В этом году благодаря ей в центре Азии побывали представители Башкирского государственного театра кукол.
В конце прошлой недели гости дали три представления: одно – для взрослых «Тысяча и одна ночь» по мотивам арабских сказок в Национальном театре РТ и два – в Тувинском государственном театре кукол. Это «Лиса-сирота», где в основе башкирская народная сказка и «Приключения доктора Айболита и его друзей» по бессмертному произведению Корнея Чуковского.
Главное – зрители получили массу новых впечатлений, положительных эмоций, встретились с талантливыми артистами братского народа. Они же проявили упорство в желании познакомить нас со своим творчеством. Уфа довольно далеко, в европейской части страны, от Кызыла, гости летели до Абакана, там автобус наших кукольников встретил и довез в конечную точку путешествия. А ценный груз декораций несколько суток по земле ехал транспортом. Такой же путь домой. Но оно того стоило! Тут и благодарность больших и маленьких театралов. И знакомство с Тувой. Уфимцы увидели сокровища в Национальном музее РТ, побывали в красивом пригороде столицы Алдын-Булаке, поднялись на гору Догээ около Кызыла.
Выступали же три дня по несколько раз – насыщенные получились часы. Сначала – красочное представление для взрослых на большой сцене, Востоком так и повеяло. Это работа 2017 года, старания, колоссальные, приглашенного режиссера Петра Васильева и художника Алевтины Торик, жительницы Уфы, завоевавшей многие награды за свое волшебство. Оба мастера – обладатели российской премии «Золотая маска», за различные постановки. Использованы разные техники, не только куклы, но и теней, артисты сами активно перевоплощаются в сказочных героев. Одно мгновенно перетекает в другое, живые и игрушечные действующие лица органично подхватывают друг у друга сюжет, всё переплетено между собой «без узелков». Любо-дорого смотреть.
Радует музыкальное сопровождение, тщательно подобранное, прекрасно дополняющее действие. А сколько выдумки у постановщиков при «рождении» кукол! Они самых разных размеров, до гигантского чудища. Артисты прекрасно владеют техникой «оживления», что все создания буквально дышат. Искусство высочайшего класса.
В этом театре традиции знаменитого Сергея Образцова живы и развиваются. Что и понятно: коллектив 5 февраля этого года отметил 90-летие. А самая первая премьера была – бессмертная «Репка». Во время Великой Отечественной войны даже выезжали на фронт, о чем бережно хранят воспоминания и фотографии.
Перед нами же в «Тысяче и одной ночи» кипят нешуточные страсти: истории любви и смерти, измены и возрождения, уныния и веселья, хитростей и жизнелюбия. Декорации-трансформеры поражают выдумкой и изяществом решений «перевоплощения» создателей. Действие разворачивается динамично, пауз нет абсолютно, только успевай следить за сюжетом. Султан и Визирь, сама хитрая и мудрая красотка Шахерезада, евнух и наложницы… Истории сменяют одна другую, увлекают слушателей по обе стороны рампы. Даже есть зажигательные танцы живота, как на Востоке без них? И это же куклы исполняют, но какую бурную реакцию зрителей вызвал номер! «Дела свои поручи Судьбе…» К чему такое приводит – рассказ гостей, красочный, яркий, интересный. Можно определенно и уверенно сказать: создано с любовью, выдумкой, старанием и – творчески, где столько находок и неповторимых фирменных ходов.
Два же спектакля для детей шли с аншлагами, зал оказался даже переполнен. И как радовались дети встречам с удивительными героями! Бурно реагировали, общались с действующими лицами спектаклей. Дружно аплодировали.
Историю про хитрую Лису по мотивам народной башкирской сказки поставила Ольга Штырляева. В возведенной общими усилиями разных зверушек юрте они дружно жили, вели хозяйство, корову купили, доили ее, взбивали масло. Рыжая интриганка хотела разрушить идиллию, прикинувшись бедной сиротой, да ничего не вышло у нее против дружбы и взаимовыручки.
Интересно решение действия сюжета, он происходит на нескольких уровнях в вертикали, получается использование площади сцены и в глубину, и в высоту, и в ширину. Такая своеобразная трехмерная находка режиссера, получается, возможности площадки безграничны. А дом-юрта очень оригинальна, с разными секретами, которые срабатывают по ходу действия.
Лису-сироту играла народная артистка Республики Башкортостан Ольга Шарафутдинова. Она же – постановщик истории про Айболита, это из премьер последнего времени. Сколько здесь музыки и танцевальных номеров, ярких разнообразных кукол, что творят чудеса. И живые артисты мгновенно «превращаются» в игрушки, которые оживают в руках волшебников. Бегемот и слон, мотылек и медведь, носорог и верблюжонок, другие существа, густо населяющие сказку. Есть и элементы игры с аудиторией, на что особо бурно сразу реагируют дети. Много интересных придумок, талантливо воплощенных коллективом.
Как и положено в спектаклях для юных, есть и воспитывающая назидательность, но ненавязчивая, что лучше усваивается мальчиками и девочками. Им так после финала хотелось за занавес проникнуть: что делают полюбившиеся герои?.. Это и есть самая большая награда для артистов. Дети не хотели расставаться со сказкой. Уфимцы поведали: мир кукол удивителен, безграничен, загадочен. Подняли настроение и маленьким, и взрослым театралам.
Гостям на память вручили подарки. Они в подарок привезли красивую куклу Хумай, дочь царя птиц Самрау и Солнца из башкирского эпоса «Урал-батыр», про земного богатыря. И скоро будут встречать в Уфе наших кукольников, которые в апреле покажут в Башкирии «Я – Будда!», «Иссумбоси», «Рикки-тикки-тави».
Творческие связи развиваются.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН.
Фото из архива редакции