Они ехали на фронт воевать, горели желанием дать отпор и нанести достойный урон немецким стервятникам, вторгшимся на нашу землю и упорно рвавшимся в ее глубь. Они долго готовились к боям с этой немецкой нечистью, постигая нелегкую науку войны. И вот, проехав в эшелонах тысячи километров, они, наконец, на фронте, куда так стремились. Но то, что дальше происходило здесь, вызывало в них только бессильную злобу и отчаяние.
Снова и снова ...
Высоко над головой в воздухе начинал звучать этот до боли ненавистный звук двигателей самолетов противника, а потом сыпались сверху бомбы. Люди кидались в стороны, пытаясь укрыться в степи, с горечью думая о том, что там, в их родной сибирской тайге, даже в самом пускай захудалом лесу, у них была бы возможность спрятаться, укрыться за стволами деревьев, в его оврагах и складках. Но здесь они были совершенно беззащитны. Вокруг продолжали рваться авиабомбы, слышались дикие, истошные крики товарищей, вырываемых из жизни осколками бомб. Но едва немецкие самолеты улетали, ее бойцы вновь строились в колонны и, собрав раненых и тех, кто еще мог идти, снова шли на восток в надежде, что там, наконец, будет их боевой рубеж, где можно будет окопаться, построить блиндажи и где они, наконец, дадут настоящий бой этим гадам. Но проклятая степь никак не кончалась, и все повторялось снова и снова – рев моторов сверху над головой, взрывы авиабомб, отчаянные крики погибающих товарищей. 228-я Канская стрелковая дивизия умирала, так и не вступив в настоящий бой.
Будто ее и не было
Собирая сведения о 228-й стрелковой дивизии и о наших земляках из Тувы, которые входили в ее состав, я сразу столкнулся с тем, что информации о дивизии в официальных источниках мало, вернее, ее практически нет. Словно ее и не было. А все потому, что ее нахождение на фронте составило всего три месяца, после чего она вообще исчезла как боевая единица…
Формирование 228-й стрелковой дивизии происходило в Канске, на станциях Заозерная и Иланская Красноярского края. Здесь формировались все три ее стрелковых полка – 967-й, 995-й и 799-й, а также ряд других ее боевых, вспомогательных и тыловых подразделений. Всего в состав дивизии вошло 10 тысяч 200 человек. К концу апреля 1942 г. 228-я Канская стрелковая дивизия отправилась на фронт. Но при этом о том, куда именно их везут, знало только командование. Впрочем, бойцам дивизии это было неважно: они стремились в бой.
12 мая 1942 г. наши войска предприняли широкомасштабную наступательную операцию на юге страны под Харьковом, стремясь нанести немцам серьезный урон и перехватить у врага стратегическую инициативу, планируя в перспективе освободить всю Левобережную Украину. В этой операции было задействовано более 640 тысяч наших бойцов и командиров. Начатое наступление первоначально развивалось успешно: оборону немецких войск удалось прорвать.
Но немцы быстро оправились от этого удара, подтянули свои резервы и ударили во фланги наступавшим группировкам советских войск. Советское командование, ослепленное одной целью – освободить Харьков, своевременно не заметило этой угрозы, и проигнорировало данные разведки, а потом было поздно - ловушка захлопнулась. К 26 мая 1942-го наши войска оказались зажаты в кольцо на открытой равнинной местности в 15 квадратных километров, где их планомерно день за днем истребляла немецкая артиллерия и авиация. Люди не сложили оружия и двинулись назад, пытаясь вырваться из окружения.
Об этой «Харьковской катастрофе» мая 1942 года написано много. Когда я читал исторические монографии о той бойне, то испытал горькое чувство, которое трудно передать. В немецкий плен в мае-июне в тот год под Харьковом попало 250 тысяч наших бойцов и командиров, а в целом безвозвратные потери составили более 280 тысяч человек…
В результате действия организаторов той операции маршала С.К. Тимошенко, генерал-лейтенанта И.X. Баграмяна и члена военного совета Н.С. Хрущева, - привели к тому, что немцы, вышли к Сталинграду и едва не овладели всем Кавказом. В нашей послевоенной истории эта катастрофа долго замалчивалась ведь страной руководил до октября 1964 г. Никита Хрущев - один из организаторов операции. Да что там: молчали об этом в своих мемуарах и наши прославленные полководцы, предпочитавшие писать только о своих победах.
