85-й театральный сезон. Премьера – к юбилею!

Наш Национальный театр имени Виктора Кок-оола давно называется музыкально-драматическим, но ярко выраженных музыкальных постановок мало.

Увы… И тут – радость для артистов и зрителей: в первую неделю весны состоялись прогоны и премьера новинки, «Янтарных бус. Легенды Долины Царей» по произведению Саяны Ондур, заслуженного работника культуры Тувы, журналистки.

Это – яркое событие в жизни творческого коллектива, который в непростых условиях пандемии проводит 85-й сезон. Билеты раскупали задолго до назначенных дат. Значит, беспроводной местный телефон сработал: будет что-то интересное, надо смотреть. Это определенный лакмус в среде театралов, можно сказать, общества в целом. Да и соскучились во время ограничений по магии подмостков. Спектакль – к 100-летию Тувинской Народной Республики. Интересен и тем, что создал его гость из Элисты Борис Манджиев, заслуженный деятель искусств России, Калмыкии и Азербайджана. Это его вторая работа с тувинскими артистами. И, надеемся, не последняя. По крайней мере, есть реальные планы на будущее.

Книга «Легенды Долины Царей» Саяной Ондур издана в 2016 году на русском языке. За основу постановки из нее взяты «Капли солнечного янтаря». Такая интересная деталь: для оформления произведения выполнены фотографии разных артистов театра в «скифских» костюмах, на обложке в образах – Эдуард Ондар и Ляна Ондур. И они заняты в постановке!

Ее осуществили на тувинском языке, переводил материал народный писатель РТ Эдуард Мижит. Художник – Начын Шалык, народный художник РТ, почетный работник культуры Монголии. Он верен своему стилю минимализма и лаконизма. Предельно простое оформление, понятное любому кочевнику: живо в веках созданное предками. В центре сцены – сборная конструкция на колесиках, что двигается вокруг оси и «открывается», раздвигая грани. Это – и курган, и юрта, и холм. Кому как фантазия позволяет воспринимать. Висящие вертикально канаты тоже «преображаются» то в кнуты, то в стремена, то в веревки. Постарались использовать трехмерное пространство сцены.

Самая большая удача премьеры – музыка! Это безусловный успех Ураны Хомушку. Использованы и мелодии Аркадия Манджиева, заслуженного деятеля искусств Калмыкии. В отпечатанной программе постановка даже обозначена как «Мюзикл», но это, конечно, не он. Не дотягивает до легкого сложного жанра. Подчеркнем: сколько получилось ярких музыкальных партий, у каждого героя – своя, выверенная и прописанная. Потому и исполнителей выбирали голосистых. Даже нотки горлового пения вкраплены. Правда, есть большой минус: мелодии звучат в фонограмме! Это можно использовать в гастрольном варианте, но на сцене музыкально-драматического театра номер один в Туве должна звучать живая музыка. Может, пора «закопанную» после ремонта оркестровую яму «оживить», заполнить ее музыкантами? Да, сложно, непросто материально, но хочется надеяться, что музыкальная часть коллектива станет все-таки полноценной составляющей. Тем более, есть с кем создавать музыкальные спектакли. Не скудеет земля Центра Азии талантами.

Эмоционально хотелось бы больше музыки. Но пока отдано ей определенное время и так же уделено внимание драматургическим линиям в развитии сюжета. Пластика премьеры создавалась не так уж и много времени, где-то дней 20. Это и достаточно, и мало. Что было заметно. Не будем забывать старую истину: нет предела совершенству. И хотя постановщик уже восьмого марта уедет, его помощник Онер Кызыл-оол, все занятые в премьере как на сцене, так и за ее пределами могут еще долго продолжать оттачивать каждую сцену.

В этом есть и необходимость. Видно, что еще не всё выверено и доведено до самых-самых высот. Тут и над массовыми сценами стоит поработать – как мужскими, так и женскими. Требуются ежедневные уроки или дома, или в театре (кому как удобно) пластики, гимнастики (необходимы силы для легкого порхания-поднятия на курган или движения в стременах на весу и на высоте, нужна непринужденность танцевальных движений). Пока доведенного до автоматизма действия не видим.

Хорош заслуженный артист РТ Олег Сат - Когел-Хан. Образ получился. Запоминается всего по нескольким сценкам Тана Ховен-оол – Ходел Уруг. Молодая артистка создает запоминающуюся героиню, даже в паузах мы видим ее яркую мимику, живые глаза. Уметь молчать – целое искусство. Красиво поет заслуженная артистка Тувы Луиза Мортай-оол, мама главной героини Алдын. Великая интриганка Кадын – заслуженная артистка РТ Ляна Ондур, что плетет вязь событий ради своей власти. Но не всё подвластно и ей. Кто-то из зрителей пойдет на Эдуарда Ондара, кто-то – на Уран-оола Стал-оола, у других – свои кумиры. Кто-то из исполнителей один в роли, где двое работали над образом. Жаль, малая часть труппы задействована. Хотя это полное право постановщика.

Получился спектакль? Безусловно! Есть динамика сюжета? Да! Страсти кипят? Еще как! Даже без антракта работают на сцене. Целостность и развитие действия присутствуют? Конечно. Есть ансамбль исполнителей? Стараются все. Правда, есть что доводить до отточенности и покорять вершины постановки.

Здесь слово «легенды» в названии дает огромный простор для фантазий и придумок. Домысливать, творить – пожалуйста. Только не ленись. Герои – разные: бедные и богатые, правители и народ, воины и мирные люди. Те самые легенды вихрем их кружат в водовороте событий и времен. Тем более, в калейдоскопе мелькают и войны, и бои, и скачки на лошадях, и общение молодежи, и, конечно, любовь, верность, тайны, измены, проклятия. Есть где развернуться. Правда, современные герои в лице Археолога и Аспирантки не очень вписываются в действие – но нужны, видимо, постановщику…

Про ложку дегтя. Была на первом прогоне в понедельник. Почему-то еще не подготовили синхронный перевод, он появился только во вторник. Отпечатали красочную программу, это плюс. Но сколько в ней ошибок на последней странице (грамматических и фактических)! Это минус. Говорит о спешке и невнимательности к мелочам. Стоит исправить.

В целом же – стоит поздравить с премьерой коллектив. Зрелищной. Му-зы-каль-ной! Думаю, о ней зрители будет говорить и увлеченно обсуждать. Долго. 

Много создателям нашептали янтарные бусы.  

Марина КЕНИН-ЛОПСАН

"Тувинская правда" №8 от 6 марта 2021 года.