По словам медиков, увеличилось число тяжёлых больных. Происходит наложение одного вируса на другой – ковид на фоне острой респираторной вирусной инфекции намного ухудшает состояние человека, поэтому специалисты рекомендуют прививаться от ОРВИ и гриппа. Особенно тем, кто в группе риска.
Также есть случаи повторного заражения. В этом случае болезнь проходит сложнее – с серьёзным поражением лёгких. Врачи столкнулись также с такой формой вируса, которая не определяется анализами. Например, у человека при компьютерной томографии выявляется вирусная пневмония, есть все симптомы болезни и подтвержденные контакты с больными, но тест отрицательный. Обследования анализов в регионе проводят в лабораториях инфекционной больницы, первой Ресбольницы, Рескожвендиспансера, СПИД-центра и центра эпидемиологии. Тесты на коронавирус теперь делают в течение 48 часов.
Сотрудники Роспотребнадзора в свою очередь проверяют учреждения на соблюдение требований – это проветривание помещений, температурный и масочный режимы, дезинфекция. Специалисты напоминают жителям, что правила личной гигиены и ношение масок может уберечь от многих болезней.
За время пандемии в Туве коронавирус унёс больше сотни человеческих жизней. Несмотря на печальную статистику, люди продолжают игнорировать санитарные нормы. В торговых центрах и других общественных местах далеко не все соблюдают социальную дистанцию и носят маски. Более того – многие проводят массовые мероприятия: свадьбы, юбилеи. Властям приходится выходить в рейды и проверять заведения увеселительного характера.
Отвечу тем, кто не считает нужным носить маску – мол, не заболею. Вы-то, может быть, и останетесь здоровы, но зато заразите других. Маска защищает больше не вас, а окружающих! Вот, почему врачи и власти неустанно просят соблюдать меры безопасности.
Тем временем психологи склонны считать, что люди, которые не подчиняются общепринятым мерам предосторожности, от чего зависит здоровье и жизнь окружающих, могут страдать психопатией, нарциссизмом и макиавеллизмом. Кто не знает: психопатия характеризуется эгоизмом, бессердечностью, импульсивным поведением; нарциссизм – самовлюбленностью и отсутствием способности к сопереживанию; макиавеллизм – склонностью к манипулятивному поведению и к эксплуатации других людей, лживостью и готовностью цинично пренебречь моралью ради собственных интересов.
В Интернете наткнулся на интересную статью, где мнение по этому поводу выражает психолог, кандидат медицинских наук Андрей Колосов. Он считает, что если человек в наши дни принципиально отказывается носить маску, то это проблема психического характера.
Грубо говоря, если человек не обращает внимания на проблему, значит, её не существует. Но ежедневная статистика говорит об обратном. Пожалейте хотя бы врачей, которые каждый день борются с пандемией, пока кто-то расхаживает по улицам без маски, не соблюдая меры безопасности, наплевав на здоровье и жизни окружающих – в первую очередь детей и стариков.
В Республиканской инфекционной больнице медики работают на износ. Многие почти не бывают дома, отдавая все силы пациентам. О трудовых буднях учреждения рассказала главный врач, кандидат медицинских наук Анна Сарыглар.
– Анна Александровна, вы также руководите новым многофункциональным медицинским центром, который открылся в середине октября, и который возвело Министерство обороны России по поручению президента страны Владимира Путина.
– Да. Медцентр – современный. Оснащён лучшим оборудованием. Функционирует – как подразделение инфекционной больницы. В новом учреждении – 300 койко-мест, из которых 20 реанимационных с аппаратами ИВЛ – большое подспорье в борьбе с коронавирусом. И лечить есть кому – штат Центра сформирован: это 346 сотрудников. Медики трудятся посменно. Сегодня там – 227 пациентов, в тяжёлом состоянии – шесть, их подключили к аппаратам искусственной вентиляции лёгких.
– Какая обстановка в инфекционной больнице?
