ДОЮБИЛЕЙНОЕ-2: ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ В ТУВЕ

В прошлом номере мы рассмотрели три княжества, три основных субъекта на территории нынешней Тувы, которых Россия взяла под покровительство. Это тем более интересно, что на самом деле субъектов было гораздо больше.

Поэтому рассмотрим кто именно обращался с просьбой о протекторате, административное деление, а заодно и некоторую странность в написании прошений.

Комбу-Доржу перечислил всех

Документ амбын-нойона содержит имена и должности всех, от имени кого он обращается к пограничному начальнику. А уж пограничный начальник должен, по мнению амбынь-нойона всё «довести к стопам Великого Белого Государя». Стиль изложения более архаичен, чем прошения он Буяна-Бадыргы и правителей Бээзи-хошуна. Но о стиле потом, сначала все-таки посмотрим, кто именно обращался к Белому царю. По сути, это как раз и будут те, кто через семь лет после протектората строили свое государство.

Сообщение амбын-нойона построено так, как мы и сейчас пишем заявления, только мы сначала указываем: кому, потом – от кого, потом что именно за документ (заявление, просьба, обращение) и, наконец, сам текст.  А в сообщении: сначала - от кого, потом – кому.

Итак, от кого:

«Танну-урянхов:

Оюннар сумо - цзанги Балдыра, мейрина Ачикая, мейрина Саны, цзалана Самдрака, цзалана Дульбы, цзалана Цагандая, цзалана Ойдупа, хунду Мунку, цзайсана Тарбы, дарги Бальчжинями, дарги Серота;

Соет сумо - цзалана-цзанги Ойурых, цзанги Банчык, мейрина Санчата, цзалана Хорло, хунду Пюрю, дарги Суруна, дарги Ловул;

Иргит сумо - цзанги Шыырап, мейрина Шыырап, мейрина Серена, мейрина Ончуна, хунду Самаана, гелина Агвана, гелина Норву, бижээчи Дарисуруна;

Чооду сумо: цзанги Дагбы, цзалана Дамдина, цзалана Дувана, хунду Шыырап;

Салчак хошуна:

Убор Кыргыз сумо - цзалана-цзанги Бальдыра, цзанги Хорло, Самдыка, хунду Дэлик-куньчжил, дарги Енжат;

Тожу хошуна - цзалана Сегбе, цзалана Помнана;

монастыря на Самагалтае - представитель монастыря Лобуля, цзасака ламы Дан-Сюрюна, сорчжи Найдама, сорчжи Чалзарая, сорчжи Идама, дэмчи Дамдина;

монастыря Соет сумо - хамбо Шыырап, сорчжи Людуп, ловун Седен, кеский Цзайсана и многих шавы;

монастыря Кыргыз сумо - сорчжи Чойдана, сорчжи Нанчжой, ловун Тада, кеский Шарап и многих шавы;

монастыря в Салчаках - хамбу Чалзана, ловун Соотчи, кеский Сурана и многих шавы, и всего Танну-Урянхайского народа.»

Насчет всего Танну-Урянхайского народа сложно сказать, но вот тут перечислены те, кто, образно выражаясь, стоял под флагом Комбу-Доржу. Тут еще интересно, что монастыри выделены в отдельные единицы составного автора прошения. То есть – сообщения.

Явно, монастыри, хоть и находились на территории какого-либо сумона, были самостоятельны. Поэтому хемчикский Хамбо-Лама Чамзы и писал отдельное прошение о принятии тувинского населения, проживающего на Хемчике, под покровительство России. Причем написал его гораздо раньше Буяна-Бадыргы – 28 сентября 1913 года.

Амбын-нойон обращался с просьбой 15 февраля 1912 года в «Год черной мыши 1-й месяц 1-ое число».

Буян-Бадыргы чувствовал себя правителем

Прошение Буяна-Бадыргы было написано только от него лично. Он не перечислял сумоны и монастыри, а их было немало. Он не перечислял имена правителей родов и чиновников. Он писал конкретно от себя. Он чувствовал себя правителем. И получил потом ответ тоже именно на свое имя.

Бээзи-хошун на тот момент не имел одного конкретного правителя. Так уж получилось. Поэтому им пришлось перечислить всех, кто, так скажем – подписал прошение.

Прошение было от «Правителей 17-ти отоками по реке Хемчику цзайсанов: Лубсана, Ендона, Шыырапа, Ананды, Баинтугуса, Баинсулчжи, Дондопа, Цзалагу, Эрельчжина, Эрдене-Очира, Варимы, Цагачи, Сонома, Церенпила, Хурен-оола, Бора-хоо и Борбак-оола, и всех демчи, мейренов, цзаланов и прочих чиновников

Тут перечислены только имена, нет пространного объяснения какими сумонами они управляли. И этому есть причина. Но об этом тоже позже. А сейчас – конкретно административное деление.

Хошуны и сумо

Кстати, именно чиновники Бээзи-хошуна взялись объяснить русским чиновникам административное деление Тувы того времени. Правда они сделали это не просто так – заодно выразили желание иметь возможность выбрать главу своего хошуна самостоятельно. Они выделили семь основных структур.

«1. Наш хошун в 17 сумонов или отоков (родов), население которого проживает по долинам рр, Хемчика и Большого Енисея» Они подчинялись манчьжурскому императору.

2. Хошун князя гун Буян-Бадыргы. В нем – десять сумонов, население проживает смешано с населением Бээзи-хошуна.

3. «Хошун амбына Комбу-Доржу в 4 сумона». Расположен в долине реки Тес.

4. «Хошун ухерида Бальчжиннимы в 4 сумона, который расположен по долине реки Енисея».

5. «Хошун ухерида Тонгмита в 4 сумона проживает в районе озера Тоджи».

6. «Один сумон монгольского князя Цзасакту-хановского аймака гун Бацзыр-Аракча, находится на юге хр. Танну-ола». Это – Шалык сумон.

7. «Три сумона: Маады, Чооду и Сартул, считающиеся подданными монгольского князя того же аймака Дурэгчи-вана».

И делают вывод – в Туве всего 43 сумона, из них 21 сумон считались «крепостными монгольских князей» а остальные 22 – платили дань маньчжурским императорам

В сборнике «На перекрестках времен» дана похожая, но чуть-чуть другая структура. Без указания авторства. Здесь выделены пять основных хошунов, и дополнительно несколько сумо.

«Ойнарский хошун: Ойнар сумо, Иргит сумо, Соин сумо, Убыр Чжодо сумо.

Тоджинский хошун: Го ол сумо, Хара Чжоды сумо, Ак-Чжоды сумо, Куяк сумо.

Сальджакский хошун: Куль сумо, Сальджак сумо, Байгара сумо, Киргиз сумо.

Кемчикский хошун: Монгуш сумо, Ондар сумо, Н. Орчжак сумо, Комуши сумо, Б. Ховалок сумо, Кара-Монгуш сумо, Иргет сумо, Сая сумо, М. Ховалок сумо, Б. Орчжак сумо.

Бейсэ хошун: Сат сумо, Тонгак сумо, М. Тулюш сумо, Кыргыз сумо, Карасал сумо, Кучегет сумо, Кулар сумо, Сарыглар сумо, Сальчжак соин сумо, Хертек соин сумо, Хаара-Тонгак сумо, Тумат            сумо, Долан сумо, Б. Ихе Тулюши          сумо, Чжиргак хоулар сумо, Сук-Бачжи хоулар сумо, Чжидан Тонгак сумо.

И несколько сумонов, непосредственно подчиняющиеся монгольским князьям:

1. Мада и Чжодо сумо; 2. Шалык сумо; 3. Сартул сумо».

Как кажется, этот список (из пяти хошунов) делал русский чиновник, и здесь идут вперемешку и имя правителя сумона и род, который составляет сумон. Может быть, этот список как раз и делали для того, чтобы разобраться: кого же брать под протекторат. Насчет искажения имен – тоже все понятно. Ни кириллической письменности, ни латиницы тогда еще в Туве не было. Как услышали – так и записали.

Группируем дальше и подсказываем?

Первое прошение представляется абсолютно самостоятельным, в «вольной форме». Амбын как принято было в то время прибедняется, пишет: «бедные глупые урянхи». Конечно, он так не считал, просто правила были такие. И когда к монголам обращались писали, что они бедные и глупые. В России, кстати, раньше тоже полагалось так писать.

Но Комбу-Доржу пишет и от себя, и от подвластных ему тоджинцев, и от салчакского хошуна. Значит остаются еще две крупные структуры – Хемчикский и Бээзи-хошун. Бээзи уже побывал и под монголами, и, какое-то время, под Хемчикским хошуном и теперь хочет самостоятельности.

Наверное, с самыми мелкими сумо, такими как Шалыкский и Сартульский решили не связываться, а вот Хемчикскому и Бейсэ хошунам явно дали уже готовую форму обращения. Они составлены в современной (по тем временам) форме, но – больше того – повторяют друг друга слово в слово, за исключением пункта – от кого.

И административное деление, и процедура присоединения могли бы быть гораздо проще. Совсем недавно на всею территорию Тувы распространялась власть амбын-нойонов. Но так уж получилось, что незадолго до освобождения от китайских императоров правители Хемчикского и Бэйсэ хошунов смогли получить некоторую самостоятельность, и вышли из подчинения амбын-нойонов.

В Туве, то есть в Танну-Урянхае наступил период феодальной раздробленности. Объединиться – это означало бы подчинение кому-то одному из хошунных правителей. А вот этого никто в то время не хотел – у каждого были свои интересы.

Однако, они все выразили желание покровительства Росси, а потом, через семь лет, все же объединились – создали ТНР. Почему? Просто, потому что тут возникли общие интересы. И они совпадали с интересами России. Но об этом – позже.

Марина ДМИТРИЕВА.

Фотоснимки из альбома «Черно-белая Тува»

"Тувинская правда" №85 от 31 октября 2020 года.