До представления в столице спектакль «Янтарные бусы» Тувинского театра имени В. Кок-оола был ярким событием культурной жизни этой сибирской республики. После показа в Москве, на сцене театра имени В. Маяковского, постановка Бориса Манджиева стала крупным художественным явлением общероссийского звучания.
Московская театральная публика никогда не умела скрывать свои восторги, равно, как и свои разочарования. В тот вечер зал легендарного театра наполнил именно столичный зритель, и лишь небольшую часть составили представители тувинской общины. В фойе «маяковки» чувствовалось некое предвкушение, суета телевизионщиков, выстроившихся в очередь для интервью к Борису Манджиеву.
Да что уж тут говорить – театральная палитра страны обогатилась полновесной и восхитительной краской. Вообще постановки Манджиева уже давно вышли за рамки национальных театральных особенностей. Спасительное словосочетание «многонациональное искусство» в отношении манджиевского творчества совершенно ни к чему.
Его спектакли всегда заставляли смотреть на них широко, в контексте русского российского мирового театра, без всяких скидок, послаблений, сочувствий. Нет пророка в своем Отечестве. Это точно про Манджиева. Хотя, конечно, в Калмыкии его почитают, отдают должное его таланту и т. д. и т. п. И все же недостаточно ценят. В этом смысле грешен и автор этих строк.
Но надо было прийти в Москве в театр В. Маяковского тихим ноябрьским вечером 2022 года и быть оглушенным от полученного впечатления после «Янтарных бус». Текст Елены Карнеевой, который публикуется ниже, освобождает меня от необходимости подробно описывать спектакль.
Вячеслав НАСУНОВ
Боже, храни театр... А еще храни «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», благодаря которой жители и гости Москвы могут посмотреть и лучшие региональные проекты. Одним из таких стал великолепный спектакль «Янтарные бусы» Тувинского государственного музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола. В основе постановки – книга «Легенды Долины царей» Саяны Ондур.
Автор впечатлилась находками скифского периода из кургана «Аржаан-2», где было найдено 23 кг золота. Этот памятник уюкской культуры в Туве, где помимо золота были обнаружены и массовые захоронения людей и лошадей, открыли в свое время петербургские ученые. Среди прочего здесь находились останки супружеской четы, принадлежавшей к скифской элите.
С этого и начинается спектакль. Как только открываются кулисы, зритель видит огромный курган, вокруг которого два часа без антракта разворачиваются события, захватывающие дух, даже несмотря на то, что постановка идет на тувинском языке (с переводом на русский).
История, которая лежит в основе сюжета, рассказывает о влюбленных Алдаре и Алдын. События разворачиваются на фоне происходящего в нескольких знатных семьях древнескифского времени. Крепкое чувство молодых людей проходит испытание разлукой, долгом, войной и предательством.
Чем зрителю запомнится спектакль режиссера, заслуженного деятеля искусств России Бориса Манджиева?
Костюмы. Они словно сошли из бережно хранимых музейных витрин и обрели плоть. Каждый артист был в них гармоничен, каждый словно рожден носить эти одежды. Роскошные традиционные костюмы, где проработаны мельчайшие детали, будь то камни, которые переливаются при свете софитов, или же мех на жилетке, кисет, расшитый золотом, или традиционные головные уборы тувинцев, даже скромные наряды прислуги – все здесь невероятно радует глаз.
Вокал.Спектакль музыкальный, все главные герои поют, делают они это с максимальным надрывом. Вообще вся их игра запредельно хороша! Такой отдачи на сцене на самых именитых театральных площадках столицы порой не всегда увидишь. В какой-то момент словила себя на мысли, что я вижу сон, потому что артисты смогли так вжиться в свои роли, словно всё это происходит здесь и сейчас. Просыпаться совсем не хотелось.
Особенно пробирает горловое пение – нижняя вибрация голоса погружает зрителя в медитативный транс. Завораживающе, но мало. В этом спектакле хотелось побольше слышать именно горлового пения.
Декорации.Во-первых, на протяжении всего действа на сцене находится импровизированный курган, он то собран, то распадается на части, выпуская на сцену героев. Во-вторых, отлично обыграна тема езды на коне – с потолка на сцену спускаются канаты, часть из них со стременем – артисты ловко управляются с этим реквизитом, а под звук лошадиного ржания и музыки всё вместе смотрится очень динамично и гармонично. В какой-то момент появляется лодка, на которой уходит в забытье одна из героинь. Декорации минималистичны, что вполне оправдано.
Хореография.Тувинский театр, как и сам спектакль, – музыкальный. Однако пластический язык тела в этой постановке тоже хорошо читается. Смесь нежных сцен и кровавых сражений хорошо считывается здесь и через танец. Видна упорная работа хореографа и, как результат – наблюдать в отдельных сценах за движением рук и тела артистов – отдельное эстетическое удовольствие.
Эмоции. Речь о тех эмоциях, которые испытывает зритель. Хочется плакать от восторга. От того, как искренне выступают артисты на сцене, от красоты и роскоши костюмов, от невероятного вокала, от того, что ты становишься микрочастичкой легенды – никогда о ней не слышал, а тут смог прочувствовать всей душой и сердцем.
Спасибо всем причастным к такому волшебству!
Но только любовь неподвластна
Силам земным и небесным.
Лишь ей дано сквозь столетья
Бессмертной песней лететь.
(Из постановки «Янтарные бусы».)
Галина КАРНЕЕВА.
Газета «Известия Калмыкии» № 1 за 12 января 2023 г.
Фото из архива «Тувинской правды»