Уголь и его доступность – это одна из самых обсуждаемых тем в регионе. Бывает так, что официальная информация передаётся из уст в уста и постепенно перерождается в «сарафанное радио». Впоследствии она обрастет множеством слухов, домыслов и преувеличений. Масло в огонь подливают и группы в соцсетях формата «Подслушано в…». Подготовка к отопительному сезону 2022-2023 гг. вступила в самую горячую фазу. Вроде бы в запасе половина лета и даже часть осени, но расслабляться нельзя, ведь самый важный фактор в этом вопросе — время. Генеральный директор ООО «Тувинская горнорудная компания» Валерий Куликов рассказал, как на самом деле обстоят дела и чего ждать потребителям.
Проблемы решаются по мере их поступления
В интернет-дискуссиях «диванные аналитики» договариваются до таких небылиц, что Туве грозит топливный кризис и совсем скоро нечем будет печку топить. Помимо этого, «эксперты» пишут, что цены на уголь станут заоблачными и он будет недоступной роскошью для большинства семей республики. Чтобы не стать жертвой сплетен и избежать паники необходимо брать данные из первоисточника. Гендиректор ООО «ТГРК» Валерий Куликов подробно ответил на все злободневные и волнующие потребителей вопросы:
«У нас есть договор с Правительством Тувы и мы не намерены его нарушать. Люди могут не беспокоиться, что ценник на горючее топливо резко взлетит. До конца 2022 года он так и останется для населения по 2220,10 рублей за тонну. Эта цена действует на угольных разрезах, а уже на складах региона она вырастает, но незначительно. В стоимость автоматически включаются расходы на доставку, зарплата персонала, аренда складских помещений и прочие факторы. Дилеры будут получать топливо из двух месторождений – Каа-Хемского и Чаданского. Весь июль мы посвящаем насыщению коммерческих гигантов и жизненно важных потребителей, таких, как Кызылския ТЭЦ. С августа приступаем отрабатывать обязательства по северному завозу. Уже с сентября мы готовы к сотрудничеству с частными потребителями. Пока ведётся наладка весового оборудования. Двое весов в строю, а третий на капитальном ремонте, который близится к завершению. Запускаем в действие и четвёртую весовую платформу. Оборудование российского производства уже получено, ожидаем специалистов, которые осуществят его монтаж и отладку. Это, конечно же, увеличит пропускную способность Каа-Хемского угольного разреза».
Любителей «серых схем» хватает
По словам Валерия Куликова, свою весомую лепту в создание угольного коллапса прошлого и начала этого года внесли недобросовестные предприниматели. Они под видом рядовых потребителей закупали уголь по 2220,10 рублей за тонну, а людям продавали намного дороже. Другие не скрывали, что они занимаются бизнесом и без очереди покупали уголь по коммерческой цене и реализовывали его с огромной накруткой. Естественно, что народ этим был недоволен и даже перекрывал дорогу для проезда коммерческого транспорта. То там, то тут вспыхивали словесные перепалки, ситуация накалялась. Её удалось решить совместно с Правительством РТ, городскими властями и представителями компании. Валерий Михайлович рассказал, как будут идти дела в 2022 году:
«Как и у любой крупной компании есть свои проблемы, которые мы благополучно решаем. У нас простаивали два шагающих экскаватора, один три недели, а второй три месяца. Их дорогостоящий ремонт произведён на специализированных заводах и эти «левиафаны» уже в строю. В этом году на Каа-Хемском разрезе планируем добыть 699 тысяч тонн угля, а на Чаданском 136 тысяч тонн. Цифры реальны, и мы их выполним. В планах потратить на социальный уголь 21 миллион рублей, а на них можно закупить порядка 10 тысяч тонн для малоимущего населения Тувы. У нас в планах ограничит въезд на территорию угольных разрезов малых грузовиков. Двух или трёх тонные машины используют частники, а на территории работает огромная техника, которая может просто не заметить этих крох. Есть задумка полностью перенести торговлю с рядовыми потребителями на угольные склады, но с сохранением цены 2220,10 рублей за тонну угля».
Санкции принесли новые проблемы
Технический директор ООО «ТГРК» Андрей Видуто поделился планами на техническое развитие компании и рассказал, как удаётся работать большому бизнесу в период санкций:
«Думаю, что в современном мире нет такой компании, которая бы использовала полный или замкнутый цикл производства. Зачастую отечественные фирмы или стран ближнего зарубежья применяют запчасти производства США или Японии. Горная техника и тяжелые грузовики оснащены американскими или японскими двигателями, трансмиссией или коробкой передач. У нас есть резерв запчастей, но он постепенно расходуется. Ищем сотрудничество с российскими, белорусскими и китайскими производителями, которые смогут нас выручит. Работаем с поставщиками, которые могут нам помочь. Но несмотря на негативные факторы о развитии не забываем. Приобрели два буровых станка, один скоро прибудет, а второй с апреля работает на чаданском участке. Помимо этого, купили грейдер, бульдозер и погрузчик. В конце года прибудут два новых «Белаза». Трудности есть, но на 95 процентов их удалось решить. Наша компания работает в Туве с 60-ых годов, у нас сформировались свои традиции. Много есть шахтёрских династий, где нашему делу посвятили жизнь, не только дети, но и внуки и даже правнуки первых горняков Тувы. Сложности всегда есть, но мы народ крепкий, выстоим и в полной мере обеспечим родной край горючим топливом».
Кирилл САМОХВАЛОВ.
Фото Марии СААЯ.