Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Важно раскрыть способности детей

Выбор редакции
31 мая 2023
42

В педагогику приходят по-разному. Кто-то еще в начальной школе хочет быть похожей на любимую Марию Ивановну; в среднем возрасте – на подтянутого и спортивного физрука, а в старших классах – уже надо определяться с выбором учебного заведения и будущей профессией. Вот с этого и начинается будущий учитель – педагог.

Наша героиня – педагог дополнительного образования Маргарита Сергеевна Ендан в 1981 году окончила Кызылское училище искусств по специальности «художник-оформитель», но обучать детей изобразительному искусству стала лишь с сентября 2005 года. До этого она перепробовала много разных профессий. Последние годы работала художником-оформителем на асбестовом комбинате города Ак-Довурака. Долгий путь ей пришлось пройти, чтобы понять, что учить детей – её призвание.

Рисовала она с самого детства, как и все. В школе-интернате, где ей пришлось учиться, заметили способность девочки к рисованию и избрали в редколлегию. Маленькая Рита с большим удовольствием старательно оформляла школьную газету и очень гордилась этим. И когда пришло время выбирать: куда поступать и на кого учиться? Для неё вопросов не было – только на художника.

За 17 лет работы в Центре дополнительного образования города Кызыла, Маргарита Сергеевна достигла небывалых успехов по обучению и воспитанию детей. Начнем с того, что записаться к ней в объединение «Веселый карандаш» на следующий учебный год родители приходят уже в середине текущего года. Ведь в сентябре, когда идет запись детей в объединения, мест практически нет. А это, согласитесь, показатель! Её кабинет не безразмерный, и рассчитан только на 15 мест. На родительском собрании педагог предложила сделать для детей мольберты, и все её поддержали. Сейчас у каждого ребенка свое рабочее место за личным мольбертом. И они, как истинные художники, пишут свои картины. Это настоящие шедевры! Я сама восхищаюсь этими непосредственными и искренними работами, так мастерски, а порой даже профессионально, написанными. Темы и сюжеты самые разнообразные: от любимых детских сказок до философских размышлений о картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Представляете, какой размах и диапазон! Маргарита Сергеевна сначала рассказывает, показывает иллюстрации, и только потом дети начинают проектировать сформировавшийся в голове образ на бумаге с помощью кисти и красок, карандаша.

В объединении «Веселый карандаш», которым руководит Маргарита Сергеевна, обучаются ребята разных возрастов. Есть те, кто пришел еще ребенком, а за эти годы вырос и физически, и профессионально. Особенно теплые воспоминания у Маргариты Сергеевны вызывают ребята, которые окончив срок обучения у нее, поступают в учебные заведения по данному профилю, а потом приходят и благодарят за полученные знания, которые смогли им пригодиться. Сейчас тоже есть ребята, которые занимаются с первого класса: Диана Ховалыг – обучается в объединении девять лет, Юлия Даваа – восемь лет, Кежик Яндая – шесть лет и другие. Педагог гордится своими воспитанниками, и есть за что. Они становятся победителями и призерами многих конкурсов и фестивалей, от городских до международных. Работы детей постоянно украшают городские и республиканские выставки, их знают и любят жители Тувы.

«Быть педагогом – это не только ответственность. Надо любить свою профессию и детей, которых мне доверили» – считает Маргарита Сергеевна. А это большой и напряженный труд. Её девиз: «Тяжело в ученье – легко в бою!» отражает эту ответственность и любовь к любимому делу. Я задала вопрос Маргарите Сергеевне:

– Как, на Ваш взгляд, поменялось поколение детей по сравнению с детьми 80-х и 90-х годов?

– Раньше дети самостоятельно мыслили, фантазировали. Нынешние же они используют интернет, а фантазии, как таковой, уже нет. Очень жаль.

– Скажите, хотелось ли Вам поменять свою нынешнюю деятельность?

– Профессий много я сменила, но, когда стала работать педагогом в ЦДО, у меня ни разу не появлялась мысль поменять работу. Мне нравится заниматься с детьми и радоваться их успехам.

– Что бы Вам хотелось изменить в методике образования детей?

– Хотелось бы иметь компьютер, который показывал на экране телевизора мои зарисовки во время занятий, как наглядный пример. Это лучше и удобнее, чем рисовать мелом на доске.

– Ну, это лично для вашего объединения. А что бы Вы пожелали для всех объединений?

– Я мечтаю, чтобы для нашего ЦДО построили просторный и красивый современный Дворец, и чтобы у каждого педагога был отдельный кабинет.

Надо сказать, что Маргарита Сергеевна и сама очень хорошо пишет портреты. Раньше, когда она по совместительству работала здесь же в ЦДО оформителем, то к каждому мероприятию надо было оформлять задник сцены и она писала портреты. Так и появились у нас портреты Корнея Чуковского, Степана Сарыг-оола, Сергея Есенина и других выдающихся поэтов. Это было красочно, наглядно и воспитывало патриотические чувства у детей. А для педагогов г. Кызыла она проводит мастер-классы на городских семинарах, где делится своими знаниями и опытом. Очень часто наставник принимает участие в различных конкурсах. У неё более 200 грамот и дипломов. Маргарита Сергеевна - педагог высшей квалификационной категории, за значительные заслуги в сфере образования и добросовестный труд в 2022 году награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Тыва.

В конце хочется передать наставления Маргариты Сергеевны молодым и начинающим педагогам: «Не делите детей на «одаренных» и «не способных». Каждый ребенок одарен по-своему. Все дети любят рисовать. И только компетентное жюри может и имеет право оценить рисунок ребенка».

Ирина БЕЛКИНА,

педагог ЦДО города Кызыла