Тувинская правда 12+

Винтаж-роман про вчера, сегодня и всегда

27 ноября 2021
36

Жанр определить трудно, но, к счастью, он обозначен на обложке: «театральный роман в документах и фотографиях, монологах и репликах, рукописях и записках, комментариях и зарисовках, воспоминаниях и мнениях, в программках и афишах, в публикациях и личных делах, интересных фактах и рецензиях, интервью и приложениях». Впрочем, для себя я его определила проще: моя новая любовь.

Сегодня и когда?

Влюбляешься в эту книгу уже только читая название. Вот эта перестановка слов из обычного порядка «вчера, сегодня, завтра» уже озадачивает, притягивает. Читаешь «Сегодня. Завтра. Вчера» и думаешь, что завтра «сегодня» - будет «вчера». Вчера «сегодня» было «завтра». А если после «завтра» «вчера» тогда как?

А если новеллы из старого фильма «Вчера, сегодня, завтра» с блистательными Марчелло Мастроянни и Софи Лорен смотреть именно в таком порядке?

А если… Да ладно – а если! Давайте читать книгу! И тут сразу станет понятно, что даже документальное повествование можно выстроить в нелинейном порядке. Как «Шум и ярость» Фолкнера, как «Одиссей, сын Лаэрта» Олди, как «Герой нашего времени» Лермонтова. А если кому-то захочется пронумеровать фрагменты, то получится «Модель для сборки» Кортасара.

Только наша книга будет гораздо интереснее, потому что действующие лица романа – это те, кто с нами рядом. Или те, кто был рядом некоторое время назад. Очень недавнее прошлое – профессиональный театр Тувы совсем молодой.

И на презентации книги, которая состоялась 24 ноября, один момент буквально и наглядно показал эту единовременность «сегодня, завтра и вчера». Артисты театра показывали фрагмент спектакля «Сын Синего Неба». Юные Максим и Кара-Кыс Мунзук поют знаменитую песню о пастушке. Тут же на сцене стоит их дочь, которой тогда и «в проекте не было», написавшая книгу по истории театра, в том числе и о них. В зале сидят зрители, которые скоро получат книгу и прочитают ее.  

Хитрая штука – время, пересечение настоящего, будущего и прошедшего налицо. Но мы опять отвлеклись. Давайте же читать книгу!

Старые-старые фото

Старые фотографии – всегда загадочны. Даже если мы знаем, что потом будет с людьми на фото. И уж тем более, если не знаем!

Театр в 20-30 годы прошлого века был очень прогрессивным явлением. И участие в театральных постановках, показывало прогрессивные взгляды человека. Виктор Кок-оол не только участвовал в становлении тувинского театра. Он еще и участвовал в самых первых, абсолютно любительских постановках, которые устраивали в парке. Об этом факте мы бы ничего и знали, если бы Светлана Мунзук не доказала этого с математической точностью, на основе анализа старых фотографий и писем.

Салчак Тока в театре не играл – генсеку, понятно, играть некогда. Но он был активным зрителем. Он покупал билеты для всей семьи на все спектакли и не пропускал новые постановки. Чтобы уточнить, повторим: он покупал билеты. Стоял в очереди в кассу и покупал. И для своих родственников тоже покупал. Ну а вслед – министры, нехорошо же отставать. Было же время, когда все ходили в кассу покупать билеты!

Смотреть на старые фотографии, конечно, немного и печально. Как ни коротки годы тувинского театра, но все же тех, кто его создавал уже нет. Кто-то был репрессирован, кто-то жил долго и счастливо, но уже ушел. Нет первых актеров и режиссеров. Нет и самого первого профессионального режиссера, которого пригласили в ТНР в 1940 году.

Эпизодические роли

Светлана Мунзук пишет: «На мой взгляд, имя Исполнева должно быть вписано золотыми буквами в историю становления тувинского театра. Это как первый учитель у каждого из нас, который по велению сердца и в силу своей профессии ведет нас к познанию окружающего мира».

К сожалению, мы мало «познаем» самих учителей. Большинство советских специалистов появлялись на сцене театра, как актеры в эпизодах: приехал, сделал что-то определенное, уехал. Немного знаем о том, кем они были до приезда, очень редко хоть что-то знаем о том, куда они делись, что с ними стало.

Именно это было и с Исполневым. Родился в 1894 году в крестьянской семье. В возрасте пяти лет пристрастился к чтению, что большая редкость для крестьян того времени. Сначала играл в самодеятельных театрах, потом стал учеником Мейерхольда.

