Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Высота Эйфелевой башни

30 октября 2021
43

Игрушки, одежда, летний отдых? Самое лучшее, что мы им можем дать – хорошее образование. Но почему при этом отчаянно экономим на учителях? Учителя и воспитатели, тренеры и библиотекари получают едва ли не самые низкие зарплаты. Или это уже не так?

В самом центре Тувы

В соцсетях многие недовольны зарплатой учителей, одни говорят, что им не выплатили увеличенную зарплату, другие пишут, что зарплату вообще задерживают. Но там ведь, как правило, нет конкретных имен, не указаны школа и район.

Но вот в самом центре большой Тувы есть маленький рабочий поселок Хову-Аксы. В маленьком поселке есть большая школа, в большой школе – маленький кабинет физики, в маленьком кабинете физики есть большой учитель – Лиана Монгуш. Впрочем нет. Учителей всех называют по имени-отчеству. Так что большого учителя зовут Лианой Март-ооловной. Вот у нее и спросим насчет зарплаты. А заодно и вообще о том, как нынче работается учителю.

Стаж у Лианы Март-ооловны – тридцать лет. В прошлом году в ее выпускном классе были дети бывших выпускников. Кстати, нынешний глава Чеди-Хольского кожууна (как, впрочем, и предыдущий) – тоже из ее выпускников. Ее ученики работают и в ТувИКОПРЕ и в Правительстве Тувы. Лиана Март-ооловна действительно большой и талантливый Учитель.

Если барин без сапог…

«Если барин без сапог, значит барин – педагог». Хлесткая, но верная народная пословица уходит в прошлое. Заплату действительно увеличили. Учителя, как и многие другие, не любят особенно распространяться о полученных деньгах. Может быть еще и потому, что в жизни у них есть более высокая цель, есть миссия. А тут – какие-то деньги. Но все-же поговорили об абстрактных учителях и о том, сколько сейчас может получать учитель.

Так вот, если стаж больше 20 лет (а это не редкость), если есть классное руководство, свой кабинет, если проводить достаточно часов, да еще есть и профильный класс, то в недавнем прошлом учитель получал около 30 тысяч. Вообще-то, как кажется, это самая большая нагрузка. И зарплата явно маловата. Но сейчас при тех же условиях насчитывают 46 тысяч. Весьма ощутимая разница.

Сорок шесть тысяч – уже можно планировать, откладывать, позволить себе кое-что для души. На что Лиана Март-ооловна потратила первую прибавку? Учитель потратила ее… на учебу. Собрала внука в школу и младшую дочь в институт. Действительно все лучшее – детям!

И огромный контраст по сравнению с теми условиями труда, с которыми Лиана Март-ооловна столкнулась, когда пришла работать в школу…

Что делать с Эйфелевой башней?

Выпускница хову-аксынской школы вернулась в нее учителем в начале девяностых… Все помнят то время? Зарплату практически не давали вовсе, ограничивались небольшими авансами, которые к тому же сжирала галопирующая инфляция. Жить и содержать детей было очень трудно. Но все же как-то выкручивались.

Да и детям было трудно, не только их родителям. Трудности с детьми у педагогов есть всегда, только это – разные трудности. В девяностые годы прошлого века – голодные дети. Они не всегда могли сосредоточиться на учебе. А благодаря кинематографу, героями времени становились бандиты. Ну как обучать детей, которые хотят стать бандитами?

Сейчас тоже трудно, но по-другому. Сейчас дети во время урока могут отвлекаться на сообщения, приходящие на мобильники. А нельзя ли изымать на время мобильники у детей? Нельзя. Во-первых, это их собственность, и покушаться на нее не положено, тем более учителям. А во-вторых, они бывают нужны на уроке.

Для чего нужны телефоны во время учебы? Ну, например, можно что-то посчитать – в них же есть калькулятор. На математике учат делить-умножать по всем правилам, а на физике важен быстрый результат. К тому же надо время от времени что-то уточнять, например, какова высота Эйфелевой башни…

Физика – это здорово!

Все, у кого был хороший учитель физики знают эту задачу! Да, в основах преподавания ничего не меняется. Если кто не помнит, то даю сразу ответ: летом и зимой высота парижской башни разнится в двенадцать сантиметров: летом металл разогревается, и башня «растет», зимой металл охлаждается, и она становится ниже. Это еще из перельмановского сборника.

Лиана Март-ооловна действительно умеет сделать уроки физики интересными для всех! А знаете, на какие темы пишут ее ученики свои первые исследовательские работы? «Возможности возрождения комбината "Тувакобальт"», «Костюм ученого – исследователя», «Фантазии 50-60-х годов прошлого века». Для всех найдется интересная тема.

При всем уважении к Лиане Март-ооловне, она ведь не одна такая. Таких учителей у нас немало. И заставлять их выживать на крошечной зарплате, заставлять на уроках думать не о творческом подходе, а о том, как дожить до конца месяца – это было несправедливо.

Если честно, то и сейчас не все справедливо. «Все лучшее детям» – это и хорошие, хорошо оплачиваемые нянечки в детсадах. Им пока зарплату не подняли. Но процесс пошел. «Госзаказ» на воспитание и обучение детей уже есть. На уровне Тувы это задача вполне решаема.

Девиз Лианы Март-ооловны: «Жизнь – это мечта, проверенная физикой». Добавим: и математикой. Правительство Тувы, посчитало финансы, и нашло деньги для увеличения заработной платы всем работникам образования. Только не забываем, что и здесь основной принцип один для всех зарплат: кто больше работает, тот и больше получает.

Ирина КАЧАН.

"Тувинская правда" №58 от 29 октября 2021 года.