Бизнес на угле

В Туве подавляющее большинство людей проживают в частных домах с печным отоплением. Цены на уголь «кусаются», тонна стоит от 3.500 рублей и выше. Далеко не все могут позволить себе купить сразу несколько тонн. Пять - это минимум до наступления весны, и люди вынуждены покупать у перекупщиков мешками по 250 рублей за мешок, – почти 8 тысяч стоимость одной тонны!

И это в 20 километрах от угольного разреза. Корреспондент «Тувинской правды» исследовал, почему уголь становится на вес золота на пути от угольного разреза до покупателя.

Уголь дорожает с каждым километром от разреза

Если имеешь личный грузовик или легковое авто с прицепом, можно купить уголь по приемлемой цене – 2592 рубля за тонну. Для этого нужно с 6 утра отстоять полукилометровую очередь перед воротами угольного разреза.

«На КПП под залог сдаешь документы на авто, и водительские права. Выпишут пропуск на карьер.  Путь от ворот до экскаватора может занять несколько часов – обычно с раннего утра до 11 часов. Затем двигаешься с полным кузовом в обратный путь, заезжаешь на весы, и потом выезжаешь на стоянку. Оплачиваешь по факту отгруженного угля деньги, и тебе возвращают документы на авто». Именно так и запасается углем для своей семьи Начын Донгак, коммерсант. В конце октября Начын приобрел 5 тонн угля. Мой собеседник уточнил, сказав, что раньше уголь был дороже, что за пять тонн он платил 15 тысяч. А в октябре вышло ровно 13.000 тысяч рублей. И, когда в этот же день вновь приехал за углем уже для своего отца, чтобы воспользоваться внезапным снижением цены, обратил внимание, что в очереди за ним оказался и утренний «коллега-перекупщик», успевший с утра продать уголь по 3500 рублей за тонну на левобережных дачах.  Купил за 13.000 – продал по 17500. От разреза до ЛДО – не за Саяны ехать, а ежедневная выручка составляет около 9 тысяч рублей. И для него это бизнес. Очень немногие могут позволить себе съездить на разрез и приобрести уголь на зиму, и многие жители вынуждены покупать уголь у перекупщиков-спекулянтов.  

Уголь в мешках

Фасованный уголь в мешках за 250 рублей покупают те, у которых нет ни денег на машину угля, ни личного грузового транспорта. Многодетный отец Буян Сат рассказал корреспонденту, одного мешка хватает на три дня, «но скоро, когда ударят 40-градусные морозы, мешка хватит лишь на сутки». Семья Буяна относится к малоимущим – хотя и сам работает, и жена тоже. Возможно поэтому их семья в программу «Социальный уголь» не попала. Вот и вынуждены уголь покупать уголь в мешках, на 5-6 тонн просто нет денег. А так выходит в разы дороже. В одном мешке примерно 35 килограммов угля.  Надеяться на его качество и «происхождение» остается лишь со слов перекупщика. Бывает, что могут под видом каа-хемского качественного угля продать и завозной - из Хакасии, да еще не самого хорошего качества. От такого угля больше дыма и золы, чем тепла.  Для семьи моего респондента в итоге одна тонна обходится в 7-8 тысяч рублей.  Уголь в мешках широко рекламируется и в соцсетях. Бортовые Газы и Газели, груженые углем с ценой 3.500 рублей за тонну стоят вдоль улицы Магистральной, на базе РПС, на ЛДО. А ведь это составляет целый сегмент теневой экономики Тувы.

Разное качество при одинаковой цене

О низком качестве угля, и его дороговизне рассказала и жительница Шагонара домохозяйка Ольга Донгак. Недавно за 3900 рублей купила тонну угля на складе шагонарского гортопа.   Но приобретенный уголь оказался плохого качества. Тогда женщина приобрела две тонны у частного перевозчика, доставляющего уголь на личном «Камазе» из Каа-Хемского разреза. Заплатила такую же цену - 3900, но уже с доставкой до дома. И этот уголь оказался нормального качества. Почему и на городском топливном складе, и у частника одинаковая цена за тонну угля, только в Гортопе плохой уголь? Хотя, казалось бы, должно быть наоборот! «Раньше Гортоп принадлежал муниципалитету – городу Шагонару. Ныне он в собственности у ООО «Аймак», рассказал депутат городского Хурала представителей г. Шагонара Артыш Кара-Сал, -Частная организация, они сами устанавливают цену на уголь. Когда я был на городском топливном складе Шагонара ООО «Аймак», запас топлива составлял всего 3 тонны угля на 12 тысяч жителей города. Розничная цена - 3696 рублей. Плюс погрузка - 104 рубля, а доставка обойдется в 350 рублей. Итого, тонна обходится жителю Шагонара в 4 тысячи 150 рублей. По моему личному мнению, как депутата представительного органа власти - склад должен принадлежать муниципалитету.  Регулирование цены на него – это прерогатива исключительно муниципалитета, в данном случае мэрии города Шагонара».

Но за последние пять лет в городе сменилось 12 мэров, и не удивительно, что при таком подходе муниципальных властей, когда цена за уголь совершенно одинакова и у частных перевозчиков, и на топливном складе, который как выяснилось, тоже частный, цена на уголь будет недосягаемой для абсолютного большинства.  На примере реализации угля в Шагонаре видно, что здесь вопрос доставки угля населению переведен из социальной задачи в область коммерческую. Вице-мэр по социальной политике Шагонара Ия Тюлюш с журналистом на эту тему общаться не стала, объяснив свой отказ тем, что «не в теме», так как работает в мэрии всего два месяца.

В разных кожуунах – разный подход

А вот в Бай-Хааке Тандинского кожууна и тонна угля стоит дешевле, и видение на столь социально важный вопрос принципиально другое. Председатель администрации Тандинского кожууна Алик Монгуш: «В Бай-Хааке функционирует топливный склад, он принадлежит администрации кожууна. В данное время передаем объект по договору аренды. Уголь всегда имеется в наличии, завозим каждый день, стоимость 3500 рублей за тонну. Сегодня в наличии имеется 40 тонн угля. По-моему, топливный склад должен быть только муниципальным, и администрация Тандинского кожууна не разрешает приватизировать объект, чтобы иметь возможность регулировать цены, и сложно будет требовать от частника наличие стратегического запаса угля».

 А вот в Самагалтае моя собеседница Аржаана Даваа сообщила, что у них стоимость угля за тонну – 4900 рублей. Другой респондент Ирина С. сообщила, что цена у частников бывает разные. В группе «Тес-Хемский кожжун» в социальной сети есть объявление, что «Райтоп Арбын» реализует уголь Каа-Хемского разреза. Позвонив по указанному номеру, выяснил, что уголь стоит 3900 рублей в райтопе Самагалтая. С доставкой обойдется в 4400. До Самагалтая от разреза 165 км. по отличной трассе федерального значения, и ехать от силы полтора часа.  Только стоимость угля выходит почти в два раза дороже чем на разрезе «Каа-Хемский» (2592 руб.) и дороже, чем в далекой Бай-Тайге (4000 руб.). Получить официальный комментарий у председателя администрации Тес-Хемского кожууна Толбана Самдана не получилось, он на вопрос корреспондента не ответил.

Вернули гортоп государству  

А в отдаленном сумоне «Ээр-Хавак» Бай-Тайгинского кожууна уголь стоит 4000 рублей. (345 км. от Кызыла). Председатель администрации сумона «Ээр-Хавакский», руководитель ТРО «Боевое братство» Бай-Тайгинского кожууна Аян Соян: «Уголь реализуется с топливного склада с. Тээли. Администрация кожууна своим автотранспортом поставляет уголь с разрезов в село Тээли, и мы реализуем с топливного склада населению по 4000 рублей. В сумоне «Ээр-Хавак» проживает более 900 человек, числится 174 подворий. По региональному проекту «Социальный уголь», в селе подпадают под критерии данной программы 13 семей, всех их мы обеспечили положенными двумя тоннами и 145 кг. угля еще в октябре».

В Управлении делами Бай-Тайгинского кожууна пояснили, что топливный склад МУП «Бай-Тайга» принадлежит кожууну.  Раньше это был частный объект, но чуть более года назад администрация Бай-Тайгинского кожууна юридическим путем добилась, чтобы «Машинно-тракторная станция «Бай-Тайга» перешла под управление муниципалитета.  Сегодня в запасе МУП «Бай-Тайга» в наличии имеется 20 тонн угля. 

Такой разный по качеству уголь   

А в райцентре Кызылского кожууна, поселке Каа-Хем, угольного склада и вовсе нет.  Со слов председателя администрации пгт Каа-Хем Сергея Лаптева, работающего всего один месяц в должности, это объясняется близостью угольного разреза.  Правда, это вовсе не объясняет, каким же образом запасаются углем 20 тысяч жителей поселка Каа-Хем?  Пешком на лыжах и с санками идут на угольный разрез?  Почему в одном муниципальном образовании налажена работает гортопов, а в другом правят бал частники? А должностные лица вместо вразумительных ответов молчат, словно партизаны?

«С 5 октября этого года Правительством РТ и Службой РТ по тарифам установлена единая отпускная цена за тонну угля - 5952 рубля. Ранее цена за тонну была дороже - 5 751 рублей.  Данная цена экономически обоснована» - говорит   заместитель министра топлива и энергетики РТ Денис Хангай.  «Теплоотдача тувинского угля достигает 7 тысяч калорий на киллограмм.  В республике бытует мнение, что у наших соседей уголь дешевый. А в Туве – дорогой. Давайте сравним. В Черногорске тонна угля стоит 1.600 рублей. Это уголь марки «Д» - длиноплавленный. Проще говоря, одно ведро нашего угля по составу жирности и газов равняется по теплоотдаче двум, а то и трем ведрам угля с разреза г. Черногорска.  На территории Тувы сегодня работают 23 топливных склада, 6 из которых находятся в Кызыле».

Ай-Демир КАДЫГ-ООЛ

Фото автора

Имена респондентов (кроме должностных лиц) изменены.

В Кызыле действует 6 топливных складов, цена за тонну угля для населения: 3.040 рублей: 1. МУП «Благоустройство». 2. Гортоп по ул. О.Курседи 3. ИП «Сенокос» по ул. Таежная. 4. Угольный склад «Стройснаб» на ул. Энеретиков, 5. ООО «Эриган» - ул. Ровенская, 96, 6. МУП «Банно-прачечный комбинат» на правом берегу».

Сегодня самая высокая цена за тонну угля в Монгун-Тайгинском кожжуне 5500 рублей. Тонна угля на топливных складах в кожунуах будет стоить 3040 рублей, как стоит сегодня на топливных складах в Кызыле. Разница с учетом транспортных расходов по доставке угля должна возмещаться из республиканского бюджета. 

"Тувинская правда" №90 от 5 декабря 2020 года.