Мы еще не знаем всех туранцев, и как они могут работать, если немного им помочь.
Давайте познакомимся с Тураном и туранцами
Про Туран можно писать бесконечно – про этимологию и историю с географией. Про музей и разные старые дома, в которых все было «первое» в Туве – школа, редакция газеты, типография… Об этом писали и еще будем писать со временем. Но вот именно там нам показали очень успешные образцы работы администрации в плане выполнения социальных контрактов. Кому-то показалось, что не слишком интересно – «социальные контракты»? Это только означает, что вы о них не знаете!
Для начала давайте познакомимся с двумя молодыми, красивыми и очень позитивными мужчинами. А для этого нам надо пройтись в маленькое подобие кызылского Дома быта, в торговый центр «Олчей». Небольшие павильоны, продают игрушки, одежду, делают маникюр… все как везде. В одном из павильонов починяют сотовые телефоны и другую технику. В другом – делают фотографии на документы. Нам – туда.
Айхан Чамзрын
Айхан Чамзрын долго жил в Кызыле, работал в фирме, которая чинит телефоны. Говорит, что специального образования «ремонт телефонов» у него нет. А потом смеется – есть! В армии был связистом, как раз и с телефонами работал, с разными.
Но тут – радостная новость, он получает жилье, как сирота. Поскольку прописан в Туране, в Туране и получил. И получил хороший дом, бетонный, не такой, какие строили в последний год «на ножках» из сэндвич-панелей. Выбрал себе тот дом, который показывали на презентации, до сих пор с ним никаких проблем нет. Впрочем, в качественной работе он разбирается – сам трудился на стройке.
Откуда у него столько позитива – только диву даешься! Сирота, подрабатывал на стройках и где еще только можно, перебрался из Кызыла в Туран… Вот есть люди, которые в такой ситуации становятся пессимистами, жалуются, негодуют на государство и цены…
Клиентов ведь у него и сейчас не слишком много. Может, просто еще не все знают? Или пытаются, по привычке ехать в Кызыл, чтобы отремонтировать? Между прочим, цены на технику уже выросли. Так что хочешь-не хочешь, а придется ремонтировать. Тем более, что Айхан как раз тот кызылский мастер, у которого телефоны и раньше чинили.
Благодаря проекту «Соцконтракт» он смог приобрести разное оборудование. «Соцконтракт» именно это и подразумевает: дает не рыбу, а удочку, для ее ловли. Купил микроскоп, ноутбук, всякие необходимые приборы. Он – мастер, ему виднее, что надо. Про сам соцпроект мы напишем позже, но, главное, что вот именно на это тоже смотрят – насколько человек разбирается в том, чем хочет заниматься.
Уже работая по «Соцконтракту Айхан Чамзрын понял, чем так хорош проект: «Он дает возможность самореализоваться, показать на что ты способен, каждый может достичь многого».
Вот только, девушки, не слишком заглядывайтесь на него. У него уже есть своя девушка.
Алексей Дозурбай
Еще один очень позитивный парень. Начинаешь подозревать, что, отбирая участников для «Соцконтракта», учитывали и оптимизм. Алексей Дозурбай открыл свое фотоателье. Конечно, мы сейчас все «фотаем» друг друга, благо с телефонами-смартфонами не расстаемся. Но бывают ведь нужны фотографии на документы, причем, на каждый документ – определенного образца, размера, «с уголком» и «без уголка»… Без фотоателье не обойтись.
Была еще одна хорошая идея – делать фото- видеосъемки на свадьбах. Для этого Алексей даже приобрел квадрокоптер. Ну действительно, ведь здорово – прогулка молодожёнов по Долине царей! К сожалению, у пандемии были другие планы. Пышные свадьбы пока не устраивают. Но это только временно. Похоже пандемия идет на спад, санитарные нормы смягчаются. И в древней степи молодожены скоро будут в программу свадебных мероприятий включать и посещения курганов, чтобы проявить уважение к предкам. А здесь как раз и понадобится профессиональный фотограф, со всем необходимым оборудованием.
