Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

ВРАЧИ ИЗ МОСКВЫ НЕ ИСКЛЮЧАЮТ ВТОРУЮ ВОЛНУ

17 июля 2020
37

В составе мультидисциплинарной медицинской бригады были пульмонолог, инфекционист, анестезиологи-реаниматологи, медицинские сестры-анестезисты и врач-рентгенолог. Это врачи ведущих столичных стационаров – городских клинических больниц № 67 имени Л. А. Ворохобова, имени В. В. Вересаева, имени М. Е. Жадкевича, Инфекционной клинической больницы № 2, а также городской поликлиники № 175, имеющие большой опыт в лечении пациентов с коронавирусом. Миссия врачей заключалась в том, чтобы оценить обстановку в регионе, оказать консультативно-диагностическую поддержку медикам местных больниц. Бригада непосредственно работала в стационарах с тяжелыми и среднетяжелыми пациентами, выезжала в районы.

На вопросы журналистов республиканских СМИ отвечал старший врач бригады хирург Константин Покровский, заместитель главного врача по филиалу для лечения коронавирусной инфекции городской клинической больницы № 67 им. Л. А. Ворохобова.

- Константин Александрович, расскажите, какова, на ваш взгляд, ситуация с коронавирусной эпидемией в республике? Все ли меры были предприняты и в полном ли объеме?

- Хочу сразу же отметить высокий уровень готовности республики к борьбе с коронавирусом. Руководство и Министерство здравоохранения Тувы крайне ответственно подошли к подготовке коечного фонда в больницах, развернули основной инфекционный госпиталь на базе терапевтического корпуса республиканской клинической больницы, при этом в оказании помощи была задействована и инфекционная больница.

Абсолютно правильно, грамотно и своевременно был развернут приемно-сортировочный пункт на базе диспансера, который позволил ускорить и правильно маршрутизировать пациентов в зависимости от тяжести их состояния. Большинство коек оборудованы точками доступа кислорода, что очень важно, потому что кислородная поддержка является одним из основных принципов лечения короновирусной пневмонии.

Мы увидели достаточное количество средств индивидуальной защиты, которые были закуплены и предоставлены медицинским работникам. Наши коллеги своевременно резервируют необходимое количество коек для тяжелых и среднетяжелых пациентов, быстро и слажено направляют пациентов на госпитализацию, дефицита в больничных койках мы не увидели. С большим напряжением отработало амбулаторное звено республики. Практически круглосуточно доктора посещали пациентов, которые находились под наблюдением в домашних условиях, больные своевременно получали помощь и направлялись на госпитализацию.

Надеюсь, что оборудование, которое поступило из Москвы благодаря мэру Сергею Собянину, будет полезным для республики и поможет осенью, если вдруг мы столкнемся со второй волной.

- Уже есть прогнозы, что нас ожидает?

- По тем сведениям, которые получаем из московского региона, где были проведены массовые тестирования и пережито так называемое плато, мы видим, что через 2-3 месяца у человека формируется достаточно устойчивый иммунитет, вырабатываются антитела. Отсюда следует предположить, что если и будет вторая волна заболевания, чего мы исключить не может, то она, вероятнее всего, пройдет менее массово, но количество тяжелых пациентов, скорее всего, увеличится.

- До приезда в Туву ваша бригада отработала в Северной Осетии. Есть ли разница в течении эпидемий в двух регионах?

- В кавказском регионе ситуация была действительно серьезной: и больных больше, и болезнь протекала тяжелее, и охват тестированием был меньше. Либо это генетическая предрасположенность, либо это нарушение режима самоизоляции, либо что-то еще, чего мы пока еще не понимаем.

В Туве крайне тяжелых и тяжёлых пациентов гораздо меньше. Вполне вероятно, что ваше население переносит коронавирус легче, чем жители других регионов. Учитывая, что плотность населения здесь низкая, была возможность быстро госпитализировать пациентов, оценив тяжесть течения болезни, и, если требовалось, обеспечить доступ к кислороду. Все эти меры принесли плоды, предотвратив большое количество смертельных случаев.

Коронавирусная инфекция очень контагиозная, поэтому чем выше плотность населения и больше контактов, тем быстрее она передается от заболевшего к здоровому человеку. Уже известно, что бессимптомное носительство инфекции тоже очень заразно для окружающих. Поэтому распространение инфекции зависит от грамотного и ответственного соблюдения режима самоизоляции и ограничительных мероприятий. Мне кажется, что в вашем регионе достаточно ответственно к этому вопросу подошли. В республике нет повального заражения, так как население прислушалось к тому, о чем просят власти.

