Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Вы такого не видали никогда…

19 января 2022
62

В клубах, на полевых станах, на предприятиях. Это – таланты и способности первых составов ансамбля «Саяны», которого уже нет. Ансамбля нет, а Центр ветеранов есть.

Подлинное

То, что было и то, что происходило на открытии Центра, можно было бы назвать как-то изящно. Винтаж, например, или ретро. Но на самом деле это – не винтаж, не ретро, не ностальгия и прочее. Это всё были подлинники. От артистов до магниторадиолы.

Вот с нее, пожалуй, и начнем. В Кызыле, в самом его центре, в цокольном этаже филармонии на столе стояло… нечто. У моей бабушки была рижская радиола. Старую технику более-менее представляю – как это было тогда. Но сейчас, в канун 2022 года Магниторадиола-М выбрасывала из реальности и погружала не знаю куда. В другое измерение.

«Где же она была до сих пор?», - вырвалось непроизвольно. Владимир Ооржак небрежно бросил: «У Тани Тока» хранилась». Думала, что я уже вроде бы всех более-менее заметных людей знаю. Но Таню Тока – не знаю.

Надо бы подробнее расспросить, но тут раздались звуки баяна и слаженных хор бодро запел «Загудели, заиграли провода, - Мы такого не видали никогда; Нам такое не встречалось и во сне, Чтобы солнце загоралось на сосне». Ага. А потом то же самое на тувинском языке.

Ну, все понятно. В канун Нового года чудеса просто обязаны быть. Если проще – то в соседней комнате ветераны ансамбля «Саяны» готовились к торжественному открытию Центра ветеранов и начинали распеваться. А потом, тоже на двух языках «И кто его знает, чего он моргает». То есть так: «И кто его знает» - по-русски, а «чего он моргает» - по-тувински.

Вот, мы сейчас боремся за чистоту языка, чтобы если говорить по-тувински, так по-тувински, без разных вкраплений. Но эти песни звучали так правильно, так по-настоящему, словно иначе и быть не могло. А иначе и не было. Люди, которые пели, были из той эпохи, когда дружба народов была аксиоматичной. Они колесили по всей стране, выступали в разных республиках и на международных фестивалях. Они прекрасно вписывались в культурное пространство той эпохи именно благодаря двуязычию.  

Первоисточник

Магниторадиола, с которой начался рассказ, в свое время была очень дорогой. 260 рублей – две зарплаты среднего служащего. Но она, конечно, не может быть первоисточником, ее купили, когда «Саяны» были в расцвете, и о них уже знали многие люди по всему Союзу.

«Таня Тока» - это Татьяна Григорьевна Ондар, дочь Владимира Токи, заслуженная артистка Тувы. Но и она – не первоисточник. Хотя двадцать лет была худруком ансамбля, а сейчас – директор Центра ветеранов ансамбля «Саяны».

Любой из артистов «Саян», даже самый замечательный, даже Светлана Салчаковна Сурун – долгие годы директор, а сейчас архивариус ансамбля, не может быть первоисточником. Просто потому, что они сами пришли в «Саяны» в разные годы. 

Первоисточником можно назвать именно ансамбль «Саяны», особенно выслушав гостей, которые присутствовали на открытии клуба.

Глава города - председатель Хурала представителей Кызыла Ирина Казанцева, оказывается, начинала свою трудовую деятельность в филармонии. Она, после окончания училища искусств, читала лекции по истории и теории музыки, и не раз работала вместе с «Саянами». В общем, она даже не намеками, а прямым текстом выразила желание тоже поработать в этом Центре ветеранов.

Еще была гостем председатель рескома профсоюзов Тувы Галина Сюрюн. Ну вы же уже поняли? Она тоже собирается стать членом клуба.

Чем больше выступали разные гости, тем больше становилось понятно, что «дом с мезонином», в котором раньше находилась филармония, был одной из точек притяжения для детей и молодежи, и все в своё время там были.

