пьесы. На фестивале тюрк- ских театров «Туганлык» в Уфе спектакль получил четыре приза: за сценографию, режиссуру, за дебют и роль второго плана. Это был этапный спектакль, «тогда, – по воспо- минаниям А. Ооржака, – мы почувствовали себя национальным театром!» Официально же этот статус он получил в 2011 году.

Заслуженный артист РФ и народный артист РТ А. Ооржак, долгое время воз- главлявший театр (1993-2019), своими по- становками определил два направления работы с поэтическим наследием народа: героические сказания и древние легенды, а также основные темы: патриотизм, героизм известных тюркских полководцев и тема любви, сопереживания, история народа в чувственных образах.

Героями его известных эпических спек- таклей стали Субедей – «Кто ты, Субедей?» («КЫМ СЕН, СУБЕДЕЙ МААДЫР?») исторической драмы-эссе Э. Мижита. Премьера состоялась в 1997 году. В 2000 году в Уфе спектакль получил Гран-при международно- го театрального фестиваля тюркоязычных народов «Туганлык». Спектакль А. Ооржака очень яркий и неожиданный по своему эстетико-философскому решению. «Культегин» по пьесе Э. Мижита, историческая дра- ма, постановка А. Ооржака, 2008 год, это спектакль о выдающемся полководце Вос- точно-Тюркского каганата, жизнеописание которого высечено на орхоно-енисейских памятниках.

Шестьдесят героев (беглецов) – спектакль «Вихри Кара-Дага» («КАРА-ДАГ- НЫН КАЗЫРГЫЗЫ») Э. Мижита в постанов- ке А. Ооржака, 2003 г. Он был посвящен 120-летию восстания 60-ти богатырей.

Все эти эпические постановки, даже на- писанные современным автором, характери- зуются глубоким осмыслением историческо- го материала, наследия тувинского народа, при этом постановщики обращаются к сегодняшнему зрителю с вечными нравствен- ными проблемами. Второе направление – спектакли-легенды: красивые поэтические предания о создании национальных музыкальных инструментов: игила и чадагана (режиссер Сайдаш Монгуш). 

Лучшим спектаклем А. Ооржака все-таки стал «Вернись, мой друг, вернись!» (1998) по пьесе самого режиссера и Х. Шириин-оола, по мотивам поэмы Александра Даржая, основанной на народной легенде о создании национального инструмента игила. Закономерным был успех спектакля в Казани в кон- це мая 1998 г. и на следующем театральном фестивале тюркоязычных театров «Науруз», где постановку назвали «жемчужиной фестиваля» и отметили несколькими дипло- мами и призами по различным номинациям. Постановщик спектакля А. Ооржак получил персональный диплом и премию «За развитие национальной сценической  поэтики в спектакле «Вернись, мой друг, вернись!». Дипломом и премией был награжден Тувин- ский государственный музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола за пластический образ спектакля. Награжден был дипломом и премией Станислав Ириль в номинации приз «Надежда» за роль табунщика Бала.

Это добрый спектакль о красивом жереб- це, который, погибнув из-за зависти богача, научил своего бедного хозяина Балу создать игил из лиственницы, обтянув его кожей и изготовив струны из его хвоста. Первая ис- полнительница главного персонажа, же- ребенка Сылдыс-Шокара – Галина Мунзук создала образ маленького, беззащитного животного с твердым и сильным характе- ром, он стал эталоном для последующих актрис. Больше 20 лет он с успехом идет на сцене театра. В этом спектакле в превосходной степени проявилась главная линия творчества А. Ооржака – поиск позитивного начала, героя для нации, образец для под- ражания. Многочисленные призы Тувинского театра свидетельствуют о том, что и эпические произведения, и древние легенды мо- гут быть востребованы современным обществом.

Настораживает пренебрежительное отношение театральных деятелей молодого и среднего поколения: режиссеров и театро- ведов к своему фольклору. Реконструкция, музеефикация, даже мумификация – эти пренебрежительные термины, которые они используют, говоря об эпосе, характеризу- ют часто их отношение к поэтическому на- следию своего народа и возможностям их воплощения на сцене. Однако, если нет у народа классических пьес, стоит ли так от- носиться к своему фольклору? И, наверное, не правильно решать за зрителя: будет ему интересен спектакль, основанный на этиче- ском произведении, или нет. Надо ставить!

Существуют и разные методы решения поставленных задач, однако и они достаточно однообразны: в современных костю- мах с атрибутами, чаще с плетками (у бывших кочевников); отстраненные ожившие картины прошлого с нарочито вычурными псевдоисторическими костюмами…И боль- шинство режиссеров берут на вооружение уже многократно использованные решения с прямым обращением артистов в зрительный зал. Если театр имеет статус Национальный, он должен, обязан иметь в своем реперту- аре фольклорные произведения своего на- рода, иначе надо менять статус: городской, республиканский, областной. Везде, во все времена живет человек со своими мечтами, страстями, конфликтами, и он может быть понятен зрителю, тем более, что у современных наследников народа сохраняются базовые мировоззренческие представления.

