За семь месяцев 2023 года жители Тувы добровольно отдали в руки мошенников 51 млн рублей, в 2022 году за такой же срок более 30 миллионов. При этом преступники находят все более изощренные способы обмана жителей.
Эпоха цифровизации и информационных технологий, помимо очевидных преимуществ, остро поставила вопрос о сохранности персональных данных пользователей интернета. Не секрет, что наши данные становятся цифровой «витриной», доступ к которой могут получить третьи лица, в том числе спамеры и мошенники. В результате сегодня каждый человек – потенциальная жертва обманных схем мошенников, выдающих себя за специалистов службы безопасности банка, судебных приставов и следователей.
Социологическое агентство «Вебер» решило узнать у россиян, насколько проблема телефонного спама актуальна для них.
Оказалось, что 88% когда-либо получали звонки или смс от телефонных мошенников, а 10% россиян в результате махинаций теряли денежные средства.
76% утверждают, что ни разу не становились жертвами подобных звонков, при этом 21% – каждый пятый, – попадался на телефонное мошенничество.
Самые распространенные звонки от мошенников – это:
Звонки от службы безопасности банка – 69%
Звонки от «сотрудников» правоохранительных органов и государств –65%
Сообщения о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи – 21%
Предложение работы на маркетплейсах – 19%
Звонок или сообщение о выигрыше в лотерею – 16%
Так, в конце января пожилая кызылчанка, поверив мошенникам, отдала им 400 тысяч рублей. Вечером ей на домашний телефон позвонил неизвестный и, представившись сотрудником полиции, сказал, что по вине ее внучки произошло ДТП, в котором пострадал человек. В настоящий момент пострадавшему нужна срочная операция, в связи с чем необходимы деньги, чтобы ее внучка могла избежать проблем.
Поддавшись панике, пожилая женщина ответила, что имеет накопления в сумме 400 тысяч рублей наличными. Тогда злоумышленник попросил подготовить деньги и находиться с ним на связи вплоть до приезда его помощника. Когда к пенсионерке домой приехал мужчина, она сразу же передала ему все свои сбережения.
«Мы увидели важную тенденцию: хотя абсолютное большинство (88%) россиян сталкивались с телефонными мошенниками, их жертвой становилось намного меньше – только 21%. Цифры это подтверждают: более половины (57%) когда-либо разоблачали телефонного мошенника в ходе разговора, 56% заявляют, что легко могут отличить голос робота от голоса живого человека, а еще 29% занимаются цифровым просвещением и делятся с близкими советами, как не стать жертвой мошенников», — поделилась ключевыми инсайтами исследования руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.
При этом, как рассказали в МВД по Республике Тыва, если раньше жертвами мошенников становились в основном люди пожилого возраста, то сегодня пострадавшими могут жители любого возраста от 15 до 95 лет вне зависимости от пола, места работы и социального положения.
15 февраля УМВД России г. Кызылу с заявлением о мошенничестве обратилась 19-летняя девушка. Как выяснилось, заявительница оставила объявление в группе «Женская группа» социальной сети «ВКонтакте» о том, что желает снять в аренду квартиру.
На объявление откликнулась женщина, которая предложила девушке подходящее жилье. «Арендодатель» сообщила ей, что покажет квартиру, как только она переведет предоплату. На указанный банковский счет заявительница перевела 3000 рублей, однако после этого собеседник занес ее в черный список и перестал выходить на связь.
По информации ЦУР
Жители Тувы ежегодно передают в руки мошенников миллионы рублей
Выбор редакции
19 февраля 2024
60