Тувинская правда 12+

Вилла на улице Любви в квартале Отюкен…

13 февраля 2022
73

И я сейчас пишу как ученица замечательного наставника, в дни празднования профессионального праздника исследователей страны, об известном в мире и ведущем в России ученом-тюркологе, докторе филологических наук профессоре Игоре Валентиновиче Кормушине. Это – Личность, хорошая знакомая многим в центре Азии. Думаю, взгляд с близкого расстояния заинтересует многих. Поэтому о своем научном руководителе с его позволения осмелюсь написать с «близкого» ракурса.

Аспирантка из Сибирии

…В год окончания аспирантуры Тувинского государственного университета (2013 г.) мне удалось выиграть научный грант для физических лиц, который дал возможность работать над завершением диссертации. Поэтому меня семья Кормушиных пригласила к себе на Кипр. Таким образом, осень 2014 года осталась в памяти богатой от впечатлений не только в научном плане, но и в познании обширной панорамы культуры, этнографии, истории разных народов, проживающих на этом удивительном острове.  Мне выпал наиболее комфортный сезон в сентябре, когда палящее солнце зноя уже миновало, но и до прохладных деньков еще далековато. Следует подчеркнуть, что вдвойне посчастливилось индивидуально на протяжении целого месяца освоить методику своего учителя.

Какой уютный дом у супругов!

Заранее условия для работы были предусмотрены до мельчайших деталей – я спала в отдельной спальне на втором этаже с отдельным санузлом. Полуденный отдых (сиесту) проводила на мансарде, где бесконечным потоком простирается синее небо без единого перышка облаков. Завтракали на террасе заднего входа, где были выращены экзотические для меня обильные кусты разных сортов рододендрона и фруктовых деревьев.

Хозяйка виллы Любовь Иннокентьевна специально посадила несколько кустов картофеля, герани и хризантемы. Объяснила, что кусок родины должен присутствовать не только в сердце, но и визуально. Каждое утро хозяева с соседями дружелюбно обменивались благопожеланиями на турецком языке. Меня профессор везде представлял, как свою дочку-аспирантку из далекой Сибирии.

Режим работы Игоря Валентиновича начинается с раннего утра. В первое время, когда спускалась в семь часов, он уже сидел за компьютером. Он настоятельно требовал, чтобы я высыпалась как следует, поэтому перестала проявлять свой «героизм» ранних подъемов. До полвосьмого профессор успевал искупаться в море, приготовить завтрак (сам варил каши с добавлением фруктов). Мне нравилось выбирать – кашу хозяина или мюсли с молоком хозяйки.

После завтрака интенсивно работали, но в 11 часов положен перекус, приветствуется в этом доме беспощадно истреблять свежие фрукты. В 13 часов обед готовила Любовь Иннокентьевна из трех основных блюд (суп, второе и салат, иногда пирог), а потом и десерт. До сих пор практикую ее уроки приготовления изысканных блюд и креативной подачи. Везде чувствовала экологическую тему в буднях и уважение  – в отношениях, в правильном потреблении времени, а также в ведении хозяйства.

У них есть определенный день для отчета, садились с чеками и считали экономику семьи. Кроме расходов и доходов обсуждали правильную благотворительность, средства на плановые поощрительные вложения для внуков распределяли, согласовывая траты с их родителями.

В качестве рабочего кабинета послужила гостиная, которая занимала почти весь нижний этаж. Часть интерьера занимали книги – на красивых полках и этажерках, придуманных очаровательной Любовью Иннокентьевной. Дизайн и отделка дома продуманы хозяйкой, поэтому везде чувствуется внимание и забота. Весь жилой квартал называется Отюкен (по воле судьбы так совпало, что Игорь Валентинович в то время занимался расшифровкой памятников Отукенской культуры), их двухэтажная вилла находится на улице Sevgi, что на русском означает «любовь».  

Под колыбельную сверчков

В атмосфере, окруженной любовью в буквальном смысле, я очутилась в райском уголке нашей планеты, где по ночам никогда не видно Большой Медведицы, но под колыбельную стрекочущих сверчков засыпала как на груди своей матери. Таким образом, сразу почувствовала себя ребенком, когда в подсознании каждый человек ощущает защиту родителей: они заботились, чтобы было пятиразовое полноценное питание, чтобы наедалась свежими фруктами, высыпалась на полную мощь. Каждый день купались в море, так как жили на расстоянии километра от него.