- Что можно сказать о росте смертности от ковида в республике? С чем это связано?

 - К сожалению, все вспышки вирусных заболеваний всегда приводят к тому, что в конце – в «хвосте», количество летальных случаев и процент тяжелых больных увеличивается, а количество заболевших, наоборот, уменьшается. Это неизбежно.

В первую очередь эта инфекция поражает пациентов, которые отягощены какими-то соматическими заболеваниями, например, диабетом или болезнью сердца, и без смертей и тяжелого течения болезни здесь обойтись невозможно. И тем не менее, те мероприятия, которые были проведены вашими врачами, предотвратили еще большое количество смертей.

- Многие жители Тувы стремятся во что бы то ни стало пройти компьютерную томографию. Так ли она важна при обследовании на коронавирус?

- Здесь я хочу особо подчеркнуть, что компьютерная диагностика не является панацеей от коронавирусной инфекции. Не всегда нужно проходить данное обследование, тем более на всякий случай. Это, наоборот, может нанести вред здоровью. От того, что вы ее сделаете, хуже или лучше лечить не станут. Врачи ориентируются на клинические данные и оценивают состояние пациента по течению клиники. Компьютерная томография важна только для тяжелобольных.

У нас есть более простые и доступные методы для лечения и диагностики: померить сатурацию, то есть на палец надеть прибор, который показывает насыщение крови кислородом. От этого пользы будет больше, чем от КТ.

- Каковы последствия ковида для переболевших и для тех, у кого он прошел бессимптомно? Восстанавливаются ли легкие после инфекции?

- Сейчас прогнозы какие-то давать сложно, так как идет накопление медицинских и научных знаний об этом вирусе. Вы должны понимать, что эта инфекция новая, что человечество столкнулось с этим возбудителем меньше, чем год назад, когда был зарегистрирован нулевой пациент в Ухане. Думаю, что через год или хотя бы к зиме мы поймем, насколько эта инфекция опасна: либо она превратится в сезонный грипп и сформируется коллективный иммунитет либо мы будем встречаться с периодическими вспышками коронавирусной инфекции, которая будет мутировать. Пока не знаем.

Мы должны понимать, насколько вероятно формирование вот этого коллективного иммунитета. Сейчас мы видим, что иммунитет формируется, но насколько длительно он сохраняется, не знаем. Должно пройти еще три–шесть месяцев, чтобы понять, что у заболевшего происходит с антителами к этому возбудителю. Также мы видим, что у детей, подростков и молодых людей он протекает бессимптомно.  

 Да, ковид наносит вред легким, но прогнозировать формирования фиброза, дыхательной недостаточности и других неприятностей, мы сможем только тогда, когда проанализируем массовые данные. По данным докторов московского региона и наших европейских коллег мы видим, что при КТ-1 и КТ-2, когда фиксируется поражение легких менее 30%, через месяц изменений в легких нет, то есть они восстанавливаются. При КТ-3, КТ-4, у тяжелых пациентов, через два-три месяца мы наблюдаем в легких остаточные явления. Но конкретные результаты можем оценить через год.

 

- Константин Александрович, а на какой стадии болезни Тува сейчас находится?

- Однозначно на спаде. Мы видим уменьшение госпитализации, в течение недели отмечаем наличие свободных мест в реанимационных отделениях, что важно. Это основной показатель того, что эпидемия идет на спад и вероятнее всего, через три-четыре недели нужно думать о том, чтобы какая-то часть учреждений начала оказывать плановую помощь жителям республики. В таком количестве коек потребность отпала.

- Сейчас в Туве снят первый этап ограничений. Как вы считаете, не слишком ли это рано?

- Я не думаю, что рано. Надежно из самоизоляции не выходить никогда (смеется). И у нас есть маркеры, такие как заболеваемость, госпитализация, амбулаторные обращения и так далее – все это анализируется и на их основе принимается решение о снятии ограничений. И вероятно, что эта мера своевременна.

Например, три дня назад мы были в поликлинике, там амбулаторных обращений стало в пять раз меньше, чем на пике эпидемии. Пациентов, которые наблюдаются дома, в три раза меньше стало.  Но группе риска, то есть пожилым людям с сахарным диабетом, перенесшим инсульт, и онкологическим больным, пока лучше не выходить из дома.

Юлия САТ

Фото Ады ТЮЛЮШ