Тувинская правда 12+

Владислав Ховалыг сообщил о создании республиканской сети топливных складов

11 ноября 2021
43

По поручению Главы республики Владислава Ховалыга предполагается создать государственную сеть, которая займется организацией доставки угля из добывающих разрезов до муниципальных складов, где топливо будет продаваться в розницу населению.

Вопрос доступности угля в Туве крайне актуален, поскольку 88% домохозяйств республики используют печное отопление. Однако добывающая компания, являясь монополистом, только повышала его цену. Вместе с расходами на транспортировку стоимость тонны угля для жителя, к примеру, Монгун-Тайгинского района достигала 7-8 тысяч рублей, или до 80 тысяч за весь зимний запас. Для многих это неподъемные траты.

Учитывая социальную остроту проблемы, в июле этого года Глава Тувы принял решение об установлении фиксированной отпускной цены на уголь, добываемый Тувинской горнорудной компанией. Вопреки протестам угольщиков она была снижена, причем сразу почти на 20% - до 2220,1 рубля за тонну.  

Однако этой меры оказалось недостаточно. Розничные цены на уголь остались, как и прежде, высокими. Только теперь по вине перевозчиков, которые доставляют уголь из разреза до потребителя. Они решили заработать на решении правительства, а поскольку все перевозки в Туве держатся на ИП и самозанятых, то заставить их не завышать цены на свои услуги власти не могут. Тем не менее в сравнении с прошлогодними ценами стоимость угля все же снизилась.  

«Я получаю десятки сообщений от граждан, которые сигнализируют о завышении цен на уголь в районах. Местные администрации откровенно недорабатывают. Народ страдает из-за их нерасторопности, этим пользуются и перекупщики. К каждому из них не получится приставить сотрудника Службы по тарифам, уполномоченной оформлять протоколы. Выход мы видим в открытии по всей республике сети государственных топливных складов. Это будет нашим вторым шагом, чтобы жители Тувы без лишних затрат могли купить уголь», - написал в своем блоге руководитель региона.

На этой неделе Владислав Ховалыг провел совещание по «угольному вопросу» с руководителями профильных министерств и ведомств, на котором были обсуждены пути выхода из сложившейся ситуации. В качестве одного из вариантов влияния на угольный рынок рассматривалась возможность возвращения к советскому опыту районных и городских топливных пунктов.

Речь идет о централизованных поставках, где райтопы и гортопы выполняли роль перевалочных баз, на которые уголь доставлялся из разрезов и затем распределялся по потребителям. По сути, они работали как современные магазины – каждый мог заказать здесь для себя уголь с доставкой.

Такой подход предусматривает выстраивание всей логистической цепи перевозок угля - от Каа-Хемского разреза до каждого района, на что, по предварительным расчетам, потребуется не менее 40 млн рублей. Так, на самом разрезе необходим обособленный терминал для аккумулирования необходимых запасов угля, организации погрузочных работ и оформления документов на перевозку. Площадка должна быть оснащена весовыми устройствами, погрузочной техникой, средствами коммуникации, охраны и прочим оборудованием.

Угольные склады должны быть в каждом райцентре – с забетонированными огражденными площадками хранения, административными помещениями и гаражами, укомплектованные техникой, весами, системами видеонаблюдения и охраны. Для перевозок угля с разреза до складов, а также доставки до потребителей потребуются грузовики малой, от 4 тонн, и большой тоннажности. Общая вместимость складов рассчитана, исходя из объемов потребления угля населением республики - она составляет в среднем 360 тысяч тонн в год.  

Правительство республики готово вкладывать средства в создание материальной основы складской инфраструктуры с последующей передачей их муниципалитетам. Без этой базы невозможно создать систему логистики, которая позволила бы минимизировать расходы на доставку угля до потребителя, убежден Владислав Ховалыг.

Но при этом, считает он, необходимо искать наиболее эффективные формы управления создаваемым имуществом. В порядке эксперимента в трех районах республики уже в ноябре решено запустить две разные модели организации поставок угля для населения. В одном топливный склад передадут в ведение министерства ЖКХ, в двух других к управлению складами привлекут объединения самих потребителей угля - в виде товарищества собственников жилья. Какой проект сумеет обеспечить приемлемые цены и лучшее качество услуг, у того и больше прав на дальнейшее существование.

Редакция «ТП»