Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ?

13 марта 2020
9

Бескрайние степи и отвесные горы, юрты, словно огромные валуны, разбросанные по земле, песни пастухов и имена кругом: имена людей, названия рек, озер, гор, местечек...

  Именно в поисках этих имен и тайн, скрытых за ними, в июле 2019 года филологи и историки Тувинского государственного университета выехали в Увский, Ховдский и Баян-Ульгийский аймаки Монголии, где компактно проживают этнические тувинцы.

  Экспедиция проводилась в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований «Трансформационные процессы в ономастике народов Центральной Азии: история и современность (на примере Тувы, Тофаларии, Калмыкии и Монголии)».

  Выезд по ономастике в эти аймаки проводится впервые. В конце 90-х годов организовывались комплексные полевые исследования по изучению языка, фольклора, этнографии и истории этнических тувинцев Монголии. Немало ученых Тувы, преподавателей ТувГУ по результатам этих экспедиций сделали интересные научные открытия и защитили свои кандидатские и докторские диссертации. В настоящее время большая часть этнических тувинцев Западной Монголии живет в сумоне Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака. Здесь, по словам информантов, проживают около 7600 человек, из которых более 2000 (18,5 процента) – тувинцы, остальные 5600 (81,5 процента) – казахи. Намного меньше тувинцев в Увском и Ховдском аймаках.

  Тувинцы Монголии сохранили основной вид деятельности своих предков-кочевников – скотоводство. Почти каждый житель имеет в своем хозяйстве не менее 500 овец и коз, 50 и более коров и яков, а также не менее одного табуна (20 и более) лошадей. Достаточно закрытый образ жизни наших земляков позволил им в какой-то мере сохранить свою традиционную культуру, быт и, что важнее, язык.

  Участники экспедиции провели беседы с более чем 100 информантами разного возраста, проживающими в сумоне Цэнгэл и на летних чабанских стоянках в местечке Харааты. Они с неподдельным удовольствием рассказывали о своих именах, названиях местностей, в которых они проживают, легендах и преданиях, связанных с наименованием той или иной горы, реки, перевала. Восхитила преподавателей ТувГУ не только удивительная природа этих мест, но и трепетная любовь их жителей к своей земле, которую они выражают через стихотворения и рассказы собственного сочинения. Многие из них опубликованы в научно-популярном издании «Топонимы сумона Цэнгэл Западной Монголии», изданном в рамках гранта.

  В ходе полевых исследований зафиксировано более 500 наименований собственных имен и топонимов, а также около 100 преданий и мифов. В собранных географических названиях сумона Цэнгэл немало родных нам тувинских топонимов, антропонимов и кличек животных.

  К сожалению, информанты г. Ховд и сумона Буянт Ховдского аймака под влиянием культуры и языка титульной нации Монголии уже забывают свои обычаи и традиции. Подтверждает это и то, что на этих территориях исконно тувинских собственных имен почти не осталось. Интересно, что личные имена людей употребляются в качестве домашних или, так называемых, «вторых» имен, в связи с тем, что официальными являются антропонимы монгольско-тибетского происхождения.

  В рамках проекта проведена также комплексная экспедиция в западные районы Тувы: Монгун-Тайгинский, Бай-Тайгинский, Овюрский, Барун-Хемчикский и Дзун-Хемчикский. Собран обширный языковой, фольклорный, этнографический материал. Проанализировав его, участники проекта пришли к выводу, что на территории Овюрского района немало топонимов монгольского происхождения. Во всех населенных пунктах часто встречаются личные имена монгольско-тибетского происхождения. Основной причиной таких заимствований, скорее всего, является буддийское вероисповедание.

  Важность таких исследований не вызывает сомнений, поскольку в именах собственных, в географических названиях сохраняются воспоминания народа о его истории, культуре и языке. В 2020 году запланированы комплексные экспедиции в Тофаларию Иркутской области и в юго-восточные районы Тувы.

Надежда СУВАНДИИ,

кандидат филологических наук,

декан филологического факультета ТувГУ