Этот проект обсуждается более 20 лет, в прошлом году его отложили на пять лет, сообщает РБК.
Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минтрансу и Минфину совместно с инвестором в Элегестское месторождение угля в Туве Русланом Байсаровым проработать условия и сроки возобновления строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино. Стоимость проекта должна быть рассчитана в текущих ценах с учетом его особой значимости для экономики Тувы.
Об этом говорится в поручении Абрамченко, которое она направила в среду, 16 февраля, в Минфин, Минтранс, Росжелдор и РЖД. Поручение было дано по итогам совещания по развитию угольной промышленности в Сибирском федеральном округе. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердила представитель вице-премьера. Срок поручения — 28 февраля.
РБК направил запросы в правительство Тувы, Тувинскую энергетическую промышленную корпорацию (ТЭПК, владеет лицензией на Элегестское месторождение) Байсарова, Минфин, Минтранс, Росжелдор и РЖД.
История проекта первой железной дороги в Туве
В 2014 году Счетная палата в ходе проверки указывала на ряд недостатков в проведении реформы железнодорожной отрасли, в том числе на нехватку железных дорог в регионах. На тот момент в шести регионах вовсе не было железнодорожного сообщения — в Республике Алтай, Туве, Магаданской области, Ненецком и Чукотском автономных округах и Камчатском крае.
В Туве до сих пор нет железнодорожного сообщения с остальной частью России. Дорога Элегест — Кызыл — Курагино длиной более 400 км должна связать этот регион с Красноярским краем, а также обеспечить транспортировку продукции с Элегестского угольного месторождения с запасами 776 млн т коксующегося угля. Планировалось, что новая ветка сможет пропускать 19 пар поездов в сутки, объем грузоперевозок составит 15 млн т в год.
Проект строительства железной дороги в республике обсуждается с 2002 года, когда лицензию на разработку Элегестского месторождения получила Енисейская промышленная компания (ЕПК) банкира и экс-сенатора Сергея Пугачева. Однако она не исполнила обязательства по графику работ, и правительственная комиссия исключила железную дорогу Кызыл — Курагино из перечня объектов, реализуемых за счет бюджета. Затем компания перешла к Байсарову, а в 2011 году состоялся торжественный запуск строительства дороги, на котором присутствовал Владимир Путин, тогда занимавший пост премьер-министра. Он забил в основание новой железной дороги костыль.
В апреле 2018 года Росжелдор заключил соглашение о строительстве дороги с ТЭПК и УК «Лидер». Через год стороны подписали соглашение с РЖД, которые стали генподрядчиком проекта. Анонсировалось, что дорога должна быть построена к 2023 году, к моменту запуска добычи на Элегестском месторождении.
Власти отложили строительство первой железной дороги в Туве на пять лет. Но в апреле 2021 года правительство отложило этот проект на пять лет, до 2026 года. Для этого Росжелдор подписал дополнительное соглашение с ТЭПК, которое предусматривало приостановку исполнения сторонами всех взятых на себя обязательств и исключало какие-либо штрафные санкции, концессионную плату и взаимные претензии сторон. По данным «Интерфакса», перенос проекта произошел из-за пандемии коронавируса: для строительства планировалось задействовать средства Фонда национального благосостояния, которые потребовались для поддержки экономики.
Жители Тувы в 2021 году пожаловались на «неподъемные» цены на уголь для населения. Губернатор региона Владислав Ховалыг призвал Тувинскую горнорудную компанию (принадлежит группе En+, основанной Олегом Дерипаской) снизить стоимость сырья на внутреннем рынке, а взамен обещал помочь с вывозом угля на экспорт. В 2022 году президент согласовал гарантии на вывоз на экспорт 0,4 млн т угля в год из Тувы, однако до ближайшей железнодорожной станции 400 км En+ придется везти уголь самосвалами.
Во сколько оценивалась дорога
По оценке Байсарова, при подписании соглашения с РЖД в 2019 году общий объем инвестиций на реализацию проекта в Туве составлял около 360 млрд руб. В эту сумму входят затраты на освоение месторождения, строительство портового терминала в Ванино (Хабаровский край) и строительство самой дороги Элегест — Кызыл — Курагино. Согласно отчету ТЭПК за 2020 год, стоимость проекта снизилась до 346 млрд руб. Финансировать его планировалось за счет взносов участников и выпуска субординированных и инфраструктурных облигаций.
Инвестиции в строительство самой железнодорожной ветки оценивались примерно в 126,6 млрд руб. (без НДС, в ценах 2017 года), уточняли в РЖД.
В связи с переносом срока строительства железной дороги ТЭПК также планировала внести изменения в условия лицензии на пользование недрами Элегестского месторождения: сроков начала добычи и вывода на проектную мощность.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/18/02/2022/620e3f2a9a7947868328f19f?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop