Зрителей было много (с учетом эпидемиологических норм). Но вот зачем люди в понедельник пошли слушать Чайковского и Генделя, Верди и Кенденбиля? «Все просто: в белом плаще с кровавым подбоем…» Ой, извините. Речь пойдет о классике, но о другой – о музыкальной.
Все просто: «о полезности»
Вот, не буду говорить, что в наше время люди больше ценят не романтику, а практическую целесообразность. Конечно, это не так. Во все времена были те, кому важнее результат, польза. Это – нормально, все люди разные. И прагматики вполне логично обосновывают пользу классической музыки.
Они могут с цифрами в руках доказать, что инструментальные мелодии способствуют расслаблению симпатической нервной системы и снижению артериального давления, успокаивают организм и помогают бороться с нарушениями сна.
Музыка избавляет от боли – она заставляет активнее работать центр вознаграждения в головном мозге, стимулирует выработку дофамина, болевые ощущения становятся слабее.
Борьба со стрессом - спокойная классическая музыка способствует снижению артериального давления и уровня кортизола, нормализует биение сердца, помогает успокоиться.
Классические композиции повышают продуктивность при выполнении обычных заданий. Сонаты Моцарта, например, увеличивают альфа-диапазон мозговых волн и индекс средней частоты фоновой активности альфа-ритма: от них зависят память, познание и готовность к решению проблем. Всем этим занимаются серьезные научные институты, они доказывают пользу классической музыки.
В общем, с цифрами в руках можно действительно рассчитать все очень просто. Даже примитивно. Хорошая музыка необходима нашему организму для существования. Так же, как, например, «правильная» еда, витамины, чистый воздух.
Все просто: телевизор и пельмени
Эльвира Докулак считает, что классическая музыка – великая музыка, «ее душа просит». Но о душе – потом, сначала о том, как и где вырастают девочки с потребностью слушать и исполнять классику. Вообще-то везде: в Италии и России, в Париже и в крошечном селе Чал-Кежиг.
Чем был интересен Чал-Кежиг пятьдесят лет назад, когда там росла маленькая Эльвира Докулак? Сама Эльвира Доржуевна определяет несколько главных моментов: природа, интернациональное окружение, трудолюбие, аккуратность до скрупулезности, музыка.
Насчет природы можно и не говорить – она всегда завораживает. Жизнь в маленьком селе – это, по сути, жизнь на природе. Даже простая хозяйственная деятельность проходит в роскошных «декорациях», на фоне тайги.
Интернациональное окружение давало расширение кругозора, знакомство с музыкой разных народов. Рядом жили буряты, хакасы, тувинцы и русские. Праздники отмечали вместе. Праздников не бывает без застолья, а застолье не бывает без песен. Все пели свои народные песни. Или вместе «Подмосковные вечера», например. Детей к взрослому столу обычно не пускали, но слушать можно и на расстоянии.
Ну и телевизор. Это ведь не только «зомбоящик», как его сейчас любят называть. Это и оперы, оперетты, музыкальные фильмы, концерты. Можно ли не влюбиться в Любовь Орлову, в Елену Образцову? Многие девочки того времени хотели быть артистками, балеринами, певицами. А по радио – концерты популярной классической музыки. Да, именно: популярной классической. Это ведь нормально и правильно, когда воспитывают вкус, когда классика становится популярной?
Ну и еще о воспитании в семье. В селах без трудолюбия не прожить. Работы всегда много. Мама требовала полного порядка, идеальной чистоты. Одежда должна быть всегда выстирана и выглажена (без современных машинок и моющих средств!). А отец требовал не только порядка, но и идеального качества: всё должно быть уложено ровно, как по линейке, пельмени должны быть абсолютно одинаковыми. Работу «тяп-ляп» в семье не признавали.
Ну вот, всё это и легло в основу характера. Жизнь всем подсовывает хорошие и плохие сюрпризы. А успех зависит от того, как человек сможет с ними справляться.
Все просто: построить дорогу и идти по ней
Эльвира Докулак постоянно строит свою жизнь сама – не плывет по течению. Первый шаг, наверное, прост и закономерен – девочка поступила в училище искусств, причем, без предварительной музыкальной подготовки. А дальше – уже проблемы выбора. Полгода проучилась, и тут зимой (!) приезжает комиссия из «Гнесинки». Набирают студентов. Причем, на второй семестр второго курса. Студенты, который набрали в прошлом году не все выдержали трудности учебы в большом городе. Часть отсеялась. Решили группу пополнить. Многие ли рискнут поступить? Эльвира рискнула. А потом училась в ускоренном режиме, догоняла однокурсников.