Но рассекреченные ныне документы, опубликованные мемуары немецких генералов, работа наших отечественных историков открыли, наконец, и эту черную для нас страницу Великой Отечественной войны…
Харьковская катастрофа ...
Именно в тот момент, когда разразилась «Харьковская катастрофа», на Южный фронт и прибыла 228-я стрелковая дивизия, сразу попав в круговорот всеобщего отступления наших войск на юге, которое породило в последующем знаменитый приказ «Ни шагу назад!» от 28 июля 1942 года.
Наша сибирская дивизия в числе других была вынуждена отступать на восток, дабы не попасть в кольцо окружения. Но и в таких тяжелых условиях сибиряки попытались себя показать: когда командованием 24-й армии Южного фронта была поставлена задача – прикрыть отход всей армии на новый рубеж обороны, 228-я стрелковая дивизия вступила в бой с передовыми частями 4-го армейского корпуса немцев. Угроза окружения всей дивизии с флангов была более чем реальной: оставшись один на один с противником, 228-я стрелковая дивизия рисковала быть отрезанной от переправ через Дон. Поэтому ее полки были вынуждены отступать к Каменску Ростовской области. Тем не менее, дивизия все же прорвалась через Дон в районе Батайска, но из 10 тысяч 200 человек ее первоначального личного состава на тот берег реки вышло только 3,5 тысячи человек…
«Погиб при налете авиации»
228-я стрелковая дивизия была просто разбита с воздуха авиацией противника…
Когда читаешь немногие, чудом сохранившиеся донесения о потерях 228-й стрелковой дивизии, то в них сквозит одна ключевая фраза: «погиб при налете немецкой авиации». О местах захоронения ее личного состава сведений почти нет: дивизия отступала, будучи не в силах даже похоронить, как следует, своих погибших товарищей… Немецкая авиация просто выкашивала ее ряды, и не было возможности хоть как-то этому противостоять: сибиряки погибали, но не сдавались, продолжая отходить на восток.
27 июля 1942 г. поступил приказ о включении дивизии, вернее, того, что от нее осталось, в состав 2-й гвардейской дивизии 3-го гвардейского корпуса Южного фронта, по существу, речь уже шла о ее расформировании… Окончательно дивизия была расформирована к 28 августа 1942 г.
Вот так трагически сложилась судьба 228-й Канской сибирской дивизии, в которую входили и наши земляки из Тувы.
Земляки из «забытой дивизии»
При формировании 228-й дивизии 24-й армии Южного фронта в ее личном составе преобладали жители практически всех районов Красноярского края, а также призванные из Хакасии и Тувы, входившие в состав «забытой дивизии».
Первый из них – Федор Александрович Агапов, 1906 (1907) г.р., уроженец Бейского района Хакасии. Призван из поселка Владимировка Тандинского района 5 февраля 1942 года Минусинским РВК Красноярского края. Рядовой 799-го стрелкового полка 228-й стрелковой дивизии 24-й армии Южного фронта. Последнее известие от него пришло в 1942 году из военного госпиталя. Признан пропавшим без вести с декабря 1942 г. По другим данным: умер в немецком плену 17 декабря 1942 г. в концлагере «Шталаг-II-В». Похоронен: Хаммерштейн (ныне – Чарны, Польша). Его супруга Евдокия Федоровна Агапова и их пятеро детей проживали в поселке Владимировка Тандинского района.
Василий Петрович Андросов, 1922 г.р., уроженец поселка Тарлыг Пий-Хемского района. Призван из Кызыла 9 февраля 1942 г. Минусинским РВК Красноярского края. Сержант. Командир минометного расчета. 799-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии 24-й армии Южного фронта. Последнее известие от него датировано 5 июля 1942 г. из Ростовской области. Признан пропавшим без вести с октября 1942 г. Фактически: пропал без вести 17 июля 1942 года во время бомбежки станции Лихая Ростовской области. Его мать Раиса Ивановна Андросова проживала в Шагонаре Улуг-Хемского района.
Алексей Филиппович Балахонов, 1914 г.р., уроженец поселка Уюк Пий-Хемского района. Призван 3 февраля 1942 г. Рядовой. Пулеметчик. Пулеметная рота 799-го стрелкового полка 228-й стрелковой дивизии 24-й армии Южного фронта. Последнее известие от него датировано 9 июля 1942 г. Признан пропавшим без вести с сентября 1942-го. Его родная сестра Анна Филипповна Суздальцева проживала в Кызыле.
