Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Общественно-политическая газета Республики Тува
Кызыл
04 июля, пн

В Тувинском государственном театре кукол подходит к концу восьмой сезон

Выбор редакции
29 мая 2022
35

В Тувинском государственном театре кукол подходит к концу восьмой сезон. Коллектив молодой, полон энтузиазма и желания играть, играть и еще раз играть. Энергичен, бодр, позитивен. Именно про таких сказано: готов горы свернуть. О чем и говорит однозначно новая постановка в мае. Несомненный успех труппы. Это – известная и бессмертная классика, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. На драму в стихах «замахнулась» заслуженный деятель искусств РТ Светлана Ондар (Белова), которую многие зрители помнят еще как артистку русской группы нашего «большого» театра.

Светлана Георгиевна собрала единомышленников, что прекрасно понимали идеи и задумки постановщицы, воплощали их в реалии, без всяких скидок и отклонений от цели. Чувствуется, хотелось удивить, поразить аудиторию. С чем вполне справились.

Это сценограф и автор костюмов Анатолий Хертек, ведущий художник-бутафор. Чувствует эпоху Михаила Юрьевича до последнего атома, погружается в нее с удовольствием и знанием дела. Особенно отметим творческий порыв артистки Сайдаш Тумат, которая не только занята в спектакле, но и взяла на себя смелость и ответственность быть хореографом. А здесь музыка и танцевальная часть занимают внушительную и значительную роль, расставляя акценты и ударения в ходе сюжета, усиливая эмоциональное воздействие. И хореограф, и артисты учились разным па старательно и с полной отдачей. Как женщины, так и мужчины, что заслуживает отдельной похвалы.

Низкий поклон заслуженному работнику культуры Тувинской АССР Татьяне Евтушенко-Намай, консультанту по речи. Почему потребовались ее опыт, профессионализм, талант педагога? Потому что – редкий и практически уникальный для Кызыла случай – спектакль идет на русском языке! Татьяна Николаевна умеет творить чудеса, добиваться конечного результата без каких-либо скидок на проблемы и обстоятельства. Тут и удовлетворение многолетнего голода на постановки на великом и могучем. Попали в яблочко. Шикарный подарок зрителям, причем, самых разных возрастов.

На премьеру в субботу собрался полный зал. Появились даже шестиклассники из не такого уж и близкого Хову-Аксы, ехали несколько часов на школьном автобусе. Вместе с классной руководительницей 19 мальчиков и девочек продумали на целый день программу пребывания в столице. Поход на крытый каток, экскурсия в музей, гуляние по городу и около обелиска «Центр Азии». Но, думается, самое яркое воспоминание осталось от премьеры кукольников, о чем дети и говорили. Зал всё действие на одном дыхании следил за развитием сюжета. Есть и элемент просветительства, эта драма сейчас обойдена вниманием в программе школ. Странно…

Произведение нам помнится по кинофильму Сергея Герасимова 1941 года, где он сам сыграл одну из лучших своих ролей Неизвестного, а Нину блистательно исполнила Тамара Макарова. Это классика жанра. Мы же видим авторскую, именно взгляд Светланы Ондар, историю. Что и особо ценно. Яркая удача режиссера. Ее находкам удивилась даже Татьяна Намай-Евтушенко, которая уж много чего повидала. И подчеркнула индивидуальность работы.

Никаких кукол! Артисты попробовали сами перевоплотиться в бессмертных героев Ю. Лермонтова. Получилось. Своеобразный эксперимент удался, значит, труппа может многое, что и доказала на деле. Смотрелось свежо. Поднимаешься на второй этаж в зал – и сразу окунаешься в атмосферу былых эпох. Полумрак, зажженные свечи, дворянские интерьеры. Огромная вертикальная выгородка во всю сцену, что крутится на колёсиках в нужные моменты, так смена картин происходит молниеносно. Она символизирует и зеркало, и карты, может, даже свехсилу, что сметает собой попадающее на пути… У кого как фантазия сработает.

Хороша ансамблевая игра. Выразительны сольные партии. Мы постоянно ощущаем накал страстей. Нешуточных. Да и его величество Случай занимает не последнее место в развитии сюжета. Рок, Судьба, темные стороны натуры человека, дремлющие до поры «черные» инстинкты… Да, нам в очередной раз напомнили: они до добра не доводят.

Заняты 14 человек в премьере. Как один организм. И такими небольшими силами достойно представляют историю М. Лермонтова. Даже бал-маскарад выглядит грандиозно. Главное, для чего нужна огромная выгородка, с ее помощью, подсвечивая белый экран софитами, мы видим органичные вкрапления театра теней. Это усиливает восприятие. Придает индивидуальность и расставляет акценты в действии. Браво, Светлана Ондар!

Запоминаются практически все образы. И баронесса Штраль Сайдаш Тумат, и Неизвестный Буяна Сарыглара, и Афанасий Казарин Орлана Лопсана, и Адам Шприх Чингиса Ооржака, и князь Звездич Херела Куулара, даже банкомет Артыша Ооржака, дамы Сай-Суу Монгуш, Уяны Донгак, Уран Монгуш, слуги Шолбана Чымба, Артыша Ооржака, служанка Чечек Сагаачы. Нет ничего проходного и незаметного! Евгений Арбенин у Эреса Ооржака получился ярким, со всеми его страстями и пороками. Героя М. Лермонтова мы видим таким, как и задумал автор.

Но самая яркая удача – Нина Арбенина Аялги Мижит-Доржу. Звездный час молодой артистки! Полное погружение в роль, прочувствованный и до мелочей выношенный каждый штрих, выход. Как и прописал историю великий классик, так и развивается героиня на наших глазах. От юной наивной особы, любящей развлечения на балах-маскарадах, до познавшей трагизм ситуации с утерянным браслетом и коварство интриганов страдающей женщины. И пианино не просто для интерьера стоит в зале. Главная героиня садится за инструмент, сама играет и поет! Вживую. (Прямо по А. Чехову.) Я давно такого не видела на нашей сцене. Здорово!

Удивили. Порадовали. Продолжайте в том же духе.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото из архива Тувинского государственного театра кукол