Догнала, стала актрисой, имела успех, стала Заслуженной артисткой. Но тут решила поступить в консерваторию. Дети уже почти взрослые, зачем еще чему-то учиться?!
Но все идет своим чередом. Точнее – идет тем путем, который Эльвира Докулак выбирает сама. А может даже и не выбирает. Она сама строит дорогу, по которой идет. Такое не всем по плечу.
А построив дорогу к классической музыке она предложила идти по ней студентам - с 2007 года стала преподавать в Кызылском колледже искусств, продолжая и сольную карьеру, и работу в театре.
Все просто: юбилеи появляются произвольно
Эльвира Докулак родилась в октября 1965 года. Значит, юбилеи и, соответственно, юбилейные концерты должны проходить в октябре, в годы, кончающиеся на «пятерку» или «ноль». Нынешний юбилейный концерт прошел 29 ноября, да и год сейчас – 2021. Нормально? В общем-то – да. Как-то был концерт в декабре 2011 года…
Чуть раньше, чуть позже – какая разница? Концерт в понедельник? Тоже кажется странным, обычно такие мероприятия бывают в пятницу-субботу-воскресенье. Но почему бы и не в понедельник?
Зато состав выступающих – роскошен: Карина Ховалыг, Экер Кара-Сал, Елена Куулар, Цэцэндэлгэр Тэгшээ, Дамырак Монгуш, Сайлык Саая… Подбор не случаен: все они – гордость Тувы. И все они – ее ученики.
Софья Дулуш – не ученица, она – коллега. И не знаю, смог бы кто-нибудь другой так исполнить романс Валерия Халилова «Лепестки жасмина на окне».
Музыка Токи звенела голосом Дамырак Монгуш.
Сайлык Сая еще учится на четвертом курсе. Но ее исполнение «Рассвета» Леонкавалло вовсе не ученическое, она вполне достойно выглядела на фоне известных певиц.
Вот возраст – это действительно проблема. С возрастом меняется тембр, как говорит Эльвира Докулак, могут исчезать интонационные окраски, может начаться «качка». Ей это пока не грозит. Педагог по вокалу знает, как правильно управлять голосом. И это подтверждают многочисленные дипломы, из последних: Гран-при в номинации «академический вокал» на Всероссийском конкурсе-фестивале «Результат-2019», Диплом первой степени на Первом открытом межрегиональном конкурсе вокалистов в Новосибирске в 2019 году. В 2020 и 2021 годах по понятным причинам фестивалей не было.
Все просто: потребность души
Самоизоляция, говорите? Ну да, пандемия мешает всем. Но не в том случае, когда классическая музыка – потребность души. Заниматься, и тем более преподавать онлайн сложно. Музыкой надо заниматься не теоретически, а практически. Но и за время самоизоляции Эльвира Докулак время не теряла, изучала новые методики, и сама создавала их.
А слушать музыку никакая пандемия не помешает. И все-таки, для певцов это – трудное время. Эльвира Докулак считает, что ковид губит психологически. Но именно музыка и помогает с ним сражаться. Музыка вполне может быть «психологическим оружием».
Музыка – потребность души. И именно в ней душа человека может черпать и стойкость, и оптимизм. Не все могут сами петь или играть на музыкальных инструментах, а музыка необходима всем. Значит, нужные новые певцы, нужны новые, хорошо поставленные голоса. Этим как раз и занимается Эльвира Докулак.
С классикой все обстоит очень просто: это лучшая музыка, которая пережила века, так же, как и классическая литература. Произведений каждый год, каждое время появляется немало, но потомкам остаются лучшие. Литературные произведения изучают в школе в обязательном порядке. С музыкой сложнее. Она требует большего душевного понимания. Нужна определенная привычка, навыки понимания.
Ну и наконец – просто мечта. А мечтает наша прославленная певица о том, что когда-нибудь музыкально-драматический театр станет больше ставить музыкальных спектаклей. Что появится профессиональный музыкальный театр для детей, где смогут трудоустроиться ее ученики. Она мечтает о том, чтобы все способные к музыке ребята получили возможность правильно поставить голос, и чтобы этот голос долго жил.
Ирина КАЧАН
"Тувинская правда" №66 от 1 декабря 2021 года.