Тувинская правда 12+

В Кызыле открылась персональная выставка Саинхо Намчылак «Музыка в картинах»

23 августа 2022
58

В рамках IVМеждународного фестиваля «Хоомей в Центре Азии» в Кызыле в Доме туризма в среду, 17 августа, открылась персональная выставка Саинхо Намчылак «Музыка в картинах». С творчеством нашей знаменитой певицы можно познакомиться до пятого сентября. Любопытно. Познавательно.

На родине это первая экспозиция своеобразного взгляда на мир звезды мировой сцены, хотя в других городах планеты жители уже знакомы с ее работами. Когда-то, прошли уже годы, во время визита на малую родину Саинхо подарила несколько творений нашему Национальному музею.

Напомним: жительница австрийской Вены, где «прописалась» 20 лет назад, создает «полотна» буквально из подручных материалов: из гущи от кофе, например, на попадающихся в тот момент под руку материалах, даже «случайных» бумажках, салфетках. Получается весьма своеобразно. Или идут в ход остатки чая, шоколад, даже вино.

Сама виновница торжества не смогла быть на открытии: из Вены сейчас очень сложно и дорого добираться. Но всё могла видеть благодаря реальной трансляции – современные технологии позволяют. И мы ее лицезрели среди зелени с цветами, на фоне дома с окном, рядом мужчина Отто на аккордеоне наигрывал тувинскую народную мелодию, Саинхо напевала народную «Чашпы-Хем»…

Еще нам продемонстрировали видеозапись ее урока в родной «Гнесинке», знакомит молодежь с техникой извлечения звуков горлом. Видимо, объясняет доступно и понятно, потому что одна девушка тут же демонстрирует горловое пение. Любопытно наблюдать.

Член Союза художников РФ Шой Чурук рассказал, что идея родилась весной в Кызыле, в однокомнатной квартире певицы в районе Спутника. Она из столицы Австрии привезла свои картины, что-то здесь рождалось. Тогда же и устроили домашний вернисаж. И задумали показать всем, что может Саинхо в этом виде искусства. С настроя не сбились, Шой Улзайович поддержал и помог с открытием экспозиции. Заметил: сильная женщина, хотя и хрупкая с виду, если цель есть, идет к ней упорно. Смело встала в ряды художников.

Сама автор выставки так говорит: когда рисуешь – философские мысли приходят. Что и ложатся на полотно. Так же и во время пения происходит. Для нее вокал и живопись сливаются в одно целое. Потому и отобрала, прислала свои треки, как подчеркнула директор Кызылского колледжа искусств Айланмаа Кан-оол, на открытие: зрители смотрят и – слушают, Саинхо рядом. Каллиграфия голоса – направление ее творчества. Конечно, довольно оригинально получается. Среди звучавших мелодий – «Дагларым», что знают во всем мире, уникальное творение композитора Р. Кенденбиля, поэта А. Даржая и певицы.

Эту же песню в зале представили девушки коллектива «Тыва кызы» (без руководителя и основателя Чодуры Тумат, которая на этот раз работала в жюри конкурса фестиваля), солистка подавала ее тоже индивидуально, в своей интерпретации – красиво. Что и создавало определенный настрой, атмосферу праздника.

Появился на открытии ректор Российской академии музыки им. Гнесиных Александр Рыжинский. Профессору, доктору искусствоведения наша певица попросила передать благодарственное письмо – в знак памяти и уважения к альма матер. Кстати, Александр Сергеевич не припомнил, чтобы у них были в архиве знаменитого вуза и записи Саинхо Намчылак, и ее рисунки…

В книге отзывов сразу же начали появляться записи. Значит, есть у аудитории впечатления, с которыми она хотела поделиться, передать «виновнице» торжества о 25 ее творениях. Действительно, есть что посмотреть. Подумать. Задуматься. Пищу для ума автор работ нам дает. Это уже много.

Разные техники. Те же мгновения творчества на подручных материалах, но недолговечных – быстро появляется плесень. «Шоколадный страх» мы еще можем увидеть. Или колдование с акрилом – это труд не одной минуты, отнюдь. Видна основательность и – что-то совсем другое. Те же многие современные направления, которые уже и не авангард, а классика. Нам – непривычно. Легко читается диптих «Встреча времен»: рождение жизни и ее конец, младенчество и старость, проносится всё очень быстро, как мчатся те лошади, на которых ребенок и старец… Так – всегда, как было во времена появления рунических стел и каменных изваяний в Степи номадов, они изображены, так и сегодня. Никакой игры света и теней. Даже порой воспринимается как плоскостная подача. Но так и задумано.

Запоминается «Легенда о любви», вроде бы название такое клишированное, но тут – индивидуальный взгляд, три змея, красные тона страсти, солнце, вода – разные стихии. Кто кого в какой водоворот вовлекает?..

Небольшие по размеру наброски к произведениям Ф. Достоевского. Эскизы 2007 года, карандаш. Вроде бы так, быстро и чуть-чуть о Раскольникове. Но в них яркое понимание автора глубины чувств писателя.

Обыденное – «Рогатка» и вечное – «В последний путь». Хотя кто его знает, как расставить приоритеты? Хорош автопортрет (есть и фото, где Саинхо в такой же плоской круглой шляпке – сравнивайте).

Певица уже откликнулась на тему пандемии. Оперативно. И – очень оригинально. Явный признак истории про коронавирус – маски на изображенных лицах. Но какой опять же глубинный смысл нашей странной жизни – «Карантин», 2020 года произведение, масло, акрил, картон. Тироль австрийский, «белые тени», горы, даже НЛО. Что только в голову не приходит…

Масса чувств автора нам обнажается. Ирония. Самоирония. Сарказм. Яркая индивидуальность личности. Трагизм. Широко открытый взгляд на мир. Такой разный и огромный. Восток (рикша) и Запад («Бриллиантовая улыбка»). Многообразие сущностей, каноны, стереотипы и их разрушение. Всё происходит вокруг нас, рядом. Может, и внутри нас. Что рождает не только чувства, но и мысли.

Об этом говорит с нами художница Саинхо Намчылак.

Уже много.

На открытии представитель Министерства культуры и туризма РТ Сайдана Хертек пожелала землячке: доброго духа, творческого полета, ждем на родной земле.

Хорошие слова. Мы присоединяемся.

А на выставку сходите. Обязательно.

Событие!

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото Май-оола ЧООДУ

Редакция «ТП»