Все зависит от посыла, от задачи, кото- рую ставит режиссер, от его таланта. Во все времена жили и живут Медеи, Эдипы, Гам- леты, Лиры, леди Макбет. И такой спектакль может ставить и ре- шать не только эстетические, моральные задачи, но и знакомить с прошлым своего народа, что также немаловажно, поскольку для многих современных молодых людей знакомство с историей своей страны закончилось в школе и не оставило желания интересоваться ею позднее.

В советский период в стране доминиро- вала идеология Коммунистической партии, в которой, как известно, были как свои не- гативные, так и позитивные стороны. Тогда проблема взаимодействия народов сводилась к влиянию русской культуры, как об- разцовой, на другие, которые принято было считать менее развитыми. И это в некоторой степени тормозило развитие национальной драматургии, было препятствием устойчи- вому поступательному движению национальных культур.

Однако были в тот период и положи- тельные тенденции, от которых в настоящее время многие учреждения культуры, в частности, театры, решительно отказались. Было несколько направлений формирова- ния репертуара: кроме классических пьес игрались и произведения русских совет- ских авторов: инсценировки романов Н. Ос- тровского «Как закалялась сталь» и А. Фа- деева «Молодая гвардия», «Русские люди» К. Симонова, «Мятеж» Д. Фурманова, «Марсово поле» А. Антокольского, «Божествен- ная комедия» и «Ленинградский проспект» И. Штока, «Чужой ребенок» В.  Шкваркина, «Чти отца своего» В. Лаврентьева, «Барабанщица» А. Салынского, «Третья патетическая» Н. Погодина, «Стряпуха» А. Сафроно- ва, «Нашествие» Л. Леонова, «Бой с тенью» В. Тура, «Память сердца» А. Корнейчука.

Но, что ещё важнее, в целях демон- страции дружбы народов, на сцене Тувин- ского музыкально-драматического театра, действительно регулярно ставились  пье- сы народов СССР: «Башмачки» Л. Гиззата, «Аршин-мал-алан» У. Гаджибекова, «В ночь лунного затмения» М. Карима,  «Нэркэс»  И. Юмагулова, «Тополек мой в красной ко- сынке» Ч. Айтматова, «Чейнэш» П. Кучияка. Поэтому неудивительно, что люди среднего и старшего возраста довольно хорошо зна- комы с литературой народов союзных и ав- тономных республик. Многие молодые люди в Туве не знакомы и с тувинской драматургией.

Главными проблемами современности становятся межнациональные отношения и кризис идентичности, а это может привести к расслоению общества на маргинальные группы, его дезинтеграции, ксенофобии. Д. С. Лихачев писал: «Умирание куль- туры может быть вызвано двумя, казалось бы различными причинами: «…отрицанием своей ценности как нации, небрежением собственным культурным достоянием, враж- дебностью к образованному слою – (творцу, носителю и проводнику высокой культуры (что мы нередко наблюдаем сейчас в Рос- сии), либо «ущемленным патриотизмом» (выражение Достоевского), проявляющим себя в крайних, зачастую бескультурных формах национализма (также сейчас чрез- вычайно у нас развившихся)».

Творчество ведущих современных глав- ных режиссеров театров республик Россий- ской Федерации Андрея Борисова, Бориса Манджиева, Фарида Бикчантаева, до недав- него времени Алексея Ооржака, Эммы Ири- шевой с их многочисленными успешными постановками о прошлом своего народа и по фольклорному наследию, свидетельству- ет о понимании их миссии по созданию под- линного национального театрального ис- кусства и о важности слова, произносимого со сцены их исполнителями. По сути, наци- ональный театр в России рождается только сейчас, на наших глазах. Он разнообразный, как и сами народы, но объединяет постанов- ки этих режиссеров глубокий философский подход к теме, яркость, эксцентричность, самобытность образов, их подлинная народ- ность. Казалось бы, они продолжают исто- рию своих коллективов, но делают это на более высоком творческом уровне. И каж- дый их спектакль – открытие!

Известно, что для того, чтобы претендо- вать на достойное место в этом мире, наро- ду необходимо иметь свое лицо, определя- емое национальной культурой. Театральное сообщество может и должно своими поста- новками способствовать также закрепле- нию в национальной культуре нравственных установок и моделей поведения, которые предопределяют успешное развитие лично- сти и нации в целом.

Айлана КУЖУГЕТ, доктор культурологии, кандидат искусствоведения

Фото Владимира САВИНЫХ