Дважды национальный проект

Само слово «национальный» имеет разные значения. Когда мы говорим о национальных проектах, имеем ввиду проекты - важные для государства (на федеральном уровне). Но когда мы говорим о сельском хозяйстве, а конкретнее о лошадях… тут есть еще и другое значение термина.

Тувинская культура, менталитет и способы ведения традиционного хозяйства без коней просто немыслимы. А то, что национальный проект (федеральный) позволит привлечь больше средств в сферу национального (тувинского, традиционного) хозяйства – делает государственный проект еще более интересным.

Начнем с ТНР

Поскольку в этом году отмечаем столетие тувинской государственности, давайте посмотрим, как обстояли дела с коневодством в ТНР. Тем более, что сохранились и интересные архивные документы.

Все знают, что во время войны молодое государство в центре Азии посылало в помощь фронту, в помощь братскому народу огромное количество, в том числе, и коней. С июня 1941 по август 1944 года ТНР поставила в СССР 50 тысяч коней. 50 тысяч! А сколько их было всего? Есть данные, которые получили как раз накануне Великой Отечественной войны.

А если учесть, что поставляли на фронт не только боевых коней, но и мясо, можно понять, что лошадей оставалось очень мало. К счастью, разводить коней и восстанавливать поголовье в республике умели. Это можно видеть и по регулярным отчетам по развитию животноводства в ТНР.

Поголовье лошадей в ТНР: 1930 год – 114.721; 1936 – 90777; 1939 год – 111980. То есть, в разные годы коней было то меньше, то больше, но всегда где-то около ста тысяч.

Но есть одна шокирующая цифра. В это трудно поверить, но совсем другое количество коней был в Туве, если верить отчетам Турчанинова за 1915 год. Он пишет: «Запас лошадей, которыми обладает Урянхай, по приблизительному подсчету, состоит из 747400 голов и составляет больше 1/3 того количества, которым владеет Великобритания (2100000)». 747 тысяч! Это кажется невероятным. Но с чего бы Турчанинову заниматься «приписками»? Он же просто давал сведения о Туве в целом. Только почему-то кажется, что в его подсчетах просто появился «лишний нолик», и, судя по всему, под влиянием не вполне корректных исследований Каррутерса. Потому что по данным графа А.П. Беннингсена, посетившего Туву в 1912 году, количество лошадей составляло 85 тыс. голов, а по мнению А.П. Ермолаева (1915 год) - 100 тыс. голов.

Так что будем считать, что количество лошадей в Туве в первой половине прошлого века все же колебалось около ста тысяч.

Восстановление поголовья лошадей в Туве

Потом было много чего. Восстановление поголовья лошадей в советское время казалось уже не вполне актуальным – механизация. В начале нынешнего века коней было мало, едва ли двадцать пять тысяч. То есть – около трети обычного количества.

Но ставка на традиционные способы хозяйствования позволила резко увеличить поголовье разного скота. И вновь понадобились кони.

Ну и вот, - смотрим: по данным Министерства сельского хозяйства в Туве по состоянию на 1 января 2021 года лошадей было 93,9 тысяч. В общем, почти 94 тысячи, как и в прежние времена. А в племенных хозяйствах – 7,4 тысячи голов.

Впрочем, КрасноярскСтат дает другую цифру – 90,5 тысячи. Разница, конечно, заметная. Но не принципиальная. И получается, что мы сейчас «вырулили» к традиционному поголовью. Тем более, что основные показатели явно на подъеме, год от года поголовье увеличивается, и это – устойчивая тенденция.

Но вот если считать на душу населения, то да. Сейчас мы здорово отстаем. Сто лет назад на одного человека в среднем приходилось чуть меньше двух лошадей. Конечно, неравенство всегда существовало. У Ажыкая и его сына было около полутора тысяч лошадей, значит, были и большие семьи, где на всех была хорошо если одна лошадь.