В Туве работал с 1940 по 1945 год. Что с ним потом стало никто не знает.

В книге «Сегодня. Завтра. Вчера» приведена выдержка из дневника Исполнева, которая показывает, с чем он имел дело, когда начинал формировать профессиональный театр: «В Гостеатре, как он здесь называется, 8 «актеров» и 4 «актрисы», умеют немного петь, играть на пызанчы, игиле, лемби, балалайке и чадагане. Совершенно отсутствуют танцы, оказывается народ не знает даже этого слова. Никакой материально-хозяйственной части: сцена не имеет ничего, голые стены, один задник – лес и три пары боковых лесных кулис. Начинать надо строить театр совершенно на голом месте в стране, никогда не знавшей и не видевшей театра вообще. В стране, где только десять лет назад была введена письменность».

Но вот что интересно еще. Это профессионал понимает, что «на голом месте». А ведь театр уже работал, и было довольно много постановок показано, и зрители его любили. Вряд ли кто-то понимал, что театру чего-то не хватает. Зачем же пригласили режиссера? Из текста можно понять, что «руководящие товарищи» требовали новые спектакли еженедельно! Тувинский театр тогда (и вообще никакой театр и никогда!) не мог этого сделать, и пригласили режиссера… В общем, в роль Исполнева вошла и обязанность объяснить, как надо ставить спектакли и сколько времени это занимает.

Главная роль

Главная роль в книге, несомненно, у автора. Хотя она сама о себе, конечно, не пишет, но именно она нашла все эти бесценные дневники, рукописи, архивы, статьи, фотографии, афиши…

Во время презентации Светлану Мунзук характеризовали так, что впору стихи слагать: «историк, копатель, хранитель, любовь-к-истории-распространитель». И ведь все это так. И можно многое еще о ней сказать. Но сама она ловко переадресует все похвалы и комплименты. Светлана Максимовна утверждает, что без книги «От истоков к вершинам» - о национальном ансамбле песни и танца «Саяны» (составитель Светлана Сурун), не было бы и ее книги. Что она училась на этом опыте, вникала в хитрости книгоиздательства вообще. Но, кстати, сама Светлана Мунзук и написала предисловие к книге о «Саянах».

Эти обе книги порой и переплетаются. Потому что возникновение театра, развитие музыкального искусства, становление танца – явления одного порядка. Вот в книге «От истоков к вершине» - фотография из спектакля «Хайыраан бот». К чему бы это? А к тому, что роль Седипа в 1944 году играл Алексей Чыргал-оол. Тот самый композитор, который был первым художественным руководителем Тувгосфилармонии. Как же не пересекаться!

А роль Кары в этой постановке играла Кара-Кыс Мунзук, первая актриса, которая играла несчастную, погибшую из-за любви. В книге «Сегодня. Вчера. Завтра» есть статья о Галине Мунзук, о том, как она стала играть роль Кары, в которой блистала ее мама.

Книги не только переплетаются, но и дополняют друг друга. «Вот такие пироги», - как сказала со сцены Светлана Мунзук.

И обе они входят в тот огромный пласт культуры Тувы, без которого не могла бы состояться и политическая история. Кстати, по «перекочевкам» творческих коллективов можно изучать и историю Кызыла, историю отдельных зданий.

Вот такие пироги

Но ведь наверняка чего-то не хватает? Да, не хватает. Главный недостаток – мало! Хочу еще. Да, любовь к книге «Сегодня. Завтра. Вчера» – это любовь с первого взгляда. Но хочу еще. Хочется более подробных биографий всех (всех-всех!) актеров-режиссеров-художников. Кто, откуда, когда родился. Хочется еще больше очерков о разных людях театра. В общем, как уже стало понятно, хочется иметь энциклопедию тувинского тетра, только чтобы все статьи были большими интересными и подробными – как в книге Светланы Мунзук.

Но ведь она сейчас архивариус. Кто знает, может быть, и до энциклопедии дело дойдет. Ну, вот такие пироги…

Ирина КАЧАН

"Тувинская правда" №65 от 27 ноября 2021 года.

PS А вот еще что интересно: почему у тувинцев не было танцев? Даже в словаре специально посмотрела: танцевать – это танцылаар, танцор – танцычы. Действительно не было такого слова. А Танец Орла – «девиг», означает – «исполнить ритуальную пляску во время национальной борьбы». То есть, это не собственно танец, а ритуальное действо. Что не так с танцами в Туве?

Редакция «ТП»