Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

В последнее воскресенье сентября во всем мире отмечается день глухих

Выбор редакции
24 сентября 2023
29

В последнее воскресенье сентября во всем мире отмечается день глухих. Эта дата призвана напомнить, что среди нас живут люди с нарушениями слуха, которым необходимо создавать комфортную среду для образования, трудоустройства и общения. В следующем году исполнится 70 лет как в республике была открыта школа-интернат для детей с нарушениями слуха. Все эти годы перед педагогами стоит непростая задача — развивать у воспитанников речь, слух и тем самым помогать им жить полноценной жизнью.

Непростой путь к знаниям

- Первая школа открылась в Ак-Довураке. Ее директором был Михаил Николаевич Кургучеков, завучем Калистра Григорьевна Золотарева. Они собрали со всей республики 13 детей разного возраста, - рассказывает нынешний директор Чодураа Монгуш. Не новичок в своем деле, она за 23 года работы прошла все ступени профессионального мастерства. Начинала воспитателем, классным руководителем, учителем-дефектологом. В должности руководителя третий год. Во вверенном ей учреждении царит порядок, чистота и уют. Сразу при входе — почетная доска, на которой красуется внушительный набор грамот и медалей школьников.

Кстати, а знаете, где находится эта самая школа? Расположена она в микрорайоне “Спутник” по улице Эрзинская и добраться туда на переполненных маршрутках по разбитому колдобинами участку дороги ох как непросто. А теперь представьте, как до интерната добираются 34 детей младшего школьного возраста, уроки которых проходят в здании по ул. Ленина? Хорошо, если в семье есть авто, а если нет? Но не все так печально. Во-первых, в конце лета эту автодорогу начали приводить в порядок, а во-вторых, школа-интернат попала под программу капремонта. Есть еще и более приятная новость.

-Мы переселись сюда десять лет назад. Здесь раньше располагались солдатские казармы, поэтому условия совсем неподходящие. Но кажется, что нашим трудностям приходит конец, — улыбается Чодураа Онер-ооловна. — Скоро у нас начнется капитальный ремонт. Его сроки станут известны в конце сентября. Но главное — в ближайшем будущем в Кызыле будет построена новая школа для детей с нарушениями слуха с детским садом и интернатом. Конечно, сначала предстоит разработать проектно-сметную документацию, но и это для нас уже большая радость.

А по поводу новой автодороги у директора школы особая просьба к уполномоченным органам: установить дорожные знаки и для безопасности родителей и детей создать парковку.

Глухота — не приговор

В школе 142 ученика, из них 84 проживают в интернате. У них такие же, как и у обычных школьников предметы, учебники, уроки и перемены со звонком. В классах дети сидят полукругом, работают в наушниках, усиливающих громкость, устно отвечают на вопросы. «Когда началась Великая Отечественная война?» — громко спрашивает учитель во время урока «Разговоры о важном». Руки тянутся, дети вскакивают с мест. Проговорить слова им сложно, но все очень стараются.
- Наша основная цель — улучшение остаточного слуха, развитие ритмичности и внятности речи, постановка правильного ударения, выработка слитности. Дети заканчивают школу и попадают в большой мир, они не должны затеряться в обществе. У 85 детей диагностируется приобретённая глухота, то есть ребенок родился здоровым, но в результате осложнений отита или гриппа он потерял слух. И только у пятидесяти — наследственное, — рассказывает Чодураа Монгуш.

Учителям этой школы важно, чтобы дети были готовы к общению в самых разных ситуациях. Педагогический коллектив здесь собрался прекрасный и преданный своему делу. Трудовой стаж большинства из них насчитывает не один десяток лет. Это ветераны Клара Донгаковна Камзай-оол, проработавшая долгие годы директором и которую дети называли исключительно только «мамой», Ираида Седип-ооловна Байкара, Надежда Очуровна Донгак, Чинчимаа Бопаевна Хертек, Алдын-Кыс Сувановна Сарыглар, Чайлым Оюн-ооловна Маады, Валентина Александровна Анопченко, Орлан-оол Анай-оолович Куулар и многие-многие другие. До сегодняшнего дня в школе трудятся Алевтина Шагдыровна Базыр-Тараа, Галина Владимировна Хаметова, Надежда Очуровна Донгак, Римма Дойнурпановна Минчей. Чистота и порядок здесь благодаря труду Алевтины Сидоровны Иргит, Анны Сатовны Ооржак, Тамары Санчаевны Иргит.

