Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

В Кызылском училище искусств он был учеником Сергея Ланзы

Выбор редакции
14 сентября 2022
55

Все мы помним зачин тувинских народных сказок, когда Сют-озеро лужей было, когда Сумбер-гора холмиком была ... Именно недалеко от сказочного озера Сут-Холь родился учитель художественного отделения Республиканской школы искусств имени Р. Кенденбиля Сергей Чыртак-Хунаевич Монгуш – член Союза художников Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Республики Тыва.

В Кызылском училище искусств ему посчастливилось быть учеником Сергея Ланзы – первого профессионального живописца Тувы, организатора Союза художников республики, у которого была мечта – открыть Республиканскую школу искусств с художественным отделением.

Родился Сергей Монгуш 11 сентября 1952 года в многодетной семье. Родители Чыртак-Хуна Монгуш и Кёк Ховалыг были простыми чабанами и воспитывали шестерых детей. Не случайно выпускной работой Сергея была картина «Кыштаг» (Зимовье), в которой он передал зрителю зимнее солнечное утро на родительской стоянке: открываются ворота и ударяет пар от дыхания скота, накопленного за ночь. При просмотре картины невольно вспоминается бессмертное «Мороз и солнце, день чудесный». На работу первым обратил внимание один из его учителей Ю. Д. Деев. Он же порекомендовал ему поступить на службу в Художественные мастерские при Союзе художников Тувы. Эта работа успешно выставлялась в 1977 году в Москве на Всесоюзной выставке в честь 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, что дало возможность вчерашнему студенту сразу стать действующим членом Союза художников СССР.

Становление мировоззрения художника происходило под воспоминания стариков в отцовской юрте о подвиге знаменитых земляков – 60-ти богатырей. Именно они подтолкнули написать полотно «Месть народа», которое ныне хранится в Национальном музее РТ. После положительной резолюции В. Оскал-ооал в Минкультуре Тувинской АССР государство приобрело картину Сергея Монгуша за 1500 рублей. На них он купил мотоцикл с коляской.

В 1978 году, когда Сергей Чыртак-Хунаевич трудился в художественных мастерских, директор РШИ Л. Хууракай пригласила его работать учителем рисования для непоседливых мальчиков, набранных для художественного отделения. Потом была служба в армии и восстановление в училище искусств, где судьба свела его с Анной Петровной, с которой он счастливо живет более 45 лет. Она родила ему двух прекрасных дочерей, а те - пятерых внуков. Когда он привел невесту знакомиться со своими родителями, они поразились её красоте. Дело в том, её мама была латышкой. Ее предки в 1860-е годы переселились в Енисейчкую губернию, ныне Красноярский край, и обосновали село Буланка. Кстати, в Нижней Буланке родилась бабушка прославленного оперного певца Дмитрия Хворостовского. Для своей отдельной колонии они облюбовали место в Минусинском округе у реки Кебеж. Мимо этих мест мы проезжаем, когда едем по трассе Кызыл – Абакан. Плодородные земли, богатые рыбой реки, теплый климат притягивал многих переселенцев. Они выкорчевывали деревья под поля, косили луга. Те, кто не привык к крестьянскому труду, регистрировались в Буланке и уходили на охоту в тайгу или на Усинские, Урянхайские золотые прииски. Именно так попала в Туву будущая теща Сергея Мильда Индриковна, которая встретила своего супруга Петра Чолдак-оола, у которых в селе Арыскане родились четверо детей.

Сергей Чыртак-Хунаевич с молодой женой жили в маленькой времянке, где, несмотря на тесноту, прошли самые счастливые, самые плодотворные годы. Размер его картин часто определялся высотой двери. Их порой вытаскивали из двери времянки по диагонали.

На лето он уезжал на мотоцикле в родной Манчурек. Именно там он отдыхал душой и мыслями. В горах Манчурека, живя с родителями на чабанской стоянке, Сергей засматривался на парящих в небе орлов. На мой вопрос: «Что подтолкнуло тебя строить самолет и взлететь на нем?» Сергей ответил, что не надо забывать детские мечты, а самое главное то, что он хотел доказать, что и тувинцы способны на поступок.

Полет состоялся в начале августа 1984 года в селе Алдан-Маадыр. Когда тащили самолет по узким улочкам села, то на поляну вышло чуть ли не все село. Построил он на самом деле планер, самолет без мотора. Для взлёта требовалась буксировка какай-то легковушкой. Назвал он свой планер за его юркий характер «Сайлык» (Трясогузка). Первый полёт длился всего несколько минут, но и он зафиксирован на пленку. Так что это не фейк. Фотосъемка не обошла внимание увлеченного техникой молодого человека. А для нас, его учеников, одним из самых запоминающихся моментов было то, что под чутким руководством учителя мы снимали мультфильмы по мотивам тувинских сказок, героев которых лепили из простого пластилина, снимали любительское кино, в котором мы сами были актерами. Так создавался бесценный фото- и киноархив первых лет жизни Республиканской школы искусств.

Сергей Монгуш штудировал журналы «Юный техник» и «Моделист-конструктор». В свободное время вырезал из фанеры многочисленные части самолета. Обшивал их красным кумачом, который использовали для партийной агитации. Самое трудное было найти металлические детали. В поисках их он копался на отдаленной стоянке аэропорта, где хранились списанные старые АН-2. Но, учитывая высокий риск, молодая супруга Сергея постепенно отговорила от дальнейших полётов и направила его внимание на другие увлеченья.

В лихие 90-е жизнь подтолкнула художника заняться бизнесом. Так появился популярный магазин «Шевер», что расположен за Домом художника. Туда направляются жители и гости столицы в поисках сувениров. В начале он задумывал его не просто как место продажи произведений искусства и традиционных ремесел, а как своеобразный клуб, как место встречи мастеров и поклонников их мастерства, с возможностью выставлять и продавать свои произведения. Но не позволили размеры земельного участка.

Когда речь идет про учителя, то невозможно не упомянуть его учеников. Их было много. Один из них талантливый график, обладатель Гран-при журнала «Юный художник» Артур Койгунмай. Гордится педагог своей ученицей Чодураа Намдан (Дамба-Даржа). Она много лет работает гримером в Национальном музыкально-драматическом театре. Недавно награждена высокой федеральной наградой.

Живет наш учитель на правом берегу Енисея в Кызыле в двухэтажном благоустроенном каменном доме, который построил он сам. Как и должно быть у мастера на все руки, все сделано с художественным вкусом и с полным комфортом. Он еще полон сил и задумок. Так, одно из его увлечений – видеосъемки из квадрокоптера. Поищите в интернете его съемки с высоты парящего орла над величественным Хайыраканом под музыку «Полёт кондора». Душа парит над суетой под эту музыку в исполнении перуанских индейцев.

Нам часто вспоминается миф об Икаре. Мы узнаем его подвиг в любом большом и прекрасном поступке. Полёт Икара – это смелая мысль свободолюбивого человека и неустанного творца. Порой для счастливого полёта необходимо набрать нужную высоту, и тогда человек без проблем преодолеет все свои жизненные перевалы. Именно так преодолевал все преграды и все жизненные трудности художник и учитель Сергей Чыртак-Хунаевич Монгуш.

Кызыл-Маадыр СИМЧИТ