Тувинская правда 12+

В рамках нацпроекта «Демография» в Туве построили 19 пристроек к детсадам

8 августа 2022
115

Задача далась нелегко, но, благодаря применению механизма концессионного соглашения, ее все-таки удалось решить. О том, что это такое и какие еще проекты республика продвигает с помощью концессии, рассказывает заместитель министра - начальник департамента по развитию промышленности и инвестиционной политике Министерства экономического развития и промышленности Тувы Анзат Конгар.

– Анзат Аясовна, так что же такое концессия?

– Концессия или концессионное соглашение – это форма государственно-частного партнерства, которое предполагает вовлечение частного предпринимательства, бизнеса в эффективное управление государственной собственностью или услугами. В процессе участвуют две стороны: Правительство РФ, включая субъекты, региональные органы исполнительной власти в качестве концедента, то есть собственника объекта концессии и концессионер, которым могут быть российский или иностранный частный инвестор, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо или товарищество. На взаимовыгодных условиях госимущество на определенный срок передается частному инвестору, который должен осуществить строительство или реконструкцию переданного имущества и имеет право получать доход от его использования, чтобы вернуть свои вложения. Специфика концессии заключается в сохранении права собственности на объект концессии за концедентом. Механизм ее применения регулируется Федеральным законом №115, постановлениями Правительства РФ, Гражданским и Налоговым кодексами и широко практикуется в регионах, в том числе в рамках реализации национальных проектов.

– В чем еще преимущество такого соглашения?

– Концессионное соглашение заключается по результатам конкурса. Преимущество в том, что частно-коммерческая инициатива самостоятельно проходит его этапы. Как правило, предмет соглашения носит долгосрочный характер, будь то строительство «с нуля» или реконструкция, модернизация неэффективного объекта. Инвестор возвращает свои вложения за счет дополнительных услуг населению или эксплуатации объекта, причем при высокой эффективности его использования доход могут получать обе стороны соглашения.

Еще один плюс концессионного соглашения в том, что оно позволяет использовать самые передовые технологии, так как инвестор заинтересован в качестве проводимых им работ и возврате своих вложений с минимальными затратами. Соглашение рассчитывается на срок возмещения и получения затрат частным предпринимателем.

Минусов в концессионном соглашении не больше и не меньше, чем в любом долгосрочном проекте. Сложность в том, что оно требует длительного и ресурсозатратного подготовительного периода, так как в финансово-экономическом обосновании нужно просчитать все риски. На подготовку может потребоваться от полугода до полутора лет.

– Как применяется механизм концессионного соглашения в Туве?

– Приведу два примера. Первый опыт объемного строительства с применением частно-государственного партнерства был получен в рамках реализации федеральной программы нацпроекта «Демография» по возведению ясельных пристроек к детсадам. Проблема была в том, что при доведении до субъекта федеральных лимитов проектная стоимость учитывает только здание и минимальное внутренне оснащение. На наружные инженерные сети, подключение к ним средства не предусматривались. Это стало проблемой для многих регионов, но для Тувы она была особенно тяжелой.

При отсутствии собственного производства стройматериалов, в короткий строительный сезон требовалось построить 19 корпусов. Строительная отрасль к такому не была готова. Конечно, все объекты контрактовались заранее, но итогов тендерных торгов, закупок все равно нужно было ждать больше месяца. А потом стройматериалы невозможно было заказать ни в Хакасии, ни Красноярском крае, ни в Кемерово, потому что там решали такие же задачи.

Если стоимость одной пристройки примерно 21 млн рублей, то с инженерными сетями уже 26. Найти эти дополнительные 5-6 млн, помноженные на 19, было очень тяжело. Правительство Тувы тогда впервые в таком масштабе применило механизм концессионного соглашения, найдя подрядчика и дав ему возможность компенсировать дефицит средств за счет коммерческого использования объектов. Совместно с Минобразования Тувы, мэрией Кызыла подрядчик средства изыскал, его затраты были окуплены, объекты построены, Тува справилась с задачей. Здесь надо отметить, что концессия особенно популярна в регионах с развивающейся инфраструктурой.