Иван Петрович Белогорский, 1908 (1910) г.р., уроженец села Верхне-Усинское Ермаковского района Красноярского края. Призван из Кызыла 5 февраля 1942 г. Рядовой 799-го стрелкового полка 228-й стрелковой дивизии. Последнее известие от него пришло 16 июля 1942 г. Признан пропавшим без вести с октября 1942 г. По другим данным: погиб 16 июня 1942 г. Его супруга Анастасия Ивановна Белогорская и их шестеро детей проживали в Кызыле.
Леонтий Лупенович Вяткин, 1921 г.р., уроженец поселка Петропавловка, Тува. Призван из Шагонара Улуг-Хемского района 5 февраля 1942 года Минусинским РВК Красноярского края. Рядовой. Пулеметчик. ППС № 1698. 799-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии. Последнее известие от него датировано 27 июня 1942 г. Признан пропавшим без вести с июля 1942 г. Его жена Нина Александровна Вяткина проживала в Шагонаре.
Сергей Андреевич Гаврилов, 1902 г.р., уроженец Пензенской области. Призван из Кызыла 9 февраля 1942 г. Рядовой. Пулеметчик. 767-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии. Последнее известие от него было датировано 19 мая 1942 г. Признан пропавшим без вести с июля 1942 г. Его жена и трое детей проживали в г. Кызыле.
Григорий Романович Елтиков, 1903 г.р. призван из Тувы. Рядовой 228-й стрелковой дивизии 24-й армии Южного фронта. Попал в плен 22 июля 1942 г. в Ростове-на-Дону. Находился в концлагере «Шталаг II В». Погиб в плену 7 октября 1943 г. Похоронен: Хаммерштейн (ныне – Чарны, Польша). Его супруга Елизавета Елтикова проживала в Шагонаре.
Сергей Денисович Зеленин, 1901 г.р., уроженец села Пристань Алтайского края. Призван из поселка Сосновка Тандинского района 6 февраля 1942 г. Минусинским РВК Красноярского края. Пропал без вести. Его жена Мария Герасимовна Зеленина проживала в поселке Сосновка Тандинского района.
Лука Фомич Казанцев, 1908 (1907) г.р., уроженец Бейского района Хакасии. Призван из Торгалыга Улуг-Хемского района 3 февраля 1942 г. Минусинским РВК Красноярского края. Рядовой. Шофер 799-й стрелкового полка 228-й стрелковой дивизии. Последнее известие от него пришло в августе 1942 г. Признан пропавшим без вести с декабря 1942 г. По другим данным: погиб в плену 27 января 1943 г. Место гибели – Ламсдорф (ныне – Ламбиновице, воеводство Ополе, Польша). Его отец Фома Казанцев проживал в Торгалыге.
Матвей Автономович Кирьянов, 1903 г.р., уроженец Минусинска, призван из Кызыла 6 февраля 1942 г. Рядовой. 799-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии. Признан пропавшим без вести с июня 1942 г. Его жена Анна Лазаревна Кирьянова проживала в Кызыле.
Алексей Никитич Ковалев, 1906 (1904) г.р., уроженец города Бодайбо Иркутской области. Призван из поселка Знаменка (Сарыг-Сеп) Каа-Хемского района 3 февраля 1942 г. Старший сержант. 228-я стрелковая дивизия 24-й армии Южного фронта. Последнее известие датировано 13 июня 1942 г. Признан пропавшим без вести с августа 1942 г. Супруга Мария Сафроновна Корнякова проживала в Кызыле.
Павел Маркелович Коровин, 1901 (1900) г.р., уроженец Пермской области. Призван из Кызыла 5 февраля 1942 г. Рядовой. Артиллерист. Наводчик 45-мм орудия 799-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии. Последнее известие датировано 6 июля 1942 г. Признан пропавшим без вести с октября 1942 г. Супруга Ефросинья Васильевна Киященко проживала в Кызыле.
Игнатий Евстафьевич Кудрявцев, 1912 г.р., уроженец Бийского района Алтайского края. Призван из поселка Маймазын Ильинского с/с Каа-Хемского района 4 февраля 1942 г. Минусинским РВК Красноярского края. Рядовой. Артиллерист. Батарея 45-мм пушек 799-го стрелкового полка 228-й стрелковой дивизии. Последнее известие датировано июлем 1942 г. Признан пропавшим без вести с сентября 1942 г. Его жена Крестиния Тарасовна Кудрявцева проживала в Кызыле.