Свободное время проводили по-разному: иногда ходили в гости к знакомым, или же сами принимали гостей (в округе Кормушина называли «русским профессором»). Помню, как наставника пригласили на праздник города, и он отлучался на официальную часть. По вечерам любили смотреть сериал «Дом с лилиями», по выходным не пропускали «Ледниковый период», танцы на льду. Однажды отключили электричество. Как в незапамятные времена, втроем играли в карты, оказалось, увлеклись процессом и даже не заметили, как свет дали. Кстати, турки любят играть в настольные игры, которые закаливают дружбу и сплочённость в семье. Перед моим отъездом Кормушины пригласили на прощальный ужин в ресторан. Сервиз, качество обслуживания, знание местных блюд и отменный вкус у моих попечителей до сих пор являются высшим пилотажем этой поездки.

Психологическую мою травму (в детстве с ребятишками побрели к речке далеко от дома, нечаянно поскользнулась и «утонула». В какое-то мгновение ничего не помнила. Чудным образом пришла в себя, схватившись за траву, сама выкарабкалась) снимала Любовь Иннокентьевна каждый день по своей методике. Она была профессиональной спортсменкой по художественной гимнастике, дочерью военного, воспитывалась в посольской школе г. Берлина. Ее уровень образования, женское обаяние, чувство юмора, внутренняя гармония с внешней средой и желание служить родным и близким являются огромной подмогой и поддержкой в нелегкой миссии моего учителя. Широта и доброта  русской души воспевается не только в литературе, но и глубоко запечатлены в воспоминаниях начального пути моего научного поприща. В конце сезона сдавала экзамен по плаванию, профессор дал среднюю оценку, после чего поняла, хоть какой-то порог прошла.

Мир их дому

Свои профессиональные качества Игорь Валентинович показывал в обыденных разговорах, когда мы беседовали на какую-либо тему. Например, чтобы составить словарную статью, по всем параметрам следует знать каждую деталь того или иного слова, в нашем случае музыкального термина. Он не заставлял читать заумные вещи, самые сложные понятия излагал простыми метафорами. Ему было интересно узнавать характеристику звучания каждого музыкального инструмента, различать стилевые особенности видов горлового пения хоомей, ладовые особенности традиционной музыки тувинцев. Для сравнительных аспектов иногда приходилось нам петь вместе или по-отдельности. У профессора богатый репертуар народных и авторских песен, знает много мелодий. Отмечу, что он прекрасно интонирует и обладает широким кругозором шедевров из мировой музыкальной культуры. В то время мы не пропускали передачи теле-шоу проекта «Большая опера». Чтобы поддержать Салтанат Ахметову, певицу из Казахстана, Кормушины отправляли смс-голосование по телефону.

 Точку зрения своего Учителя я улавливала в телефонных разговорах с другими учеными, где он объяснял простым языком свою позицию (в научных трудах его подача довольно сложная). В то время Игорь Валентинович постоянно вел разговоры по скайпу с ученым из МГУ в крупном грантовом проекте. Или же горячие статьи из печи сразу давал читать, а также мне посчастливилось оказать пару раз техническую помощь – отсканировать на своем телефоне карточки профессора – расшифровки древнетюркского текста и отправлять на электронную почту его коллеги.

Слово за слово, рубрика за рубрикой начала формироваться моя будущая диссертация в бешеном темпе. В этой «беготне»-спешке останавливали мудрые советы, а иногда строгие замечания профессора. Изредка из рутины писанины спасала моя любимая Иннокентьевна: «Игорь-бей, сегодня Ульяна моя!»

В неделю оди-два раза мы отлучались на магазины, на тур-поездки в другие городишки северной части Кипра. Она очень хорошо водит машину, свободно говорит по-турецки, а также великолепно владеет искусством рассказа. Различные эпизоды из ее личной судьбы узором ложились в мою голову как сюжеты разнокалиберных художественных произведений. До глубины душевных струн задевает ее искренность и девичья чистота сквозь вуаль строгости, поэтому многие могут не понять ее духовную сущность.

Вот почему судьба одарила моего Учителя такой спутницей в качестве защиты от многих завистников, от непорядочных «волков в овечьей шкуре». Поэтому мой рассказ без слов о прекрасной половине моего Башкы получился бы неполным.

Роль и значение Учителя для каждого студента-аспиранта подобны сравнению «объять необъятное», мое восхищение профессором в деталях можно продолжить бесконечно. Бережно храню все аудиозаписи лекций, советы или просто рассказы, записанные на диктофоне своего Башкы с большой буквы. Полученные знания будут служить многим поколениям тувинского народа, ведь тема «Музыкальная терминология тувинского языка» всегда актуальна. Отрадно, что положение «Учитель-ученик» между нами с годами превращается в «Родители-дитя» и наша дружба только крепчает, несмотря на расстояние, жизненные обстоятельства и пандемию.

Мир дому родных моих Кормушиных.

Ульяна МОНГУШ,

кандидат филологических наук, научный сотрудник ТИГПИ.

Фото из архива автора

"Тувинская правда" №9 от 12 февраля 2022 года.

 

 

Редакция «ТП»