Начинающие авторы прошли интенсивное обучение под руководством молодых, но уже известных российских драматургов Константина Федорова и Анастасии Букреевой, которая, кстати, параллельно работала и с бурятским театром.
Открывая итоговую пресс-конференцию, директор Тувинского национального музыкально-драматического театра Станислав Ириль отметил большую продуктивность проекта. «Подобные творческие лаборатории — это удачный и перспективный способ формирования репертуара театра. Вполне возможно, что по новым пьесам будут поставлены спектакли, которые останутся на тувинской сцене надолго», — убежден он.
Координатором лаборатории стал поэт, переводчик, сценарист, заведующий литературной частью театра Эрик Норбу. Он напомнил, что проект реализован Тувинским отделением Союза театральных деятелей России на средства гранта федерального проекта «Творческие люди» и направлен на развитие тувинской драматургии и театрального искусства республики.
Первый блин… не комом
Эрик Норбу подчеркнул, что первая в истории тувинского театра лаборатория прошла с большим успехом. Для Тувы большая удача, что будущих драматургов взялись обучать успешные российские драматурги. За четыре месяца было сделано немало — лекции по теории драмы, индивидуальные и онлайн-занятия, во время которых будущие сценаристы постигали азы драматургии и различные техники, учились писать синопсисы и узнавали секреты постановки спектаклей, обсуждали будущие пьесы и встречались с учеными и писателями по вопросам тувинской драматургии.
За время работы лаборатории написано 16 пьес и все они прошли читки в онлайн-режиме на Ютуб-канале театра в исполнении профессиональных, а также самодеятельных актеров, студентов и даже школьников. Две пьесы — «Сыгаан» и «Тараа» уже увидели свет, и тувинская публика оценила по достоинству новинки, которые войдут в репертуар тувинского театра.
Лаборатория дала авторам такой стимул, знание и необходимое направление, что кто-то из них уже начал работать над второй пьесой.
Не надо впадать в «чернуху»
Как рассказала главный режиссер театра Марина Идам, первоначально организаторы испытывали испуг, а смогут ли осуществить задуманное? Но все тревоги оказались напрасными. Она рада, что народные театры уже выразили желание поставить произведения на своих сценах. Так, пьеса «Сес» («Восемь») Чаяны Чыкай заинтересовала режиссёра Чаданского драматического театра Марианну Кара-Сал и она решила, что эскиз спектакля будет доработан в спектакль. Сказка «Два брата» Шыдыраа Хураганмай войдет в репертуар Монгун-Тайгинского народного театра.
— Это начало огромного трудового пути наших авторов. Первые пьесы — самые интересные и очень разные. Надеюсь, что с вашей помощью тувинская драматургия получит свое новое развитие. Никто не отменяет исторические пьесы, но необходим и современный взгляд на проблемы общества. Вы, драматурги, театру очень нужны, но есть огромная просьба, не впадайте, пожалуйста, в «чернуху», — напутствовала свежеиспеченных авторов главный режиссер.
Читайте классику
К своим, так сказать, подмастерьям в видеоформате обратились и столичные кураторы. Константин Федоров поделился тем, что лаборатория в Туве стала одним из прекрасных моментов нелегкого 2020 года.
— Вы крутые, потому что не побоялись попробовать что-то новое. Не знаю, какие пьесы дойдут до премьеры, но желаю успеха всем. Надеюсь, что вы продолжите писать. Читайте классику и современную драматургию, будьте внимательными к людям вокруг, — напутствовал драматург.
Анастасия Букреева была лаконична, поздравив всех с завершением проекта, призвала:
— Я знаю, что вам есть что сказать этому миру, так скажите!
«С Айфон 20М — нет в жизни проблем»
Для участницы лаборатории, известного в республике педагога, композитора и писателя Вилории Шожукпан — это не первый опыт в написании пьес. Ее «Дангына Ай-Кыс», поставленная народным театром Улуг-Хемского района, уже полюбилась жителям республики.
