Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

В Кызыле с единственным концертом выступил Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко

Выбор редакции
25 мая 2022
63

В Национальном театре РТ случился аншлаг: с единственным концертом в Кызыле выступил знаменитый на весь мир Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени М. С. Годенко. Когда-то, еще в советские годы, коллектив уже побывал в Туве, потряс искусством.

Так случилось и на этот раз. Держат артисты марку, демонстрируют высочайшее мастерство мирового уровня. Вызывают восторг, бурю положительных эмоций, вихрь ликования, гордости за нашу страну. Это – частица того самого русского мира, о котором сейчас много говорят, а некоторые хотели бы его ликвидировать. Не получится, когда есть такие танцоры!

Нельзя не вспомнить Михаила Семеновича, чьё имя носит ансамбль и который создал уникальные композиции. Их всего 150, они живы до сих пор, часть из них мы и увидели (есть и постановки других хореографов). Мальчик родился 1 мая 1919 года в Днепропетровске, хореографическое образование получил в Москве, работал в разных городах страны, выступал перед бойцами в годы Великой Отечественной войны. Оказавшись в Красноярске в 1963-м, до конца дней работал в прославленном коллективе, который создан в 1960 году. Выступал более чем в 70 странах, завоевал мировую славу. Руководитель удостоился звания народного артиста СССР, звания Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР. Заслуженно! Он собирал лучших из лучших со всего Советского Союза, заботился о каждом. Его не стало в 1991 году, в дни рождения и смерти танцоры чтят память великого наставника.

Много лет в ансамбле солировала Лидия Дзьобак, народная артистка РСФСР и заслуженная артистка Грузинской ССР. Она крутила фирменную «юлу» в присядку 64 раза подряд, для этого даже придумали специальное приспособление, за которое ее держал партнер. Как-то перед правительственным концертом в Москве, на которых красноярцы выступали постоянно, репетицию сложного элемента увидела знаменитая балерина Майя Плисецкая, удивилась и восхитилась мастерством сибиряков. Сейчас Лидия Дмитриевна работает с артистами как хореограф, «из первых рук» может показать движения в постановках Годенко. Так бережно сохраняются традиции Мастера.

Их много. Одна, на что сразу обращаешь внимание: все танцовщицы – блондинки, причем, абсолютно одного цвета. И по другому – никак. Что вызывало разные казусы, в годы советского дефицита красок как-то случилось, одна неудачно применила «странный» состав, от которого на голове осталось сантиметров десять волос… Сейчас конкурс на два места для мужчин и два же – женщин. К последним такое требование: возраст 18 – 24 года, рост 170 – 175 сантиметров. И действительно, по росту исполнительницы подобраны весьма тщательно. И рисунок танца воспринимается с восхищением, мелочей нет. Для задника подобраны фотографии в тему.

Случалось, по девять месяцев разъезжали на гастролях. И сейчас жизнь расписана по дням. Конечно, участвовали в мероприятиях в Красноярске в праздновании Дня Победы. В апреле в честь 200-летия Енисейской губернии дали концерт под «живую» музыку в Государственном Кремлевском дворце в Москве, конечно, безоговорочный успех. В этот же месяц выехали в Северную Корею на 32-й фестиваль искусств «Апрельская весна», за десять дней покорили зрителя КНДР. На память – диплом из Пхеньяна. А сейчас гастроли «Мы идем к вам!» Кызыл оказался первым в списке, прилетели 19-го утром самолетом в центр Азии, переночевали, автобусом далее – Ермаковское, Большая Ирба, Идринское и т. д., юг Красноярского края.

Да, это везение и счастье видеть таких мастеров. Два полноценных отделения на одном вдохе, ритм действия – сумасшедший, это фирменный знак коллектива. Только так он работает. Каждый концерт – будто последний и единственный в своем роде. Как умеют завести зрителей, вывести их на свою фирменную волну, очаровать и покорить. Страсти росли по восходящей. Точные выверенные движения, красивые па, легкость, воздушность, что даются тяжким трудом.

А начали с хореографической сюиты «Сибирь моя». Оказывается, роскошные костюмы, в которых плавно и непринужденно девушки плетут узоры хоровода, весят каждый по 3,9 килограмма! Самые тяжелые в ансамбле. Стоит подчеркнуть: на каждый номер привезли сценическую одежду, быстро ее меняли, всё – с иголочки, нарядно, красиво, ярко. И – неповторимо. Так идет с самого рождения ансамбля, традиция. Блистать на любой площадке.

Народно-сценический жанр в полной своей красе доминирует в прославленном коллективе. И какие все талантливые: не только умеют легко и непринужденно сложнейшие движения демонстрировать, но и поют, и бесподобные артисты, что изображают самые разные ситуации. Даже с залом общаются со сцены, да и спускаются к зрителям.

Накал страстей. Удаль молодецкая. Дроби бьют как один. С лихим посвистом. Калейдоскоп картинок. Каждый – особенный, личность! Какие страсти изображают, без слов, но так выразительно, что понятно в любой точке Земли. Лирические «Утушки» не без любовных переживаний, их сменяет шуточный перепляс «Сибирские женихи», что с гармонями и балалайками красуются. А как красив хоровод «Перезвон», где у каждой исполнительницы нежно «поют» колокольчики. Привезли и самый продолжительный номер из репертуара – «Енисейская ярмарка». Кого только мы не видим в хореографической сюите, где калейдоскопом меняются персонажи, вплоть до цыган, есть и гимназисты, и дворники, и военные, и разные барышни, очень колоритные и запоминающиеся персонажи, с небольшими сольными партиями.

Страсти кипели на сцене. Эмоции били через край и в зале. Бурные продолжительные аплодисменты, восторженные вскрики, шквал оваций. Ну как не восхититься «Енисейскими речниками». А уж хореографическую миниатюру «На рыбалке» принимали «на ура». Какая она выразительная. Как и другая – «Зацвела сирень, черемуха». Двое парней соревнуются, стараясь покорить девицу-красавицу, на какие только уловки не идут. Но всё решил огромный букет одного из них! Народная игровая пляска «Параня» покоряет сразу и безоговорочно. Как и безудержная задорная пляска «Сибирская потеха». Незабываем танец с ложками и берестой: легкость исполнения, выразительность подачи. Покорили артисты безоговорочно. В финале – «Сербская сюита», колоритная, сочная, даже оркестр есть, напоминающий кино Кустурицы, темп – запредельный.

Артистов долго не отпускали, одаривая бурными овациями.

Оглушительный успех!

Заключительный концерт 62-го сезона – в Красноярской филармонии 13 июня. Кто окажется в городе в это время, может увидеть чудо танцевального искусства сибиряков.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото из архива Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М. С. Годенко