Четырнадцать лет назад, в конце июля-начале августа 2009 года, из Санкт-Петербурга в Кызыл под усиленной охраной на бронированных машинах РОСИНКАССА были доставлены экспонаты из знаменитой коллекции кургана Аржаан-2.
После реставрации в мастерских Эрмитажа, находки эти в течение года с успехом экспонировались в крупнейших музеях мира. Их имели возможность видеть миллионы жителей планеты. Преодолев столь долгий – в шесть тысяч километров – путь, артефакты нераспакованными еще более трех месяцев хранились в сейфах Национального банка Тувы. Дело в том, что разместить их в новом здании музея тогда еще не представлялось возможным. Депутаты Законодательной палаты РТ наотрез отказалась заложить в бюджете средства на охранное оборудование. Это порядка 8 миллионов рублей. На помощь, в который уже раз, пришел тогдашний сенатор от Тувы Сергей Пугачев, выделивший необходимую сумму на приобретение и установку охранного оборудования. И золото скифов, наконец-то, стало доступно для всех.
КАК В ЛУВРЕ, ТОЛЬКО ЛУЧШЕ
Меры безопасности в Национальном музее Тувы для сохранности экспонатов этой выставки, которые представляют не только историческую, но и значительную материальную ценность (застрахованы на 44 миллиона долларов США), по меркам Тувы, беспрецедентные. Зал отделяют решетка и две бронированные двери. Обе двери на время экскурсии закрываются. Но и это не все: по всему залу установлены датчики, реагирующие на движение, звук и дым, а на посетителей смотрят глазки видеокамер. Все сигналы из зала поступают на пульт дежурного. Как рассказал директор ООО «Лава» Виктор Черных, занимавшийся монтажом охранного оборудования, открыть пуленепробиваемые витрины, в которых выложены экспонаты, никак не получится: на них тоже установлены датчики.
На одну экскурсию, которая длится полтора часа, допускают только 25 человек.
Сотрудники музея, одни из немногих, кто имел возможность потрогать собственными руками сокровища, утверждают, что скифское золото имеет мощную энергетику. Прикасаясь к украшениям, они ощущали жжение, испытывали головокружение и тревогу.
КУРГАН СОКРОВИЩ
Говорят, немцы – члены совместной российско-германской археологической экспедиции Герман Парцингер и Анатоль Наглер, обнаружив находку, так обрадовались, что запрыгали от восторга, как дети, а чтобы выказать всю полноту чувств, крыли на чисто русском матом. Такая удача выпадает один раз в сто лет.
На курган, расположенный у обочины трассы Туран-Аржаан в пятнадцати километрах от районного центра, они «положили глаз» еще в конце девяностых годов. Но только в 2001 году удалось получить на его раскопки разрешение и средства. 40 тысяч марок выделил Институт археологии в Берлине. За май-июнь тридцать крепких парней из окрестных сел, нанятых археологами за 200 марок в месяц и бесплатный обед, перекопали горы земли, переместили в отвалы тонны булыжника. Курган, диаметром 80 метров, представляет собой трехметровую каменную кладку кругами, за которой - двойной сруб из искусно обработанных мощных лиственничных плах. Сруб три на два с половиной метра хорошо сохранился: сибирская лиственница в воде и глине становится прочнее алмаза. Венеция вот уже несколько веков стоит на таких «сваях».
Лиственничный сруб уцелел сам и уберег от времени и грабителей останки главы богатого племени и его жены. Супругу отправили сопровождать в странствие по миру иному по суровым обычаям тех времен. По традиции же в усыпальницу положили все самые необходимые и любимые вещи – утварь, оружие, предметы женского туалета, и, конечно же, украшения. Массивная золотая гривна, символизирующая власть, пояс с бляшками, колчан из листового золота с луком, золотые шпильки, расписанные мастером в совершенстве, владевшем скифским звериным стилем, чекан – мощное холодное оружие, кинжал, железные наконечники стрел, золотая фольга на истлевших голенищах обуви, бусы из янтаря…
Больше всего археологов поразили штаны вождя, расшитые мельчайшим золотым бисером диаметром один миллиметр и бусинками. Свидетельство того, что в V веке до нашей эры племена, населявшие территорию современной Тувы, кочевавшие в степном поясе от Пекина до Дуная, превосходно владели не только искусством ковки, чеканки металла, но и литья. Раньше ученые об этом не знали.