Слово взял директор филармонии Борбак-оол Салчак. Его детство прошло не в Кызыле. Имеет ли он отношение к «Саянам»? Тут трогательный момент. Его мама работала техничкой в клубе, и он бесплатно смотрел все концерты ансамбля, приезжавшего на гастроли, по нескольку раз подряд.

Ну вот как-то так. «Саяны» стали одним из самых первых источников информации об искусстве. Они выступали в городах и селах Тувы, и все больше мальчишек и девчонок хотели петь и танцевать так же, как они. Некоторым удалось попасть в этот ансамбль – повезло!

Планы

Планы, конечно, уже есть. Ветераны «Саян» хотят учить молодежь, привлекать детей к искусству, как и встарь, устраивать гастроли по республике. И уверенно можно сказать – желающих попасть на концерт будет немало.

Главное – чтобы накопленный опыт, знания не пропадали даром: жалко же! А еще в этом центре артисты намереваются просто собираться, общаться, отмечать свои юбилеи, по возможности оказывать помощь тем, кто попал в тяжелую ситуацию.

Сложно сказать почему, но вопрос с помещением было трудно решить. Несколько лет добивались. Когда им выделили эти комнаты в цокольном этаже, сами много работали, сделали ремонт, перепланировку. Говорят, у них может получиться занять помещение получше, но заранее загадывать рано.

А как те гости, которые (почти все!) захотели стать членами клуба ветеранов? Придут на готовенькое? Вовсе нет, они уже почти «отбились» подарками. Елена Ондар – директор Республиканский центр народного творчества и досуга, «отбилась» большим «семейным» сервизом, пообещала дать и еще что понадобится. От профсоюзов – неделя отдыха для всех членов клуба на Дус-Холе, пылесос, обещают еще и кондиционер… Баян и компьютер им уже подарили от Минкультуры.

В общем, клуб – есть. Все необходимое для его функционирования – тоже есть. И, знаете, есть, как кажется, ансамбль «Саяны»…

Ансамбль «Саяны»

Ансамбля ведь официально как-то и нет. Есть – «Тувинский национальный театр музыки и танца "Саяны"». А это – совсем другая история. То есть, он, конечно, преемник, и всё такое прочее, но – не ансамбль. Другая структура, несколько другие функции, другая установка.

И, самое главное, - другая мобильность. Ансамбль – по определению очень мобилен. А театру трудно, подчас вообще невозможно, показывать свои постановки в селах Тувы. В клубах нет необходимого оборудования для показа разных новый эффектов. В ансамбле всегда было всё «живьем», всё – быстро, оперативно. Театр – более стационарен. Программы, конечно, фантастические, но требуют большей подготовки.

Как говорят сами ветераны, некоторые из них ушли из театра «Саяны», потому что не вписались в новую структуру. Ну, вот так как-то получилась, что республика осталась без легендарного ансамбля «Саяны». Это ни хорошо ни плохо. Это – жизнь. До «Саян» был «Чечек», да и «Чечек» появился не на пустом месте. Всё течет, все изменяется.

Театр – тоже нужен. Ансамбль, правда, жалко. Но, как говорят ветераны, они будут гастролировать так же, как и раньше. К тому же многие из ветеранов вполне молодые, полные сил люди, которые хотят работать.

Центр появился накануне Нового года. Пока они обустраиваются, просчитывают планы. Но, наверное, некоторые моменты будущей деятельности можно было уже увидеть на открытии: конечно, общение, конечно, концерт. А в концерте принимали участие дети и внуки ветеранов ансамбля… Наверное, так и будут организованы их концерты в будущем.

Ну а магниторадиола – хотя она вполне «на ходу» в полной исправности - это уже больше просто для красоты. Техника, в отличие от людей, стареет. А артисты – как всегда молоды. Несмотря на цифру в паспорте.

Ирина КАЧАН

"Тувинская правда№ № 3 от 19 января 2022 года.