— Моя недосягаемая мечта — научиться правильно писать пьесу, поэтому лаборатория стала для меня огромной радостью. Я — человек искусства, особенно мне дорог театр. Думаю, это наследственное, — улыбается Вилория Чаповна. — Мой папа Чульдум Чап Монгушевич — писатель, сестра Вилена — тоже писала, посмертно вышел прекрасный сборник ее стихов. А дедушка по матери изготавливал национальные инструменты.
Так как кураторы изначально нацеливали авторов на то, что пьесы должны отражать проблемы современного общества, Вилория Шожукпан выбрала тему, которая актуальна как никогда — телефоны. Героиня ее пьесы «С Айфон 20М — нет в жизни проблем» готова на все, чтобы заполучить дорогой гаджет, в то время как ее мать нуждается во врачебной помощи.
Неудобный пассажир
«Неудобный пассажир» — злободневная пьеса московской студентки Юлии Донгак. Она о том, как нелегко приходится в этом мире людям с ограниченными возможностями. Молодой автор признается, что она очень любопытный человек и именно благодаря этому качеству попала на удивительный проект.
— Много думала над тем, участвовать или нет? Театр для меня – это святое место для избранных богом людей: талантливых, трудолюбивых, красивых и преданных своей идее. А я кто? Просто благодарный зритель. Казалось, что мой удел — это плакать и смеяться, аплодировать и кричать "браво!" после каждого спектакля. Но моя судьба распорядилась иначе. Хватить плакать в три ручья, иди твори, ошибайся и создавай... Так бы сказала моя судьба, если бы она была человеком, — признается девушка.
«Тараа» к 100-летию ТНР
Песнь о хлебе «Тараа» на основе одноименной повести Кызыл-Эника Кудажы написал еще один участник лаборатории Кежик Конзай. Редактор в Национальном театре он уже имел наброски будущей пьесы. Занятия в рамках проекта помогли ему структурировать текст и в результате получился крепкий материал к 100-летию ТНР. Премьера спектакля состоялась 15 января.
— Идея о создании произведения, воспевающего любовь к труду и уважение к хлебу, принадлежала главному режиссеру театра Алексею Ооржаку. Очень жалко, что он так рано ушел от нас, поэтому я решил довести до конца ту мысль и идею, которую Алексей Кара-оолович хотел донести до зрителя, — говорит Кежик Конзай.
«Тараа» — вторая пьеса молодого автора. Премьера первой состоялась еще в конце прошлого года. Драму «Сыгаан» о судьбе молодого мужчины, оставленного родителями еще в детстве, Кежик Конзай написал на основе одноименного рассказа Эдуарда Донгака.
Новое имя каждые 30 лет
По мнению доктора культурологии, кандидата искусствоведения Айланы Кужугет, цикл появления новых имён в драматургии составляет 30 лет.
— Если вернуться к истории, то можно сказать, что прошло несколько волн. Это появление тувинской драматургии в тридцатые годы XX века. 60-70-ые годы — её становление. Конец 80-ых, начало 90-ых — это новый этап, когда творили Чылгычы Ондар и Эдуард Мижит. Получается, что каждые 30 лет в тувинской драматургии появлялись большие имена. Прошли очередные 30 лет и вот — вот должно появиться новое имя. Мы все в предчувствии новой волны, нового взрыва и нового слова. Все это понимают. Надеюсь, работа этой Лаборатории принесёт четвёртую волну тувинской драматургии, — сказала на одной из встреч с кураторами и участниками проекта Айлана Калиновна.
В том, что лаборатория актуальна, команда проекта убедилась еще и потому что свежими пьесами заинтересовались муниципальные и любительские театры республики. Специально для них и любопытствующих читателей будет издан сборник пьес, созданных в рамках лаборатории, в электронном формате.
Юлия САТ
Фото Айдына ДОНГАКА
"Тувинская правда" №1 от 16 января 2021 года.