Чемпионы России

Воспитанники школы-интерната не домоседы. По мере своих финансовых возможностей ездят на конкурсы и фестивали, привозят заслуженные награды. Здесь любят спорт и творчество — способы социальной реабилитации и, своего рода, самоутверждения личности детей, имеющих проблемы со здоровьем. Так, можно вспомнить чемпионов VI международных игр «Дети Азии- 2016» Сайына Хертека и Онза-Байыра Тюлюша, победителей первенства России по спортивной борьбе среди инвалидов по слуху Назына Сата и Сонам-Церина Монгуша. В прошлом году семиклассница Айчурена Ажы стала лучшей на международных детских инклюзивных творческих играх. Из совсем свежих новостей — в сентябре выпускник 2018 года Алдар Ооржак стал чемпионом России по спорту глухих в номинации «Шахматы». Таким образом, мастер спорта выиграл отбор на зимние Сурдлимпийские Игры 2024 года в Турции.

- Алдар — наша гордость. С детства был способным, воспитанным и спокойным мальчиком. Увлекся шахматами в 12 лет. После школы поступил в колледж в Москве. Весь в маму. Она, кстати, тоже наша выпускница, прославленная дзюдоистка Чаяна Ооржак, которая совместно с еще одной нашей воспитанницей Дженни Чамыян этим летом завоевала золото на международных сурдлимпийских играх в Уфе, - поделилась классный руководитель Алдара Кара Отканмаевна Монгуш.

Ученики — учителя

Как и во всех обычных школах, в старших классах ребята знакомятся с профессиями, думают о взрослой жизни. Работать ювелиром или стать шофером, а может быть поваром-кулинаром? Или окончить университет и вернуться в родную школу педагогом, как выпускницы Российского госуниверситета им. А. И. Герцена Чаяна Маады и Сайлык Балчыймаа, как педагог дополнительного образования Шолбана Монгуш, как учитель физической культуры Самба Ондар.

В прошлом году школа благодаря проекту «Современная школа» нацпроекта «Образование» получила оборудование для шести учебных классов — стационарные аппараты, мебель, проекторы с интерактивной доской. В этом году — 54 ноутбука и три сенсорные панели, которые очень важны для зрительного восприятия неслышащих детей. 50 новых кроватей, шкафы и тумбы, а также технику для кухни выделило региональное министерство образования. В общем, профессиональная работа в школе кипит. А вот как быть с парой хозяйственных проблем директор не может, как говорится, ума приложить.

Злосчастный кабель и газон

Пожарную опасность создает силовой кабель, который проложен прямиком через крышу спортивного зала.

— Вот уже несколько лет как мне выдают предписания устранить это нарушение. По требованиям пожарной безопасности кабель должен проходить под землей. Когда-то за нашей территорией стоял трансформатор, который сгорел и для временного разрешения ситуации с электричеством близлежащих домов было решено проложить кабель именно так. Но проходят годы, ситуация не меняется. Обращения в надзорные органы и мэрию результатов не приносят. Может быть, через газету получится? — с надеждой спрашивает Чодураа Онер-ооловна.

Есть еще у директора мечта к юбилею школы-интерната облагородить площадку перед филиалом учреждения по ул. Ленина, 3 — постелить газон. Хочется, чтобы перед глазами ребятни была красота, а не просевший от времени асфальт.

Чодураа Онер-ооловна также не устает благодарить неравнодушных людей, которые спешат поздравить воспитанников с каждым важным праздником.

- Нас с подарками часто навещают бойцы нашего СОБРа, сотрудники Минцифры, депутат Александр Желтухин и многие другие. Наша им огромная благодарность. Всем детям нужны внимание, забота и поддержка. А детям с ограниченными возможностями - здоровья вдвойне.
Я им всем выражаю глубокую благодарность за их доброту, свет в душе, что освещает, согревает и наполняет души детей бесконечной радостью и надеждой на будущее, - говорит директор.

И напоследок

После того, как прозвенит прощальный звонок, связь выпускников с родной школой не прерывается. И педагоги интересуются, как дальше складывается жизнь ребят, и сами выпускники часто забегают в школу, назначают встречи одноклассников. Бывает, приезжают издалека те, кто окончил школу давным-давно. Ведь здесь их второй дом, вторая семья.

Юлия САТ.

Фото автора и из архива учреждения