Тувинская правда 12+

В Национальном музее Тувы открыта выставка «Скифские мотивы камнерезного искусства тувинцев «чонар-даш»

25 мая 2022
176

Перед собравшимися выступил с музыкальным номером в сопровождении игила А. А. Тамдын, артист Тувинского национального оркестра РТ. В торжественном открытии приняли участие доктор филологических наук, директор НМ К. А. Бичелдей, который сказал, что подобная выставка малой пластики организована впервые в нашем музее; председатель Комитета ВХ РТ по образованию, культуре, молодежной политике и спорту А. К. Монгуш, она заметила, что экспозиция очень интересна по своему содержанию, затем вручила благодарность директору от Верховного Хурала. Председатель Союза художников Тувы А. В. Кагай-оол поблагодарил коллектив за столь замечательную экспозицию камнерезных произведений. В связи с Международным днем музеев К. А. Бичелдей вручил почетные грамоты наиболее отличившимся сотрудникам. На выставке присутствовали гости и сотрудники НМ, деятели культуры и искусства, образования, общественных организаций: скульптор, камнерез Х. Б. Донгак, камнерез Ю. С. Тойбухаа, третья женщина-камнерез Л. М. Норбу, камнерез Ю. Д. Ооржак, резчик по камню А. С. Кагай-оол, ювелир, камнерез А. С. Олчей, живописец Ш. У. Чурук и другие.

Из камня, дерева и кости

В экспозиции «Скифские мотивы камнерезного искусства тувинцев «чонар-даш» представлены 252 работы из камня, дерева, кости и художественного литья. Среди произведений малой пластики, представленных первым поколением лауреатов Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, бай-тайгинская школа чонар-даша и улуг-хемская школа по серпентиниту (черному чонар-дашу).

Из произведений камнерезного искусства чонар-даш представлены 192 работы 30-ти авторов из фондов Национального музея, резьба по кости – 27 произведений четырех авторов, художественная обработка металла – 23 экспоната пяти авторов, резьба по дереву – 10 предметов трех авторов.

Все произведения были размещены в трех видах витрин – пристенных, настенных и отдельных стеклянных шкафах-витринах.

Родоначальниками современного камнерезного искусства по праву считаются Х. К. Тойбухаа – народный художник Тувинской АССР, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, М. Х. Черзи – заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР. Они своим творчеством определили основные стилистические направления камнерезного искусства, обучили плеяду талантливых мастеров, среди них выделяются К. М. Саая, Х. К. Хертек, Д. Х. Дойбухаа, Б. С. Байынды, К. Т. Хунан, первая женщина-камнерез Тувы Р. А. Аракчаа, которые имели семейную преемственность резьбы по камню.

Они все начинали резьбу по коре дерева, потом по сухому дереву, затем переходили к резьбе по чонар-дашу. Начало экспозиции – это деревянные скульптуры Донгака Окаанчика, который довел свое совершенство до высокохудожественного уровня малой пластики. Затем в пристенных витринах показаны работы из серпентинита Черзи Монгуша, у него интересна скульптура «Тувинец-всадник на лошади», из агальматолита – произведения Салчака Норбу, у Хертека Монгальби заинтересует посетителей композиция «Перегонка араки», Салчак Чанзан, работы Байыра Байынды, его детей Эрес-оола и Елизаветы разнохарактерные – у сына видна архаичность в композиции «Всадник на лошади», у дочери – поэтичность происходящего в жизни аратов-чабанов в «Мелодия в степи». Среди ряда старых народных мастеров выделяется большая композиция «Чернильный прибор» Хертека Мижит-Доржу. Также интересны малые скульптуры у большинства заслуженных камнерезов – таких, как Саая Когел, Раиса Аракчаа, Хунан Киров, Бригад Дупчур и других.

