Тувинская правда 12+

Власти Тувы не допустят дефицита угля и роста цен на него из-за высокой стоимости бензина и солярки

26 августа 2023
41

Глава республики Владислав Ховалыг распорядился изыскать в бюджете дополнительные средства. При необходимости ими компенсируют затраты на транспортировку угля, которые увеличиваются из-за дорожающего бензина и дизтоплива.

«Дал поручение произвести соответствующие расчеты. Точно определить, на сколько рост цен отразится на стоимости транспортировки угля до топливных складов в районах. Возникшую разницу будем компенсировать из республиканского бюджета. Сейчас для населения важно сохранить льготу на уголь», - отметил Глава Тувы.

В Туве по льготной цене уголь отпускают с восьми государственных складов. В этом году дополнительно откроют еще шесть таких площадок. Топливо на них уже завозят. Поставки будут идти весь отопительный период, чтобы всегда сохранялся запас. По информации регионального Минтопэнерго, до марта суммарно завезут более 200 тыс. тонн угля.

Снижение цен на бензин - в Правительстве Тувы называют отдельной задачей. ГСМ в республике стоит больше, чем в Хакасии. И хотя рост стоимости топлива сейчас это общероссийская проблема, в нашем регионе бензин выходит в среднем на 6-8 рублей дороже, чем у соседей. По информации Службы по тарифам республики, самые высокие цены на топливо в Кызыле. На некоторых АЗС столицы 98-ой бензин доходит до 79,5 рублей за литр, 95-ый – 63 рубля, 92-ой – 59, 80-ый – 45.

«На этой неделе начала расти цена на дизельное топливо. Увеличилась в среднем на два рубля. На некоторых АЗС литр стоит 70 рублей», - заявила Елена Бочарова, руководитель Службы по тарифам Тувы.

Эксперты отмечают: ни федеральное правительство, ни тем более республика не могут влиять на цены в топливном сегменте рынка напрямую. Их формирует исключительно соотношение спроса и предложения. Хотя в этом году ситуация сложнее, рост цен на топливо происходит каждое лето, когда нефтеперерабатывающие заводы закрываются на ремонт.

«Бензина выпускают меньше, чем его хотят купить. На одну тонну находится больше покупателей. Продавец заключает сделку на наиболее выгодных для себя условиях. Тонна топлива уходит тому, кто готов платить больше», - объясняет Феликс Хаджиев, руководитель УФАС России по Туве.

В антимонопольном ведомстве отмечают: в Туве ситуацию усугубляет то, что местные предприниматели покупают бензин для реализации в республике с мелкого опта, то есть у перекупщиков. В регионе нет крупной компании, имеющей доступ, допустим, к топливной бирже, на которой совершают часть торговых сделок. Наличие такого игрока позволило бы покупать бензин напрямую у нефтяных компаний, а значит, дешевле. С мая по конец июля стоимость бензина на мелкооптовом рынке в Хакасии выросла в среднем на 15 %. Примерно настолько же увеличилась цена топлива в тувинской рознице.

Частично решить эту проблему удастся с появлением в Туве АЗС, принадлежащей крупной нефтяной компании, говорят в региональном Минтопэнерго. Достигнуто соглашение с «Роснефтью» об открытии в Туве двух ее фирменных АЗС до конца 2024 года. Как показывает практика в других регионах, на сетевых заправках цены на бензин чаще ниже. Это удерживает стоимость топлива и на других АЗС. К тому же «Роснефть» сама добывает, перерабатывает и продает бензин.

Специалисты отмечают и другую проблему. У Тувы нет возможностей для хранения больших объемов ГСМ. Если на топливной бирже произойдет «скачек», это тут же ощутят автовладельцы региона. Бензин, приобретенный в период роста цен, у нас пойдет на продажу сразу. Там, где есть нефтебаза, например, в Хакасии, его добавят к приобретенному ранее по низкой стоимости. В розницу он будет поступать постепенно. Цена из-за этого станет расти плавно.

Появление у Тувы возможностей хранить большие запасы ГСМ снизило бы чувствительность тувинской розницы к колебаниям топливного рынка, считают участники оперштаба в Правительстве Тувы. Рассматривают несколько вариантов. Один из них - строительство регионального склада ГСМ, оператор которого будет предоставлять услуги по хранению топлива конечным поставщикам. Реализацией ГСМ сам он заниматься не будет.

«Этот и другие варианты необходимо детально проработать, выбрать наиболее оптимальный для нас. Региональному Минтопэнерго поручил подготовить на имя Главы Тувы конкретные предложения по созданию в республике склада ГСМ», - прокомментировал и.о. вице-премьера Олег Лукин, на уровне которого работает оперштаб.

Коллегиальный орган создан по распоряжению Владислава Ховалыга. В него входят руководители УФАС по Туве, Службы по тарифам, республиканских Минтопэнерго и Минсельхозпрода. Одна из задач: в отсутствие возможности прямо влиять на топливный рынок - найти способ снизить цены на ГСМ в розницы республики.

«Как показывает анализ ситуации, рост цен на бензин вызван удорожанием топлива на оптовом рынке. Но мы продолжим анализ всей цепочки ценообразования, в том числе, и на нашей розницы. Будем отслеживать динамику роста цен в республики, относительно других регионов. В случае если будет иметь место искусственное завышение мы сразу это заметим», - заявил Лукин.

Власти региона также будут искать способ помочь владельцам АЗС начать работать с нефтеперерабатывающими компаниями по долгосрочным договорам. Это позволит им в оговоренный срок покупать топливо по фиксированной цене, несмотря ни на какие колебания. Это будет сдерживать и замедлять рост цен в рознице.

Косвенный рычаг влияния на рынок недавно использовало Федеральное Правительство, отмечают в УФАС России по Туве. Российские власти обязали нефтяников увеличить объем биржевых продаж автомобильного бензина и дизтоплива. Это может привести к снижению стоимости сначала на самой бирже, а затем и в рознице. Например, мелкий опт и перекупщики, у которых Тува приобретает бензин, при увеличении числа возможных сделок смогут вести себя смелее. Не будут «бросаться» на первое подвернувшееся предложение, а станут искать сделки более выгодные для себя, покупая и продавая бензин дешевле.

Антон Посохин

Фото из открытых источников

Редакция «ТП»