Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Верные помощники авиаторов

Выбор редакции
25 января 2023
9

В конце 40-ых годов ХХ века региональным правительством было принято решение образовать Тувинское авиапредприятие. Стена горных хребтов отделяет республику от «Большой земли», поэтому очень важно было соединить ее воздушными дорогами с большими городами – Абаканом, Красноярском, Новосибирском, Иркутском и другими не менее важными точками на карте СССР. А небо начинается с земли и первым делом пилоты приходят узнать прогноз погоды. Как говорится, для пилота небо – это второй дом, для метеоролога небо – это «кухня погоды».

Места у нас суровые, места у нас морозные

Авиаметеорологическая станция (АМСГ) Кызыл образована в 1946 году и уже 77 лет она отлично функционирует и приносит реальную пользу местной авиации. Регулярные же наблюдения начались в октябре 1947 года. Станция размещалась на восточной окраине города в небольшом помещении, где первые специалисты и работали, там и жили. Первым работникам АМСГ порой не хватало знаний, опыта и оборудования, но было горячее желание трудиться именно в метеообеспечении авиации. Тува со всех сторон окружена горами (Алтаем, Западными и Восточными Саянами, хребтами Сангайской группы) высотой 2500-4500 метров над уровнем моря, что определило разнообразие типов рельефа, живой природы и локальные особенности климата. Регион находится в области резко континентального климата, характерной чертой которого является большая контрастность летних и зимних температур воздуха. Самые низкие температуры воздуха наблюдаются в декабре-январе. Абсолютный минимум температуры воздуха за весь период наблюдений, с 1944 года, составляет -58°С. Самый теплый месяц – июль, абсолютный максимум +43°С. Для климата республики характерно резкое колебание дневных и ночных температур. Амплитуда суточного хода достигает 20-25°С. С наличием сложного горного рельефа связаны и особенности метеорологического обслуживания авиации на территории республики.

Главная наш ценность – это профессионалы

В 1965 году на АМСГ Кызыл прислали по распределению выпускницу Томского государственного университета Галину Калугину. Юному специалисту в кротчайшие сроки пришлось теоретические знания воплощать в практические. Конечно же, сложно, но другого выхода не было. Мудрёное оборудование постепенно поддавалось, с коллегами наладились взаимоотношение, а драгоценный опыт пришёл со временем. Кропотливые расчёты стали ежедневными обязанностями, показания приборов тоже не вызывали сомнений и дело пошло. Ведь точные погодные данные и правдивость прогнозов в авиации необходимы. На кону человеческая жизнь и пилотам нужно точно знать об опасных погодных условиях. Интернациональная команда метеорологов давала точные данные, которые всегда помогали вести воздушные суда. Так сложились обстоятельства, что молодую девушку вскоре назначили начальником, и ровно 40 лет она возглавляла коллектив авиаметеостанции. Галина Васильевна внесла огромный вклад в жизнь и развитие станции. Благодаря ее усилиям на АМСГ Кызыл была даже своя аппаратная по приему и обработке снимков со спутника. Коллектив развивался, креп и воспитывал мастеров своего дела.

В 1972 году началось строительство нового аэродрома в южной части города Кызыл, а в 1974 году весь коллектив АМСГ разместился в новом двухэтажном здании командно-диспетчерского пункта (КДП). Как только открылась взлетно-посадочная полоса, техники-метеорологи для проведения регулярных наблюдений переехали в здание стартово-диспетчерского пункта (СДП).

Новое время, новые обязанности

После реорганизации службы в 2001 году работники были переведены в АНО «Среднесибирское Метеоагентство», а с сентября 2011 года в Среднесибирский филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». С декабря 2011 года основной пункт наблюдений был переведен в здание КДП. Старые метеорологические приборы были заменены на автоматическую метеорологическую информационно-измерительную систему «АМИИС-ЯМАЛ», которая круглосуточно, в автоматическом режиме, фиксировала основные метеорологические параметры на аэродроме. Ввод в действие нового метеорологического оборудования позволил улучшить качество метеонаблюдений.

Установленное в 2016 году автоматизированное рабочее место «АРМ метеоролога» позволяет не только отправлять и запрашивать метеорологическую информацию, но и оперативно формировать всю необходимую полетную документацию для экипажей воздушных судов, с включением картографического материала по всему маршруту полета. С декабря 2018 года АМСГ третьего разряда реорганизована в АМСГ четвертого разряда. После окончания реконструкции взлётно-посадочной полосы с 2018 года аэропорт Кызыл может принимать самолеты таких типов, как Ил-76 и Boeing-737. Это новый виток в развитии региональной авиации, а значит, работы и ответственности тоже прибавилось.

Динамика и развитие

С февраля 2022 года эксплуатируется комплексная радиотехническая аэродромная метеорологическая станция «КРАМС-4». Она предназначена для измерения и сбора метео-информации об основных параметрах атмосферы на аэродроме. Также для обработки этой информации, формирования метеорологических сообщений, отображения, регистрации и распространения информации по каналам связи для обеспечения взлета и посадки воздушных судов. Система была установлена взамен выработавшей к тому времени свой ресурс «АМИИС-ЯМАЛ». С сентября 2022 года экипажи судов при подготовке к полету получают погодные данные с помощью веб-сервиса АИС «МетАвиаБрифинг». Сегодня АМСГ Кызыл – это современное метеорологическое подразделение в составе Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». Ведомство оснащено по последнему слову техники, имеет штат молодых, но опытных, квалифицированных сотрудников, вносящих свой вклад в обеспечение регулярности и безопасности полетов воздушных судов. На достигнутом никто останавливаться не собирается. Впереди ещё много свершений и побед. Метеорологам необходимо постоянно повышать свою квалификацию, узнавать что-то новое и идти в ногу со временем. Знаний лишних не бывает, а когда работа связанна с безопасностью людей, то каждая мелочь имеет особое значение. И ошибаться в метеорологическом деле никак нельзя.

Елена ТИТОВА,

начальник АМСГ Кызыл Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

Фото из архива АМСГ Кызыл