В настенной витрине видим произведения наших мастеров, выполненных из кости, рогов марала, лося, кабана и других диких животных, среди которых выделяются своей художественной завершенностью малая пластика Экер-оола Салчака. У ряда современных специалистов резьбы по камню видны отголоски преемственности произведений старых народных мастеров, но ищущих свои замечательные сюжеты для композиций. Среди них можно выделить малую скульптуру с новым подходом к раскрытию сюжета таких, как Владимир Салчак, Сергей Кочаа, Хунан Киров, Монгуш Маадыр, Валерий Ооржак, Лариса Норбу, Хеймер-оол Донгак, Юрий Ооржак, Алексей Кагай-оол, Александр Баранмаа.

В стеклянных витринах - работы известных мастеров камнерезного искусства, в одной – Хертека Тойбухаа, в другой – Саая Когела, в третьей – Дондука Дойбухаа. Их произведения все разные по стилистике, характеру изображения, этнографической значимости композиций. Не будем перечислять названия их работ, стоит сходить в музей и посмотреть на несравненную малую пластику, вызывающую гордость у зрителей.

В другой настенной витрине видно, что современные мастера по сравнению со старыми не отстают от художественного уровня их произведений. Там можно увидеть шахматы неизвестных мастеров, выполненных из метала, кости и агальматолита. Также можно рассмотреть замечательные работы Юрия Тыртынаа из самоцветных минералов и современную скульптуру из чонар-даша с применением серебра и латуни в малой пластике Айбеса Олчея.

На стенах развешаны портреты известных камнерезов Тувы и пейзажи Бай-Тайги.

Отголоски скифских мотивов

Что такое скифские мотивы камнерезного искусства Тувы? Для скифского звериного стиля характерен строго ограниченный набор канонических поз животных. В качестве образцов, определяющих его специфику, исследователи приводят изображения свернувшегося кошачьего хищника, оленя с подогнутыми ногами и откинутыми на спину рогами, копытных животных, стоящих на кончиках копыт («на цыпочках»). Общепризнанным среди исследователей является утверждение о сакральном значении этих образов, поскольку подавляющая часть известных вещей, выполненных в скифском зверином стиле, найдена в погребениях и связана с погребальными и поминальными культами.

Образы скифо-сибирского искусства (олень, горный баран, сцены борьбы и др.) несли в себе идеи, понятные всему обществу, они одновременно лаконичны и многозначны. Наиболее выразительными образцами стиля в памятниках уюкской культуры являются изображения следующих животных: фигурок баранов (на колоколовидных навершиях, «штандартах — факельницах», на рукоятках ножей и обушках чеканов), оленные бляхи, скульптурки оленей, помещенные на обушках чеканов и ножей, иногда на зеркалах. Образ свернувшегося кошачьего хищника в памятниках скифской культуры в Туве встречается нередко.

В современном тувинском камнерезном искусстве чаще заметны скифские мотивы – это прежде всего анималистический жанр, то есть изображения диких, домашних животных, хищных птиц, снежных барсов (ирбисов), которые встречаются в скифской триаде – конская упряжь, оружие, звериный стиль. Эти мотивы видны в современной тувинской народной скульптуре, конском снаряжении, украшении национальных музыкальных инструментов и многое другое. Изображения животных чаще встречается в повседневной культуре тувинских чабанов, артистов, горловиков (хоомейжи).

Об этом можно много говорить и спорить, но неизменно одно: в тувинском камнерезном искусстве почти всегда видны отголоски скифских мотивов. Экспозиция выставки «Скифские мотивы камнерезного искусства тувинцев «чонар-даш» будет постоянной в Национальном музее им. Адлан-Маадыр, так заверил присутствующих К. А. Бичелдей, только она будет меняться по количеству и по юбилейным датам народных мастеров Республики Тува.

Тувинская резьба по камню – это своего рода гордость изобразительного искусства Российской Федерации.

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, член СХ России, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Фото из архива автора

"Тувинская правда" № 37 от 25 мая 2022 года.


Редакция «ТП»