В Тувинской государственной филармонии им. В. М. Халилова, где идет 54-й сезон, недавно состоялись интересные концерты.
Порадовала наша оперная дива Эльвира Докулак, заслуженный работник культуры РФ, заслуженная артистка РТ. Подготовила программу к 150-летию Сергея Рахманинова «Весенние воды». Получилось достойно и интересно. К тому же – настоящее просветительство. За роялем – Ильза Сендажы. А еще мы познакомились с трио «Классика», это Ильза Седажы, Айнеш Ламажап (виолончель), Ганхуяг Ундрал (скрипка).
Певица неравнодушна к творчеству великого композитора давно. Но в этот день она представила его более объемно. Сопрано солистки звучало мощно и всепоглощающе. Зрители же наслаждались классикой. Вдохновение исполнительницы чувствовалось в воздухе, который вибрировал от флюидов Красоты на века. Романсы «Сирень», «Сон», «Я жду тебя» и многие другие мелодии радовали слух. Технически сложные композиции, но как непринужденно они лились в подаче Эльвиры Докулак и артистов. Артистичная подача, переливы голоса… «Не пой, красавица, при мне» или «Весенние воды» встретили «на ура». Реальное звучание никакой Интернет не заменит! Общение с Прекрасным так наполняет положительными эмоциями. Спасибо нашей выдающейся певице. Постоянное движение вперед и вверх.
Расстарался и солист симфонического оркестра им. В. Токи Хензиг-оол Кужугет, благодаря его инициативе прошел концерт «Забытые мелодии для флейты». Даже программку филармония выпустила, удивили зрителей. Так бы регулярно. Музыкант давно радует такими встречами, проводит их постоянно, да тут случилась «пандемийная пауза». Поклонники этих программ соскучились, чувствовалось, радовались их возобновлению. Пришли с букетами цветов, дарили их флейтисту.
Он пригласил единомышленников из разных коллективов. Они творчески активно поддержали коллегу. Получилось замечательно. Продумали и видеоряд для оформления номеров. Из РШИИ заслуженный работник РТ пианистка Людмила Ядыкина аккомпанировала флейтисту в «Танце олененка» В. Танова и мелодии из оперы «Орфей» К. Глюка. Легкость и красота звучания, благородный инструмент представлен во всей красе. Лауреат международных конкурсов Илья Синкин (первый заместитель министра культуры РТ) тоже оказался за роялем в качестве концертмейстера, это «Фантазия» Г. Форе, по-хорошему удивил, почаще бы его видеть за инструментом… Получился прекрасный дуэт. Лауреат международных конкурсов Эльза Сендажы аккомпанировала в подаче 3 и 4 частей «Сонаты» С. Прокофьева. Сложные произведения, звучали волшебно и покоряли зал.
Квартет «Скерцо» (с итальянского – «шутка») представил «Скерцо» И. Баха и «Танго» А. Пьяццоллы – мы с удовольствием послушали. Известные нестареющие и неувядающие мелодии – вечные. Даже трио флейт было, сам Х. Кужугет, еще Айлана Баржай (театр «Саяны») и Тарина Ховалыг (РШИИ). Сыграли «Трио для флейт» И. Кванца (творил три века назад). Нарядный «виновник торжества» очень-очень старался. Его желание порадовать и удивить аудиторию подхватили и коллеги.
Особенно – симфонический оркестр. Тут несомненная заслуга молодого дирижера Шораана Очура, у которого музыканты сумели собраться и значительно лучше играть. Достойно большой похвалы. И певцы оказались в голосе: Дамырак Монгуш, Белек Бавуу, народная артистка Софья Кара-оол. С оркестром представили мировую классику и тувинскую. Особо выделим ученицу педагога и ударника оркестра Валерия Ондара Русанну Алдын-оол из ККИ, что солировала на ксилофоне в «Рондо» на тему «Турецкого марша» В. А. Моцарта – украсили номером программу.
Симфонический оркестр играл музыку Д. Хорнера из кинофильма «Титаник», а из «Берегись автомобиля» – мелодию погони А. Петрова. Его же – из ленты «Человек-амфибия». Накал эмоций всё возрастал, зал бурно реагировал на услышанное. Как «громко» встречали «Танец с саблями» и «Лезгинку» А. Хачатуряна – здорово звучало у коллектива. А как ждали «Одинокого пастуха» Д. Ласта! Это, можно сказать, визитная карточка Хензиг-оола Кужугета. Можно сказать, артисты и слушатели слились в едином порыве. Порыве любви к его величеству музыке.
А какая получилась красивая и символическая точка! Давно не просили оркестр бисировать. А тут после бурных продолжительных аплодисментов из зала донеслось: «Бис! Просим «Одинокого пастуха»! Музыканты как-то даже немного растерялись, видимо, удивились такой благодарности публики. Несколько мгновений замешательства – и вновь звучит прекрасная музыка Джеймса Ласта. Еще лучше, чем в первый раз.
Удивительна сила искусства. Мы еще раз в этом убедились. Спасибо всем участникам программы. Ее повторят в первых числах мая.
На бис.
И совсем не забытые мелодии для флейты!
Марина КЕНИН-ЛОПСАН.
Фото из архива филармонии