А сейчас у нас получается на четырех человек одна лошадь. Впрочем, очень многие абсолютно не нуждаются в лошадях. Но ведь кони – это не только транспорт или тягловая сила. Так что в этом отношении еще есть к чему стремиться.

Тувинская порода лошадей

В минувшем году завершили проект «Тыва аът». Работа была проведена огромная - обследовано 11292 лошади, взяты биоматериалы – у 5981 лошади в десяти кожуунах. По результатам создали первичный Национальный реестр из 2870 маточного поголовья лошадей тувинской породы в 15 хозяйствах…

А для чего бы это? Вот – Тува, вот – лошади. И лошади – в Туве. Но отнюдь не каждая лошадь, которая живет в Туве, может считаться лошадью тувинской породы. А для традиционного хозяйства лучше всего подходит именно традиционная лошадь. В течении веков были выработаны оптимальные для данной местности жилище – юрта, легкая мебель, удобная одежда. И, конечно, местные породы скота и лошадей.

Отличительные черты тувинской породы лошадей - выносливость, высокая работоспособность и приспособленность к суровым климатическим условиям. Длинные верховые поездки? Легко! Перепады температуры? Справимся! А вот можно ли ее улучшить? Наверное, с тем же успехом, что и улучшение юрты. Конкретно – с минимальным успехом.

Для работы над проектом «Тыва аът» привлекали сотрудников Института коневодства России. Его директор Александр Зайцев приезжал в Туву часто. В последний раз – во время открытия сезона скачек в этом году в Бора-Булаке. И он дал довольно забавную характеристику улучшению породы. Он сказал, что произошел редкий случай «улучшения без видимых признаков улучшения».

Быстрее, выше, сильнее!

В данном случае это – не олимпийский девиз, а направления «улучшения» оптимальной породы. Тувинская лошадь будет уступать коням некоторых других пород в красоте, в быстроте (особенно если речь идет о бегах на ипподроме). Но в выносливости и неприхотливости с ней мало кто сравнится.

Покрасоваться на коне, или участвовать в парадах – это одно. А тяжелый повседневный труд – это совсем другое. И кони нужны другие. Вот как раз такие, как кони тувинской породы.

Первые исследования проводили в конце 19 века. Тогда выяснили, что лошади тувинской породы имеют среднюю высоту в холке около 128 см. Сейчас – немного выше. Но наиболее успешными «улучшателями» породы были сами араты. Они точно знали, что им нужно для работы. Тот же Турчанинов несколько страниц своего отчета посвятил неудачной работе выведения улучшенной породы семейством Сафьяновых. Недостатков в их племенной работе было действительно много, в том числе пониженная жизнеспособность молодняка, пониженная жеребость, несоразмерность сложения…

Несколько лет назад, совершенно случайно нашли в архивах документы, в которых зафиксирована работа по выведению «верхнеенисейской» породы. Ну, знаете, если сведения о ней были забыты и сохранились только в архивах, то можно думать, что результат был в целом не вполне удовлетворительным. 

Поскольку мы с Александром Зайцевым встретились именно на скачках, то и разговор коснулся этой темы. На скачки порой выставляют коней недавно привезенных, дорогих, быстроногих… и совершенно не приспособленных к жизни в тувинских степях. Бывает, что они и погибают.

Тувинская лошадь может преодолеть и более длинные дистанции чем сейчас существуют, но до этого года «тувинскость» определялась лишь ростом коня. Сейчас практически со всем разобрались. Провели генетический анализ, определили генофонд, составили реестр. Только те кони, которые вошли в реестр, и их потомки будут считаться чистопородными. Только они и смогут участвовать в забегах лошадей тувинской породы. Александр Зайцев полагает, что в Надыму работа будет полностью завершена, и, может быть, мы уже увидим забеги именно тех коней, которых ученые признали полностью соответствующими породе.  

Конечно, лошади нужны разные. Тяжеловозы и прочие – тоже будут востребованы. Но это – уже совсем другая тема. А к проблемам коневодства в Туве мы будем не раз еще возвращаться.