Откуда оборудование? Оттуда же, по программе социальных контрактов. Когда уже есть идея, ее можно обосновать, рассчитать расходы, подать заявку. Потом, когда заявка будет уже предварительно рассмотрена, назначают дату заслушивания. Отдел социальной защиты оценивает идею. Идею Алексея сочли интересной и выделили деньги.
Алексей Дозурбай тоже считает, что новый проект дает возможность самореализоваться, показать всем, и в первую очередь самому себе – на что способен. Ну вот он и создал первое фотоателье в Туране. Доказал? В общем-то, да, доказал. Но большого заработка пока нет. А дети есть – трое маленьких детей. И жена в декретном отпуске. Так что пока он берется еще и за разную подработку, как любой человек, ответственный за свою семью.
Соцконтракты Пий-Хема
Конечно, социальные контракты заключают везде, а не только в Пий-Хеме. Но вдруг кто-нибудь еще не знает, как можно найти возможность самореализоваться?
Есть три основных направления. Первое – для разгона. И для того, чтобы просто самореализоваться. Это поиск работы. Сюда входят трудоустройство, обучение, стажировка. В Пий-Хеме в прошлом году по этому направлению было заключено 36 соцконтрактов. В сфере образования контрактами воспользовались девять человек, в сфере культуры – два, в сфере соцзащиты – четыре. Кого-то заинтересовало здравоохранение, работа в ООО, в администрации сельских поселений.
Но это, опять же, для разгона. То есть – обычная работа, чаще всего – бюджетники. Второе направление гораздо интереснее, но и сложнее – как раз для самореализации. То есть, надо найти свою нишу. Увидеть, чего не хватает в районе, городе, селе и начать свое дело.
Придумать-то можно что угодно, но деньги дадут под такой проект, который действительно нужен и важен. Чтобы продукция была востребована. Чтобы была реальная прибыль. Если кто-то захочет создавать, условно, «яйца Фаберже», то денег на такой проект скорее всего не получит. Вряд ли жители села начнут массово скупать дорогие ювелирные произведения искусства. Это не означает, что талантливых ювелиров нет. Это только означает, что соцконтракт работает на «здесь и сейчас», на то, чтобы помочь людям стать на ноги. А вот на простой птичий двор денег может быть и дали бы, но пока никто не попросил.
В селах чаще всего подают заявки на что-нибудь, связанное с сельским хозяйством. Например, пункт приема шерсти, стрижка овец, выпас скота. Или строительство и производство стройдеталей. Или пекарни в селах, где их нет.
В городах возможностей больше. В Туране, например, на деньги, полученные по этой программе, работает детский игровой развлекательный центр, производство изделий из бетона, цемента и гипса, производство металлических изделий, отделочные строительные работы.
Хочется спокойной традиционной жизни? И на это денег дадут. Только не на спокойную жизнь, а на ведение личного подсобного хозяйства. Соцконтракты по этому направлению заключили 26 человек: четыре человека занимаются огородничеством, двадцать два – разводят коров. Деньги полученные по госконтракту возвращать не надо. Надо только дальше развиваться. Но это уж как у кого получится.
Выход из тени
Очень часто участниками проекта становятся те, кто и так уже занимался своим делом, но… в тени. Выгодно ли выходить из тени? С одной стороны, придется платить налоги, но с другой стороны уже можно и не бояться, что «прикроют незаконную лавочку». Хороший бонус – деньги на новое оборудование, и на то, что еще может понадобиться. Сейчас в Пий-Хеме ожидают финансирование для трех человек, прошедших и муниципальный и республиканский отбор: выпечка тортов в Туране, производство изделий из гипса, бетона и цемента в Аржаане, и деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета в Туране.
На очереди (муниципальный уровень пройден, республиканский еще нет) заготовка растительных кормов, ремонт автомобилей, производство шорно-седельных изделий. Конечно, есть уже претенденты на получение денег для ведения личного хозяйства.
Ну а целом – немного уверенности, немного веры в себя, немного оптимизма… И всё у нас получится.
Ирина КАЧАН