Тувинская правда 12+

«Здравствуйте, это я, и у меня проблема…»

18 мая 2022
27

17 мая во всем мире отметили День детского телефона доверия.

В 2010 году Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами РФ был введен единый общероссийский номер экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122.

В Туве детский телефон доверия с аналогичным номером начал работать с 1 октября 2010 года, а с 2013 года переведен на круглосуточный режим. В трудной ситуации порой оказывается любой человек независимо от возраста. К сожалению, не всегда своими переживаниями мы можем поделиться с близкими или друзьями. Да и не с каждой проблемой пойдешь к маме или позвонишь подружке. Именно в таких случаях может поддержать «телефон доверия».
Квалифицированные специалисты экстренной психологической службы всегда готовы помочь позвонившим. Психологи проконсультируют по разным вопросам, в том числе по вопросам детско-родительских отношений, межличностных конфликтов и другим проблемам. Если потребуется, специалисты могут просто внимательно выслушать.
Основные принципы работы детского телефона доверия — это конфиденциальность. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить экстренную психологическую помощь. Тайна его обращения гарантируется.

В 2021 году на детский телефон доверия республики поступило 12124 обращения. 6891 из них от детей и подростков, 3451 - от родителей 3451 и 1785 от иных граждан.

Большинство проблем, о которых говорили дети, связаны с межличностными отношениями: со сверстниками, братьями, сестрами и родителями. Звонки от взрослого населения — это, в основном, запросы информационного характера: о деятельности социальных служб и центров, о соблюдении прав ребенка, о предоставляемых мерах социальной поддержки. Также родителей и законных представителей детей часто волнуют тема воспитания и взаимоотношений с детьми, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

Например, дети чаще жалуются на сложное обучение онлайн, на то, что их хотят увезти на дачу, где нет интернета, и лишить таким образом, общения с друзьями. Соответственно, возникают ссоры и конфликты. Стоит отметить, что в период самоизоляции прослеживалось общее ухудшение состояния абонентов: им стало более тревожно, появились страхи, панические настроения. Также увеличились обращения по поводу здоровья детей и подростков и по проблеме суицида.
Помощь психолога, принявшего кризисный звонок, просто неоценима, так как разговор длится до тех пор, пока специалист не убежден, что намерения ребенка или взрослого серьезно изменились. Специалист всегда выслушает, поймет, успокоит и подскажет, как правильно поступить в той или иной сложной ситуации. Телефон доверия организован именно для их психологической поддержки, куда можно и нужно обращаться.
При поступлении особенно сложных звонков, когда психолог понимает, что ситуация содержит в себе угрозу для жизни человека, а собеседник соглашается раскрыть информацию о себе, он подключает соответствующие службы и ведомства.

Телефон доверия может оказаться для ребенка единственным каналом, по которому он может сообщить об угнетающих его проблемах, особенно в случаях, когда потерян контакт с родителями, или, когда сами родители являются источником проблем, в том числе и в случаях жестокого обращения, сексуальных домогательств.

Возможность обратиться в любой момент делают службу эффективным видом помощи особенно во многих сельских населенных пунктов республики, где отсутствуют специалисты-психологи, а также существует страх того, что секреты станут известны и ситуация усугубится. Информирование детей и взрослых о работе телефона доверия, о его возможностях и доступности позволяет снизить тревогу и страх поднять трубку и сказать: «Здравствуйте, это я, и у меня проблема…».
И, в конце статьи хотелось бы добавить, что от душевных ран и разочарований детей во взаимоотношениях могут защитить только любящие и заботливые родители. Поэтому, слушайте своего ребенка! Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации.

Салбакай ООРЖАК,
психолог ГБУ РТ «Республиканский центр мониторинга и анализа».1

Редакция «ТП»