28, 29 и 30 ноября буддисты отмечают праздник лампад, по-тувински Чула

Его название происходит от монгольского слова «зул» — масляная лампада. Такие светильники — традиционный элемент буддийского алтаря и ритуалов. В буддизме свет, огонь — символ ясного света ума, мудрости, символ света Учения, рассекающего мрак неведения.

Не случайно именно на эти дни и было запланировано торжественное открытие статуи Будды Шакьямуни на горе Догээ. Как сообщил дежурному корреспонденту «Тувинской правды» буддийский служитель Буян Башкы, верующие могут и не пониматься на вершину, а собраться у подножия горы. Их подношения, кадаки, флажки, мешочки счастья он сможет поднять на вершину священной горы сам. 

Ритуал освящения статуи провел Камбы-лама Тувы Гелек Нацык-Доржу. Как уже сообщала «Тувинская правда», на священной горе Догээ позолоченная скульптура Будды Шакьямуни в позе лотоса установлена в сентябре. Высота постамента - 12 метров, сама статуя — 9 метров. Внутри статуи 333 тома священных книг, земля со святых мест, драгоценные металлы и камни. Строительство велось несколько лет.

Впервые в СМИ идея установки монумента была озвучена в апреле 2008 года. Общая высота строения тогда вместе с основанием предполагалась на уровне 40 метров. Координатором проекта выступил служитель храма «Цеченлинг» Буян Башкы, побывавший в марте 2008 года на учении Далай-ламы, в ходе которого ему удалось познакомить иерарха мирового буддизма с эскизным проектом. Возведение 40-метровой статуи на священной горе в Туве Далай-лама XIV благословил. Был организован сбор средств, мощное движение в поддержку установки монумента.

Статую Будды видно из любой точки тувинской столицы.

Напомним, что в регионе будет установлена еще одна статуя Будды на вершине горы Хавырга (иначе Виланы или Белдир) — священное место слияния Большого и Малого Енисея в окрестностях Кызыла.

Помощь по установке буддийской статуи оказывают специалисты Ассоциации предприятий каменной отрасли России «Центр камня» и национального центра управления обороной РФ. Для установки статуи выделено 7,3 га земли с возможностью расширения до 15 га. Также предложено рядом со статуей Будды установить его женскую ипостась — богиню сострадания Зелёную Тару.

ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА

Зула хурал – один из самых значительных праздников школы Гелуг. Основной день этого молебна всегда приходится на 25 лунные сутки десятого лунного месяца – именно в этот день в 1419 году ушел в Паринирвану основоположник школы Гелуг (т.н. школы Добродетели) – буддийский философ и реформатор Дже Цзонхава (или Цонкапа). Он широко известен буддистам как автор книг «Ламрим» («Большое руководство по этапам пути к Пробуждению») и «Нагрим» («Большое руководство по этапам пути тантры»), таким образом Цзонхава соединил в школе Гелуг сутру и тантру, сделав их как бы двумя равными крыльями этой линии буддизма. Цзонхава также является автором всей системы монастырского образования, именно он ввел строгую монастырскую дисциплину, что до сих пор служит основой школы Гелуг. Впоследствии линия Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ буддизма. С середины XVII в. она утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае. Буддийская традиционная Сангха России является также приверженцем этой школы.

Впервые Зула хурал стали отмечать через год после ухода Богдо Цзонхавы в Паринирвану, т.е. в 1420 г., тогда его ученики в память об Учителе начали возжигать лампадки (зула) в знак того, чтобы его путь озарился светом. Считается, что масло в лампадах равно океану, а зажженный огонь, подносимый всем Буддам, Бодхисаттвам и хранителям, освещает мир трех тысяч мирозданий, устраняя страдания и рассеивая мрак. Поднося зула – мы подносим свет. Подношение света кармически воздействует на создание условий для рассеивания мрака неведения и развития мудрости. В этот день также принято возжигать зула или свечи дома перед алтарем. Цзонхаве посвящена великая молитва «Мигзэм», ставшая мантрой.

Стоит отметить еще одну особенность этого хурала. Он проходит поздней осенью или в начале зимы, когда идет забой скота. Всем скотоводам и тем, кто поедает мясо, являющееся традиционной пищей и средством для выживания в суровом климате Бурятии и других регионов, возжигая лампадки и начитывая мантру «Мигзэм» во время Зула хурала, можно совершать раскаивание и посвящение заслуг ради тех животных, которые были забиты на мясо. Этим мы можем смягчить свою кармическую долю.

https://ivolgdatsan.ru/news/335/