Федор Михеевич Кудрявцев, 1912 (1913) г.р., уроженец Коксинского района Алтайского края. Призван из поселка Маймазын Ильинского с/с Каа-Хемского района в феврале 1942 г. Рядовой. 228-я стрелковая дивизия. Последнее известие - 13 июня 1942 г. По другим сведениям, погиб 22 июля 1942 г. в Ростовской области. Супруга Нинила Зотеевна Кудрявцева проживала в поселке Маймазын.
Сафон Пофнутьевич Кузнецов, 1914 г.р., уроженец поселка Знаменка (Сарыг-Сеп) Каа-Хемского района. Призван из Маймазына Ильинского с/с Каа-Хемского района в феврале 1942 г. Минусинским РВК Красноярского края. Рядовой 799-го стрелкового полка 228-й стрелковой дивизии. Последнее известие от него датировано 31 мая 1942 г. Признан пропавшим без вести с декабря 1942 г. Со слов сослуживца: попал в плен в июле 1942 г., дальнейшая судьба неизвестна. Его мать Наталья Ильинична Кузнецова проживала в поселке Маймазын Ильинского с/с Каа-Хемского района.
Фалалей Ильич Ленский, 1914 г.р., уроженец п. Сосновка Тандинского района. Призван из поселка Владимировка Тандинского района Минусинским РВК Красноярского края. Рядовой. Артиллерист. 228-я стрелковая дивизия. Признан пропавшим без вести с февраля 1943 г. Его жена Мария Ивановна Ленская проживала во Владимировке Тандинского района.
Семен Васильевич Лопатин, 1902 г.р., уроженец села Коптерево Минусинского района Красноярского края. Призван 5 февраля 1942 г. Рядовой. 799-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии 24-й армии Южного фронта. Последнее известие от него датировано 19 июня 1942 г. Признан пропавшим без вести с августа 1942 г. Его дочь Дора Семеновна Лопатина проживала в Кызыле.
Никифор Иванович Невзгодин, 1904 г.р., призван из Тувы 6 февраля 1942 г. Рядовой. 795-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии. Признан пропавшим без вести с июля 1942 г. Его супруга Дарья Гавриловна Невзгодина проживала в Кызыле.
Яков Ильич Нефедов, 1911 г.р., уроженец села Верхне-Усинское Ермаковского района Красноярского края. Призван из поселка Федоровка (Кундустуг) Каа-Хемского района 5 февраля 1942 г. Младший сержант. 799-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии. Последнее известие 22 июня 1942 г. Признан пропавшим без вести с августа 1942 г. Супруга Александра Самойловна Нефедова проживала в Кызыле.
Максим Филиппович Огнев, 1908 г.р. Призван из Чадана Дзун-Хемчикского района в феврале 1942 г. Рядовой. 795-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии. Попал в плен 20 июля 1942 г. у города Ростов-на-Дону Ростовской области. Находился в концлагере «Шталаг 358». Погиб в плену 18 декабря 1942 г. Похоронен: Чехословакия, Теплиц-Шенау. Его супруга Анастасия Огнева проживала в Кызыле.
Василий Андреевич Отев 1916 (1917) г.р., уроженец села Каратуз Каратузского района Красноярского края. Призван в феврале 1942 г. Минусинским РВК Красноярского края. Рядовой. 228-я стрелковая дивизия 24-й армии Южного фронта. Последнее известие от него датировано 6 июля 1942 г. Пропал без вести в сентябре 1942 г. По другим данным: остался жив, далее воевал - п/п № 16726. Последнее известие датировано 27 марта 1945 г. Пропал без вести. Его мать Мария Самойловна Отева проживала в Уюке Пий-Хемского района.
Владимир Андреевич Савельев, 1922 (1923) г.р., уроженец деревни Ивановка Ермаковского района Красноярского края. Призван на фронт 5 февраля 1942 г. Сержант. 799-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии 24-й армии Южного фронта. Последнее известие от него датировано 22 июня 1942 г. Признан пропавшим без вести с сентября 1943 г. Его отец Андрей Степанович Савельев проживал в Кызыле
Михаил Васильевич Селин, 1907 г.р., уроженец поселка Сестиг-Хем Тоджинского района. Призван 6 февраля 1942 г. Рядовой. Пулеметчик. 795-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии. Последнее известие от него датировано 18 июля 1942 г. Признан пропавшим без вести с сентября 1942 г. Его супруга Мария Терентьевна Шумова проживала в Кызыле.