В общей сложности было обнаружено более 5000 золотых изделий. Их вес – около 20 килограммов. Кроме того, перед лицами покойных лежали бронзовые зеркала. Рядом с женщиной – золотая пектораль, ковш, бронзовая и каменная курильницы. Рядом с мужчиной – парадный пояс, на портупее которого были закреплены лук с колчаном и боевой клевец. Кстати, золотой шпилькой, как позже установили ученые-реставраторы, явно пользовались при жизни: на ней были обнаружены частицы краски. Таким образом, общий вес всех находок достигал 50 килограммов.
ДОГОВОР ПРЕЗИДЕНТА С УЧЕНЫМ
…На следующий день после сенсационной находки состоялась встреча руководителя Центрально-Азиатской экспедиции Константина Чугунова с тогдашним президентом Тувы Шериг-оолом Ооржаком. Ломали голову над вопросом: что делать с сокровищами? Президент распорядился, чтобы выделили деньги на охрану кургана, поскольку бессметные богатства находились еще под открытым небом, и от любопытных не было отбоя. Денег хватило на то, чтобы нанять двух автоматчиков на восемь дней. Такой срок был отведен археологам для завершения всех исследований.
Президент и ученый согласились: нужно срочно заключать договор с Эрмитажем. Его мастера должны не только отреставрировать уникальную коллекцию, но и обязательно вернуть ее в Туву. Это условие в договоре появилось потому, что большая часть древних экспонатов, найденных в тувинских курганах, до сих пор разбросана по музеям всего мира. Следы некоторых вообще затерялись. Редчайшие находки первого аржаанского кургана, например, с 1974 года покоятся в хранилищах Эрмитажа и в Кунсткамере. Достоянием республики стал лишь… макет кургана, изготовленный из найденного в нем дерева.
ТАЙНЫ ДОЛИНЫ ЦАРЕЙ
Археологические раскопки курганов Турано-Уюкской котловины начались четыре десятилетия назад. Этот небольшой по площади пятачок в мире археологов известен как Долина Царей, одно из самых загадочных мест планеты. До сих пор нет единого толкования удивительному факту: на двух десятках квадратных километров долины находится свыше сорока курганов разных размеров. Котловина была центром крупнейшей скифской цивилизации и элитным местом захоронения предводителей. Туран – в переводе с тюркского «резиденция царей». Он считается первой столицей Тувы. Многие курганы потеряны. Их грабили еще в раннескифские времена. Тюрки, совершавшие на эти земли набеги, первым делом вскрывали захоронения, выпуская на волю души умерших. Так же поступали и другие завоеватели.
В этой котловине расположен самый большой в Туве курган – Аржаан-1, раскопки которого были проведены в 1971-74 годах. В нем было обнаружено 15 захоронений вельмож, рядом с которыми покоились их жены, слуги, верховые кони… Найденные в нем материалы позволили заполнить немало белых пятен. Как установили местные ученые, в кургане находились камни, привезенные с берегов Байкала. Их посылали оттуда скифским императорам в знак признательности и благодарности. Первый аржаанский курган древнее второго аржаанского, и оказался разграбленным. В могильнике нашли лишь некоторые изделия из бронзы, керамику. Сейчас на месте кургана куча булыжника.
НЕГЛАСНОЕ ТАБУ
Всего же в Туве более 3000 курганов официально зарегистрированных археологами. По другим источникам их более 12 тысяч. Часть из них оказалась на дне Саяно-Шушенского водохранилища. То и дело волны прибивают на берег вымытые водой фрагменты древних погребений.
Камней первого аржаанского кургана местному совхозу «Уюк» хватило для того, чтобы построить контору, мастерские и склад. Часть булыжника в начале семидесятых была использована и на строительство автотрассы. Известен и свежий случай, когда арендаторы, готовя пашню под посев, сравняли один из курганов с землей бульдозером. Еще больше археологи опасаются любителей разжиться золотом скифов, которые после сенсационной находки стали объявляться каждый божий день. У всех курганов человека с ружьем не поставишь.
Есть один психологический момент, который мешает этому. Долгое время на тувинские курганы было наложено негласное табу. Их просто-напросто не разрешали трогать. Для многих они – священны и неприкосновенны.
Мало кто знает, что сотрудники Института археологии в Берлине предлагали начать раскопки второго аржаанского кургана еще в 1994 году. Немцы хотели заключить договор, очень выгодный для республики. Они брали на себя не только финансирование работ, но и обещали направить на учебу в ФРГ местные кадры. Увы, тогда тувинские ученые не поддержали эту инициативу. Тогдашнего руководителя археологической службы Тувы Омака Шыырапа называли едва ли не «врагом народа». Лишь в 2001-ом году – пошли на уступку. Но с оговоркой: проводить исследования только «разрушающихся и сильно поврежденных археологических объектов». Каковым, к счастью, оказался второй аржаанский курган.
Федор АРШАНСКИЙ.
Фото из открытых источников