Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Жизнь, как метеорит

26 мая 2020
30

А вот в Туране и Кызыле, где он прожил двадцать два года, уже вряд ли кто помнит. А был он тогда, судя по фотографиям, молодым и очень красивым.

Родился Иван Алексеевич 28 июня 1926 года в Кировской области, в селе Аксеново. Рано осиротел и воспитывался у старшего брата Алексея, жившего в то время в Приуралье. Семнадцатилетним мальчишкой, добровольцем отправился на фронт, выучился на шофера и всю войну крутил баранку тяжелого американского Студебеккера. Фронтовые дороги докатили Ивана Алексеевича до Берлина, в штурме которого он принимал участие. Был награжден боевыми орденами и медалями.

После окончания войны еще пять лет молодой боец оставался на службе в рядах Советской Армии, которая проходила в Германии, и, в частности, в Нюрнберге, когда там шел знаменитый процесс над фашистскими главарями.  Иван Алексеевич вспоминал: «Полковник, которого я тогда возил, Лазарь Моисеевич Стучик, выписал для меня пропуск на присутствие в судебном процессе на десять минут. Как раз в это время велся допрос Гесса, которого приговорили к пожизненному заключению, как известно, Гесс прожил в тюрьме Шпандау до 90 лет».

Здесь же, в Нюрнберге, Ивану Алексеевичу довелось познакомиться со знаменитым военным фотографом и спецкором газеты «Правда» Виктором Теминым, который снимал Нюрнбергский процесс и первым заснял горящий Рейхстаг. Заполнив пленку уникальными кадрами взятия Берлина и горящего рейхстага, Темин, без разрешения Жукова угнал военный самолет, чтобы первым доставить эти уникальные снимки в Москву. Жуков звонил Сталину, просил наказать за такую дерзость фоторепортера, но Сталин сказал: «Правильно сделал, мы первые показали миру, что фашизму конец».

С Теминым Ивану Алексеевичу, как он пишет, было дано встретиться еще раз, уже в 1982 году, в Красноярске, куда Темин приезжал по приглашению летчика Михаила Сахарова, который в 1938 году первым обнаружил упавший в Дальневосточной тайге самолет «Родина» с женским экипажем Валентины Гризодубовой, Марины Расковой и Полины Осипенко.

Но до Красноярска, куда Иван Алексеевич переехал на жительство в 1972 году, была другая жизнь. После службы в армии, нашего героя судьба занесла в Туву, в Туран, где он работал водителем при Пий-хемском райисполкоме, председателем которого в то время был Михаил Кызыл-оолович Хорлуг–оол, а заместителем Петр Иванович Хомутов, тоже ветеран войны. Здесь он женился, обзавелся двумя детьми, но семейная жизнь не задалась, и Целищев уехал в Кызыл, где двадцать лет, вплоть до 1972 года проработал водителем в облисполкоме Тувинской автономной области, возил министра финансов Андрея Ивановича Каплунова, а по выходным дням частенько сопровождал на рыбалку и охоту Салчака Калбакхорековича Тока. У Ивана Алексеевича был свой фотоаппарат, и он много лет хранил негативы с тех воскресных фотоснимков. Возил на облисполкомовской «Волге» многих знаменитостей, которые в то время приезжали в Кызыл, в частности, Даниила Ивановича Ильченко, актера великолепно исполнившего роль отца Григория Мелехова в фильме «Тихий Дон», с ним он потом переписывался еще несколько лет, вплоть до смерти известного актера. 

Уже тогда он начинал писать, ходил в редакцию газеты «Тувинская правда», где были организованы двухгодичные курсы журналистики, которые он с успехом закончил. Публиковался практически во всех тогдашних тувинских газетах. Для нашего музея он прислал очень интересную свою статью – «Дело о затонувшем золоте».

Здесь же, в Туве, у Ивана Алексеевича появился интерес к метеоритам, который еще больше развился после переезда в Красноярск, где он работал на комбинате «Химволокно» в качестве водителя автобуса. В свободное от работы время ездил в экспедиции по следам метеоритов, в его минералогической коллекции было более 40 видов различных минералов, и в том числе три осколка от метеоритов. Один, Сихоте–Алинский, весит 88 граммов, другой тувинский «Чинге», чуть–чуть поменьше, и третий – Волгоградский. С этими космическими «пришельцами» и лекциями о них, он побывал во всех учебных заведениях Красноярска, ездил и по другим городам и весям. За многолетние исследования, связанные с метеоритами публикациями о них и массово–пропагандистскую работу, Иван Алексеевич Целищев в 2002 году был удостоен звания члена–корреспондента Сибирской Академии истории и культуры.

Кроме того, более тридцати лет, ветеран войны и труда, был членом общества «Красноярский краевед», систематически выступал на его заседаниях, публиковал в местных газетах материалы краеведческого характера. Когда в Красноярске открылся клуб «Родослов», Иван Алексеевич стал одним из активных его членов.

На протяжении нескольких лет Иван Алексеевич присылал в туранский музей ксерокопии благодарственных писем, грамоты, свои статьи, биографию, благодаря чему и случилась эта статья о красивом человеке, неутомимом труженике-искателе, который все знал о метеоритах, да и вся его жизнь была такой же яркой и стремительной.

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА