Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Языком музыки

2 марта 2024
90

«Говорят, незаменимых людей нет. Есть незаменимые … Валерий Халилов солнечный генерал…»

Из видео- выступления Ильи Резника на гала-концерте III фестиваля Валерия Халилова.

«Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму — открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам — созиданию, творению».

Валерий Халилов

Мы идем в потоке событий для нас завтра уже вчера. Сложно остановиться, подумать, помолчать, сказать то, что мы думаем на самом деле, а не то, что нам показывает информационная лента в социальной сети. Дежурная улыбка и идем дальше, проходим мимо честного и настоящего, зато безобразное и пошлое, навязанное нам телевизором и интернетом, заселяется в нашем сознании. Но есть то чему неподвластно это колдовство — это музыка. Настоящая живая музыка способно дарить волшебство мгновения, которое остается с вами на всю жизнь.

Василий Агапкин

Совсем недавно с 31 января по 4 февраля Духовой оркестр Правительства Республики Тыва имени Тимура Дулуша выступил на III Музыкальном фестивале Валерия Халилова в Москве. Это масштабное событие прошло в 50 городах нашей страны, приняли участие 158 коллективов, основные мероприятия прошли в Москве. В этом году фестиваль был посвящён 140-летию Василия Агапкина, автору бессмертного марша «Прощание славянки» и многих других произведений. Он как дирижёр участвовал в двух исторических парадах, где руководил сводным оркестром на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, и 4 июня 1945 года участвовал в параде Победы, как один из дирижеров сводного военного оркестра. Начал он свой музыкальный путь в 16 лет, был вольнонаёмным музыкантом (корнетистом).

С 2018 года в Красной Армии руководил оркестром. Вот цитата из статьи в газете «Тамбовская правда» за 10 августа 1922 года автор Дмитрий Васильев-Буглай. «…Особенно удавались Агапкину и его оркестру – марш с фанфарами, соло, мягкая труба-корнет и залихватские народные песни. В этом Агапкин и его оркестр – неподражаемы… В бенефисе все лучшие номера оркестра были выполнены под гром аплодисментов слушателей». Одно из произведений Агапкина, которое исполнил наш духовой, это вальс «Раннее утро». Оригинальная партитура не сохранилась, специально для фестиваля она была воссоздана по записи из грампластинки, теперь партитура доступна всем. Это произведение было исполнено на льду фестиваля совместно с юными фигуристами театра «АМАС», что дало красоту этой забытой мелодии, и новое рождение.

Волшебство музыкального концерта

Гала-концерт – это самый главный и ответственный концерт фестиваля. Он готовится заранее, и как правило не одним человеком. Есть те, которые считают «подумаешь, соберём лучшие номера всех участников и поставим их в порядке «звёздности» и будет круто, все будут довольны и артисты, и зрители. А лучше под общую фонограмму, все попрыгают и будет хорошо и красиво». Но всё не так просто, как кажется. Вернее, совсем не так. Задача режиссёра постановщика не в том, чтобы угодить «звездам» или вышестоящему начальнику, а создать единый музыкальный концерт. Не затянуть его, а сделать так что бы зритель смотрел его на одном дыхании, раскрыть неизвестных исполнителей, показать известных исполнителей с другой, может более необычной стороны. Самое главное, это звук! Сложность в том, что с каждым коллективом надо работать. Для этого есть прогоны, большие сводные репетиции, где звукорежиссёр делает невозможное, и современные технические средства ему в помощь. Немало важен и сценический свет. Огромная задача стоит и перед ведущими концерта. И вот все это надо сложить в одну картину пусть не идеальную, но живую, яркую и честную!

Вот такие задачи стояли перед командой фестиваля Валерия Халилова, усложняло то, что концерт проходит в ВТБ Арене. Это стадион с максимальной вместимостью 14 тысяч мест. Зрителей рассадили амфитеатром, половина ледового поля занимала сцена на которой выступали оркестры и хоры, экран удален так, что совершенно не мешает работе свет на основной сцене, но образы, которые на нем транслируются очень хорошо встраиваются в палитру концерта. Перед сценой место для выступления балета и дефиле оркестров. А перед всем этим ледовое поле. И так вперед!