Роман Михайлович Семенов, 1916 г.р., уроженец г. Кызыла. Призван из Кызыла 9 февраля 1942 г. Младший сержант. 228-я стрелковая дивизия. Последнее известие 6 июля 1942 г. Признан пропавшим без вести с сентября 1942 г. Его мать Анастасия Макаровна Семенова проживала в Кызыле.
Андрей Степанович Сергеичев, 1910 г.р., уроженец Новосибирской области. Призван из Сосновки Тандинского района 5 февраля 1942 г. Минусинским РВК Красноярского края. Рядовой. 228-я стрелковая дивизия. Последнее известие 11 августа 1942 г. Признан пропавшим без вести с октября 1942 г. Мать Мария Григорьевна Сергеичева проживала в Сосновке.
Захар Михайлович Слободчиков, 1904 (1903) г.р., уроженец Екатеринбурга. Призван из Кызыла 5 февраля 1942 г. Младший сержант. 799-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии. Пропал без вести. Фактически: попал в плен 21 июня 1942 г. близ города. Красный Сулин Ростовской области. Находился в концлагере «Шталаг IV B». Погиб в плену 20 марта 1943 г. Место захоронения: Хемер (Хеклингсер Вег), полоса 42, участок 18, ряд XIV, могила 209. Его супруга Ксения Филипповна Слободчикова проживала в Кызыле.
Павел Петрович Тупицин, 1908 г.р., уроженец Бийского района Алтайского края. Призван из Кызыла 5 февраля 1942 г. Рядовой. Пулеметчик. 1-й батальон 799-го стрелкового полка 228-й стрелковой дивизии. Последнее известие датировано 10 июня 1942 г. Признан пропавшим без вести с августа 1942 г. Со слов товарищей: Тупицин П.П. попал в плен и погиб в немецком концлагере. Его супруга Анастасия Евдокимовна Тупицина проживала в Кызыле.
Ефим Федорович Черкашин, 1914 г.р., уроженец села Бай-Хаак Тандинского района. Призван из Самагалтая Тес-Хемского района 5 февраля 1942 г. Младший сержант. 228-я стрелковая дивизия. Последнее известие 2 июня 1942 г. Признан пропавшим без вести с сентября 1942 г. Супруга Валентина Федоровна Казанцева и два сына проживали в Кызыле.
Федор Яковлевич Черноусов, 1914 г.р., уроженец Знаменки (Сарыг-Сеп) Каа-Хемского района. Призван из Медведевки (Кок-Хаак) Каа-Хемского района 9 февраля 1942 г. Старшина. 799-й стрелковый полк 228-й стрелковой дивизии 24-й армии Южного фронта. Последнее известие в июле 1942 года Признан пропавшим без вести с августа 1942 г. Со слов товарища: погиб под Ростовом-на-Дону в окружении. Отец Яков Иванович Черноусов проживал в деревне Даниловка (Дерзиг-Аксы) Каа-Хемского района.
И, наконец, Михаил Ильич Чихачев, 1914 г.р., уроженец Кара-Хаака Кызыльского района. Призван из поселка Сушь Пий-Хемского района 5 февраля 1942 г. Минусинским РВК Красноярского края. Старший сержант. 228-я стрелковая дивизия 24-й армии Южного фронта. Последнее известие от него датировано 25 июля 1942 г. Признан пропавшим без вести с октября 1942 г. Его супруга Клавдия Филипповна Болохонова проживала в Кызыле.
***
Я полагаю, что наших земляков из Тувы, входивших в состав 228-й Канской стрелковой дивизии, было гораздо больше и что многие до настоящего времени продолжают числиться без вести пропавшими, но без документального свидетельства о том, что они воевали в рядах именно этой дивизии.
Документов об их гибели не сохранилось: видимо, их уничтожили в соответствии с ведомственными приказами наркомата обороны в связи с угрозой окружения дивизии, либо из-за налетов авиации противника во время ее отступления.
Но все же они сделали главное – они приблизили нашу общую Победу. Конечно, они могли сделать гораздо больше, но их судьба сложилась иначе. Они тоже герои той войны. Просто им выпала своя нелегкая доля …
Александр САМОЙКИН
"Тувинская правда" №68 от 8 декабря 2021 года.