Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Зимой уголь – проблема №1

4 декабря 2021
92

Есть, конечно, еще разные проблемы с дорогами и не только, но главное зимой – доступная цена угля.

Туву не случайно приравняли к северным территориям, хотя мы находимся на юге Сибири: низкий температурный режим, сильные морозы зимой – обычное явление. И чтобы выжить нужно найти способ согреть свои дома. Если нет централизованного отопления, то нужны дрова или уголь. А вот чтобы купить уголь… Да, это дорого. Давайте сравним ситуацию сейчас и пять лет назад, и заглянем в будущее.

Угольная проблема 2016 года

Старые газеты и старые публикации в интернете напомнят нам о том времени.

Жители Кызыла и близлежащих сел могли купить уголь на разрезе ТГРК. Если есть своя машина, или знакомые одолжат грузовик, то покупали по 2365 рублей 90 копеек за тонну и спокойно везли домой. Об этом писали в начале отопительного сезона. Предупреждая, что с 1 января 2017 года, тонна будет стоить 2496 рулей.

Когда корреспонденты намекали, что, мол, дорого получается, ответ был простым: «цена на уголь не регулируется со стороны государства, а является договорной в отличие от тарифов на тепло и электроэнергию. Рынок диктует такие отношения государства и поставщиков угля».

На разрез не каждый поедет, насчет частников-перекупщиков тоже есть вопросы: как узнать, по какой конкретной цене у них уголь? «Мешок» или «ванна» - не международные меры веса или объема. Количество угля в них может быть меньше или больше, но в итоге получается гораздо больше за тонну, чем на разрезе.

Есть выход – городской склад. Там уголь идет (шёл в 2016 году) по фиксированной цене. Это 2652 рубля. Плюс 137 рублей за погрузочно-разгрузочные работы. Получается 2720 рублей за тонну. И плюс доставка по городу – 250 рублей. Итого 2900 рублей с небольшим рублей за тонну.

Но и это еще не все. Это – для центральной части Кызыла. Доставка на левобережные и правобережные дачи стоит дороже -500-600 рублей.

Тем, кто живет в отдаленных районах (не Кызыла, а Тувы) – еще сложнее. В 2016 году в Качык и Кызыл-Хая привозили уголь примерно за шесть тысяч рублей за тонну. И это – до январского повышения цен.

Кстати, давайте для сравнения посмотрим сколько платили жители благоустроенных домов за тепло в месяц. Тем более, что некоторые люди имеют привычку хранить старые квитанции. В полублагоустроенном доме за тепло в трехкомнатной квартире начисляли 2294,97 рублей. За горячее водоснабжение денег не брали.

В этом году за ноябрь, судя по квитанции, надо было заплатить 3066,43 руб., плюс за горячее водоснабжение – 981,20. Итого на счет ТЭЦ перечислено 4047,63. В общем, чуть ли не в два раза повысилась цена за тепло в квартирах. А что происходит с углем?

Работать себе в убыток?

Переместимся на время из Кызыла в Ак-Довурак, некоторые жители этого города были весьма недовольными ценами на уголь, и обратились в редакцию, с просьбой разобраться почему так дорого выходит, ведь было же постановление правительства Тувы, согласно которому добывающая компания может продавать уголь жителям по цене не выше 2220,1 рубля за тонну. Это даже дешевле, чем пять лет назад, до того, как стали поднимать цену.

По дороге заехали на Чаданский угольный разрез. Все правильно, так и есть – 2220 рублей для частников. Приезжаете на своем грузовике, оплачиваете, грузите себе уголь, уезжаете. Но грузовики не в каждом хозяйств водятся.

А юридические лица покупают уголь только за 2908 руб. за тонну угля. При этом, опять же согласно постановлению правительства республики, со складов могут отпускать уголь физическим лицам (нам с вами, простым жителям Тувы) за 2507 руб.

Понятно, что на таких условиях никто работать не будет. Покупать подороже, продавать подешевле – этим могут заниматься только благотворительные организации. Поэтому и не могли в Ак-Довураке найти человека, который бы этим занимался. Странно было бы, если бы нашли.

Но позвольте, скажете вы, ведь Министерство топлива и энергетики Республики Тыва компенсирует этим самым юрлицам пятьсот рублей с тонны! Да, компенсирует. И юридические лица вроде бы должны быть в выгоде? Сто рублей с тонны угля у них остается. На эти деньги надо оборудовать площадку, нанять минимум трех сторожей, минимум двух-трех рабочих на погрузку-разгрузку… Ах, да! Еще привезти этот уголь. То есть – ГСМ, амортизация техники… Нет, нормальный бизнес не получится. А поднимать цены нельзя.

Кто в выигрыше?

Самое странное, что в Ак-Довураке говорят, вроде как нашли человека, который берется организовать торговлю углем. Но пока он не дал окончательного согласия. Встретиться с ним не удалось, потому что в тот момент он был в Кызыле, поехал уточнять условия в Минтоп.

Но вот кому сейчас действительно хорошо живется, так это – перекупщикам. Уголь они покупают на разрезе как частники, по 2220 рублей. Правда, у них тоже есть серьезные траты на бензин или дизтопливо, ну так и цены могут свои назначать. В кузове машин рядом с углем часто лежит детская ванночка. Сколько кг туда входит, какова будет стоимость – всё на совести перекупщика.

Да, это не хорошо. Но пока это – единственный способ купить уголь, по-другому не получится. А без угля в морозы не выживешь.

Такие же проблемы есть и в других районах республики. В региональное отделение ОНФ обратились жители Бай-Хаака, там тоже продают уголь мешками. Активисты сложили стоимость угля по мешкам, и получили цену тонны – 4000-5000 рублей. Они сочли, что необходимо усилить контроль за соблюдением постановления о снижении предельных цен на уголь. Но уголь – это такой же бизнес, как и любой другой. Работать себе в убыток никто не будет.

Есть ли выход?

Есть. Только надо решать не проблему отдельного села, поселка, города, а изменить ситуацию в целом. И этот выход – не компенсация, которая не покрывает все расходы.

Этот выход – в использовании опыта прежних, советских, лет, когда были райтопы и гортопы. Они работали как перевалочные базы, уголь туда привозили из разрезов, а там уж его могли получить потребители, оплатив, разумеется, и топливо, и доставку.

Да, это обойдется дорого. Тут главный вопрос – кому дорого? Если потребителям, тем, кто отапливает свои дома – это не выход.

Владислав Ховалыг принял решение, что «угольные склады должны быть в каждом райцентре – с забетонированными огражденными площадками хранения, административными помещениями и гаражами, укомплектованные техникой, весами, системами видеонаблюдения и охраны. Для перевозок угля с разреза до складов, а также доставки до потребителей потребуются грузовики малой, от четырех тонн, и большой тоннажности. Общая вместимость складов рассчитана, исходя из объёмов потребления угля населением республики – она составляет в среднем 360 тысяч тонн в год».

Да, дорого. Только на выстраивание всей логистической цепи перевозок угля потребуется не менее 40 млн рублей. Правительство Тувы готово вкладывать средства в создание материальной основы складской инфраструктуры с последующей передачей их муниципалитетам.

Но и здесь могут возникнуть проблемы. Предположим, цепочка уже выстроена. Но без людей она работать не будет. А как с зарплатами?

Владислав Ховалыг считает необходимым поиск наиболее эффективных форм управления создаваемым имуществом. Как сообщает пресс-служба правительства: «В порядке эксперимента в трех районах республики решено запустить две разные модели организации поставок угля для населения. В одном топливный склад передадут в ведение министерства ЖКХ, в двух других к управлению складами привлекут объединения самих потребителей угля - в виде товарищества собственников жилья. Какой проект сумеет обеспечить приемлемые цены и лучшее качество услуг, у того и больше прав на дальнейшее существование».

Ирина КАЧАН

"Тувинская правда" №67 от 4 декабря 2021 года.