Про арфу и не только

Вышел в зал за несколько минут до концерта просто глянуть. Бросилась в глаза арфа на сцене. Сразу вспомнил первый приезд Валерия Халилова с Центральным военным оркестром Министерства обороны Российской Федерации. Диалог по телефону с Тимуром Дулушом:

– Тимур, у тебя в Кызыле арфа есть?

– Ближайшая арфа – в Красноярске, будем решать, как ее доставить в Кызыл.

– Отставить, будем без арфы играть!

А вот она арфа стоит себе на сцене и ждет начала концерта. Тимур тогда перевернул бы всё, но арфу бы добыл...

На II фестивале Валерия Халилова в 2022 году Гала-концерт был совсем другой. Главная черта этого фестиваля, не повторяться. Специально для фестиваля был создан Концертный духовой оркестр имени Валерия Халилова под управлением главного дирижера оркестра – Арсения Шуплякова. Он стал основным оркестром на время концерта.

В первой части концерта очень запомнился номер воздушной гимнастки на коньках Екатерины Пирязевой, на произведение Альфреда Шнитке «Полёт» из художественного фильма «Сказка странствий». Она работала без страховки на высоте пяти и более метров! Хрупкая девушка создавала образ полета, свободы, расправленных крыльев, и этот номер никак не выбивался из концерта, наоборот создавал некую волшебность действия, ожидания что же еще будет? И ожидание не обманули. Оперный певец Иван Гынгазов, солист Большого и Мариинского театра продолжил концерт. Затем на площадке перед сценой солисты балетной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского Ольга Сизых и Артур Мкртчян.

Слушать классику – работа души. Валерий Халилов

И вот уже зритель погружается в «Полтавский бой» П. И. Чайковского из оперы «Мазепа». Именно там перед своими войсками Петр I произнёс свои знаменитые слова «Помните, что сражаетесь не за Петра, а за отечество Петру врученное»

Как там у Пушкина?

Из шатра, толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр. Его глаза сияют.
Лик его ужасен. Движенья быстры.
Он прекрасен, он весь, как божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.

Это великая Победа произошла после предательства Мазепы, ныне национального героя современной Украины. Через 300 лет история повторяется. И чуть восточнее этих мест идет кровопролитная война с новоявленными Мазепами, и новыми Карлами XII, которые уже десять лет дают им оружие в руки, чтобы они убивали братьев. Но время расставит все на свои места. И Победа, как и 300 лет будет за нами! А новоявленные Мазепы, опять найдут свой бесславный конец.

И после такого гимна Победы, который создал Петр Ильич Чаковский, ведущий говорит: «Нашу программу продолжает Духовой оркестр Правительства Республики Тыва имени Тимура Дулуша»

Музыка на льду

«Мистерия Цам» на льду как благопожелание фестивалю! Она посвящена храму «Устуу-Хурээ», и стала украшением одноимённого фестиваля, где каждый год от фестивальной поляны до храма Устуу-Хурээ проходит шествие хороо (12 километров), возглавляемое духовым оркестром в масках Цам. Древняя мелодия звучит в самой современной ледовой арене мира. Зритель замер… Наши духовики прямо на льду снимают маски и скидывают костюмы. Дальше «Эне–Сайым», поёт Дан-Хая Хертек вместе с оркестром. А во время игры марша «Тыва» Валерия Халилова весь зал аплодировал в такт музыке. После выступления зал скандировал «Молодцы!», пока последний музыкант не покинул лед. А на сцене Концертный оркестр духовых инструментов Донецкой государственной академической филармонии. Ребята играют джаз да так что душа разворачивается!

И вот опять наши духовики на льду ВТБ Арены. Полицейский участок № 17 на льду это что-то! В исполнении солистки оркестра Софьи Кара-оол тувинская народна песня «Тооруктуг долгай Тандым» в аранжировке Петра Казимира прозвучала величаво, и русскую народную песню «Валенки» подпевал весь зал, и на льду плясал театр на льду «АМАС». Зал взорвался, это были многотысячные овации! И в это мгновение было полное ощущение того, что Валерий Михайлович и Тимур присутствуют здесь в этом зале.

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Михаил Ломоносов

…Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Марина Цветаева «Генералам двенадцатого года». Эта песня на музыку Андрея Петрова написана для фильма «О бедном гусаре замолвите слово», прозвучала в исполнении певицы Зары и актёра Дмитрия Певцова. В этой музыке, созданной Андреем Петровым, переплетаются и лирические и патриотические ноты. На экране портреты из военной галереи Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, а впереди вальсировали двенадцать пар юношей и девушек, что еще больше усилило эффект.

Этот же дуэт исполнил песню на стихи Владимира Лазарева «Прощание славянки»:

Свет вечерней и новой зари -
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!
Нет, не будет душа безучастна -
Справедливости светят огни...
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Концерт шел к завершению, к оркестру присоединился Московский Синодальный хор, прозвучало произведение Валерия Халилова марш «Генерал Милорадович». Вот как рассказывал сам Валерий Михайлович об этом произведении: «Генерал Милорадович, командуя арьергардом не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года в марше, в нашем российском и советском, это впервые – внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал из Евангелии при помощи верующего человека, нашел слова, посвященные «нашим боям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течении, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича».

В этой музыке слышны образы Отечественной войны 1812 года, когда «великая армия» Наполеона, которая сожгла и разграбила Москву и с позором бежала. В 1814 году русские солдаты вошли в Париж не как завоеватели, а как освободители. Наполеон отрекся от престола. Так бесславно закончился первый прообраз Европейского Союза.

Навсегда великая страна

На сцену вышла художественный руководитель фестиваля Мария Халилова с племянницей Анютой. Мария рассказала, что у них дни рождения с ней в один день, и они гордятся что, в этот день родился Александр Суворов.

«Духовая музыка от слова дух. Как мы знаем, она лечит, даёт нам энергию, силу, любовь. Это то, что дарил мой папа Валерий Михайлович, всем нам. Вы посмотрите, как эта личность нас всех объединяет. Всю страну, не только страну, весь мир, потому что к нам приходят письма со всего мира, поздравляют с фестивалем».

Мария рассказала о следующем номере программы, это песня «Любить всю жизнь», музыка Валерия Халилова, слова Александра Савицкого. На льду легенды фигурного катания, олимпийские чемпионы – Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. Андрей Букин вырос вместе с Валерием Халиловым в одной деревне и всю жизнь были друзьями.

Мария дала слово племяннице Анечке: «До встречи на следующем четвертом фестивале! Спасибо!»

На лед также вышла пара фигуристов Ясмина Кадырова и Валерий Колесов. Призеры третьего этапа Гран-при России 2023. В этом номере так красиво переплелись фигурное катание, духовой оркестр и слова песни «Любить всю жизнь! Такое счастье!». Под живую музыку редко катаются фигуристы. А тут целый оркестр, прекрасная песня и две пары на льду! Завораживающее зрелище!

Мероприятие подходило к концу, все участники концерта вышли в зал. Звучит гимн фестиваля «Навсегда великая страна» музыка Валерия Халилова, слова Александра Савицкого. Единения зрителей и музыкантов.

Мы в своей отчизне разнолики,
Но один над нами небосвод.
Нет народов малых и великих,
Россияне – мы один народ.

По традиции Валерия Халилова, который всегда заканчивал свои концерты «Прощанием славянки», она второй раз прозвучала в исполнении всех участников Гала-концерта. Тут весь зал встал! Флаги России развевались и на сцене, и на льду, и на трибунах! Гала-концерт закончен, и четко осознаешь, что не только Крым, Донецк, Луганск, и вся Новороссия вернулись домой в Россию, но и мы все тоже возвратились в наш родной, большой и светлый дом!

Павел ЧЕСНОКОВ