Второй пример не строительство, а реконструкция. В рамках муниципального частного партнерства с применением концессионного соглашения в 2020 году в Чадане на базе бывшей мебельной фабрики был возведен центр спортивных единоборств. Участниками соглашения были администрация г. Чадана и местный частный предприниматель. Финансирование шло из трех источников: федеральной программы по развитию спорта, софинансирование из ресбюджета и средства внебюджетных фондов, то есть частные инвестиции. Здесь стоит отметить, что ФЗ №115 позволяет инициировать заключение соглашения при единственном исполнителе заказа. Реконструкция была начата в I квартале 2020 года и завершена к осени.

– Сложно найти частного инвестора? Какие условия должны совпасть для этого?

- Потенциальных концессионеров, готовых оценить риски и вложить свои деньги в долгосрочный проект, а потом содержать объект, эффективно им управлять для того, чтобы вернуть свои вложения, не так много. Со стороны госструктуры возможна плата концедента инвестору либо частичное участие в строительстве или реконструкции. Как правило, в Туве инвесторы предпочитают второе. Понятно, что свободных средств не бывает, но их можно и нужно находить в федеральных программах, которые разрешают использование частных средств.

– Напомните, пожалуйста, какие крупные инвестпроекты реализуются в Туве сегодня?

– Промышленность республики – это в основном горнодобывающие предприятия: «Тардан-Голд», артели «Ойна», «Тыва», добывающие золото, угледобывающие компании «ТГРК», «Межегей», по добыче полиметаллических руд «Лунсин», Голевская горнорудная компания ведет подготовительные работы на Ак-Сугском месторождении.

Наши якорные проекты, поддержанные в рамках индивидуальной программы развития, это предприятие по производству железобетонных изделий на базе ООО «Восток», производство кирпича ООО «Сенги», открытое недавно на базе бывшей овчинно-шубной фабрики лесопромышленное предприятие ООО «Верба», ООО «Вавиол», специализирующееся на переработке дикоросов.

Плюс к этому на базе индустриально-промышленного парка сейчас ведутся проектировочные работы по созданию цеха первичной обработки шерсти. Инвестором выступает АО «Сергеихинский текстиль» из Владимирской области, более 10 лет успешно ведущий свою деятельность на российском рынке.

– А в строительстве жилья?

– Это безусловный приоритет последних лет и будущего Тувы. Республике был одобрен инфраструктурный бюджетный кредит на более чем 980 млн рублей. Тува получила возможность обеспечивать строящиеся дома наружными инженерными сетями, что в свою очередь, повысило интерес и доверие инвесторов, а главное, снимает с них «капексы» на строительство внешних сетей – разумеется, это для того, чтобы переломить тренд роста цен на квадратный метр. Теперь есть 100-процентная гарантия, что объект будет сдан, а коммерческий застройщик - инвестор введет его в эксплуатацию, продаст положенную ему по договору часть квартир и вернет свои вложения. Все жилищные инвестпроекты, которые реализуются в Кызыле и районах– долгосрочные, сроком возмещения до 2030 года.

– Над чем сейчас работает Минэкономразвития?

– В феврале этого года мы прошли конкурсный отбор в федеральной программе Минпрома РФ и впервые получили поддержку по программе развития обрабатывающей промышленности. Поддержка малого и среднего бизнеса в части обработки, переработки продукции – это главный акцент текущего года. Не перепродажа сырья, а производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Упор в работе делаем на поддержку тех, кто производит на внутренний рынок готовый товар: строительные материалы, продукты питания.

Один из конкретных проектов – по машиностроению – недавно проанонсировал Глава Тувы Владислав Ховалыг. Это привлечение на промышленную площадку нашего индустриального парка инвестора на производство вездеходов. Уставной капитал там полностью российский, надеемся, что все сложится успешно. Кроме того, активно ведутся переговоры с АО «БТК-ГРУПП» о расширении производства по пошиву военной экипировки и создании дополнительных 50 рабочих мест.

Маадыр САНДАН

Редакция «ТП»