– Там трудятся 222 человека – врачи, медсёстры, санитарки и остальной персонал. Учреждение рассчитано на 200 мест, но в последнее время наблюдается положительная динамика – пациентов становится меньше. Сегодня в заведении – 139 больных, с тяжёлой формой коронавируса – 15 человек, на ИВЛ – двое. Всего же аппаратов – шесть.
– А ещё есть точки подключения к кислороду?
– Да, их – 15. Не путать с аппаратами искусственной вентиляции лёгких – когда кислород подаётся через маску. В случае с точками подключения – кислород идёт с помощью концентратора. А ещё разница в том, что самых тяжёлых больных подключаем именно к ИВЛ, а тех, у кого состояние получше, – к концентраторам.
– Получается – 568 сотрудников на инфекционную больницу и многофункциональный медцентр.
– Да, но сегодня не хватает анестезиологов и реаниматологов. С остальными – проблем нет.
– А как сотрудничаете с новым Ковид-центром?
– Мы регулярно созваниваемся с коллегами. Если у них есть тяжелые больные, то их отправляют к нам.
– Скажите, а чем лечите больных коронавирусом – есть ли вообще лекарство от ковида?
– Основные препараты – фраксипарин, гепарин, клексан. Это – антикоагулянтная терапия – лечение, которое способствует более медленному свёртыванию крови и препятствует образованию тромбов. Применяем и противовирусную терапию. Лекарства нужно принимать только по назначению врача, не занимайтесь самолечением!
– Анна Александровна, а почему у многих заболевших ковидом – пневмония?
– Это особенность коронавируса – поражать сосуды. Если сказать проще, то происходит их закупорка, а снабжение кислородом идёт через капилляры. Здесь мы как раз и применяем антикоагулянтные лекарства. Они разжижают кровь, чтобы не было тромбообразования.
– А много тех, кто заболел второй раз?
– Около двух процентов наших пациентов – повторные заражённые. У них, как правило, болезнь протекает тяжелее, так как после первого случая организм оправиться не успел.
– Бывает так, что, к примеру, муж заболел ковидом, а жена – нет, а ведь они живут под одной крышей. Как это объяснить?
– Всё зависит от иммунной системы человека. В организме есть иммунокомпетентные клетки – способные специфически распознавать антиген и отвечать на него иммунной реакцией.
– Что посоветуете, чтобы не заразиться коронавирусом?
– Нужно пить чай с имбирём и лимоном, готовить отвар овса и шиповника, хорошо укрепляет иммунитет облепиховый сок.
При заболевании особую роль играет иммунная система. Умирают те, кто страдают хроническими заболеваниями: сахарным диабетом, гипертонией. Ещё причина – позднее поступление, когда люди не обращаются к врачу вовремя.
– Насколько тяжело вам приходится на передовой в борьбе с пандемией?
– Седьмой месяц мы – как на фронте, дома почти не бываем – из-за этого семьи заброшены. Лично для меня борьба с коронавирусом – это война за жизнь наших пациентов. Я даже не заметила, как это время прошло, ведь трудимся постоянно, без отдыха.
Медики нашей больницы очень устали. Врачи работают на износ, ходят, шатаясь! Если требуется, то по несколько дней не отходят от пациента, пока не выходят. За 7 месяцев в нашей больнице – 18 смертей от последствий коронавируса. С одной стороны – это немного, с другой – 18 трагедий.
– Анна Александровна, скажите, мы победим коронавирус?
– Думаю, что окончательно – нет. Даже когда пандемия пройдёт – будут единичные случаи. Ковид станет сезонным заболеванием – как грипп и ОРВИ.
– Но пандемия всё-таки отступит?!
– Конечно. Население будут прививать от коронавируса, и ситуация нормализуется.
Андрей МАКАРОВ
Фото автора и из архива Республиканской инфекционной больницы
Телефоны «горячей линии» – 8 (39422) 6-08-51; 8 (39422) 6-38-80.
Полностью материал читайте в субботнем выпуске "Тувинской правды" от 28 ноября 2020 года.