Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

«В день и в ночь ходить и беречь накрепко»

10 июля 2023
66

Это слова из «Наказов о градском благочинии», принятых в годы правления царя Алексея Михайловича Романова в 1649 году, абсолютно точно описывают основной принцип работы «внутренней стражи», постовых, а теперь и сотрудников ППС – патрульно-постовой службы. С одним из них, с командиром отдельной роты патрульно-постовой службы полиции Управления МВД России по г. Кызылу майором полиции Азиатом Кан-ооловичем Чанзаном, мы и поговорим о том, как сейчас идет служба.

ППС и ПСС

Что такое ППС мы уже знаем – патрульно-постовая служба. А аббревиатурой ПСС мы зашифровали понятие из логики – причинно-следственная связь. А все вместе это – о самом бесполезном вопросе, который всегда хочется задать, но ответить на него можем только мы сами: сейчас криминогенная обстановка в городе стала более сложной, или более позитивной, чем в прежние годы?

Дело в том, что, когда показатели преступности растут, мы обычно возмущаемся тем, что сотрудники полиции недорабатывают. А когда преступность идет на убыль – это воспринимается как самом собой разумеющееся, мол, так и должно быть. А ведь это означает именно то, что работа всех органов МВД становится лучше.

Девяностые, нулевые годы – вот когда было действительно всё плохо. И как раз это «всё плохо» смогли разрулить сотрудники полиции. Поэтому поставим вопрос иначе – когда работать было сложнее – тогда или сейчас? Сейчас ведь, все мы знаем, было сокращение, сотрудников стало меньше.

Смотря что сравнивать

Азиат Чанзан «кочевал» со своими родителями: родился в Бай-Даге, сначала учился в Эрзине, девятый класс окончил в Хову-Аксы, потом – училище олимпийского резерва (боксер, кикбоксинг первый юношеский разряд). Сейчас считается, что его служебный стаж – 20 лет, но в него входит и служба в армии. Так что сравнивать он может условия службы с 2005 года.

В ППС он попал почти случайно – собирался в ОМОН, но у него тогда не было водительского удостоверения, «Временно» пошел в ППС и остался здесь уже навсегда. Через год службы за ним пришли: «Когда же перейдешь в ОМОН?» Но Азиат Чанзан для себя уже все решил: «Здесь останусь».

И, конечно, сначала было намного сложней. Дело даже не в опыте. А в минимальной материально-технической базе. То, что камер слежения не было – это понятно. Но не хватало и автомобилей, и каждый литр бензина добывали с трудом. Так что ходили всё больше пешком. От ТЭЦ до ЛДО – этот маршрут много раз пройден. Да, сотрудников было больше – рота ППС 116 человек, сейчас – 89. Но пешком участок охвата получается гораздо меньше, труднее быстро реагировать.

Алкоголь тогда продавали почти повсеместно, много было заведений игорного бизнеса. И вот эта «гремучая смесь» - особенно опасна. Проигравшийся человек, разгоряченный спиртным, выходит на улицу. А там уже может случиться что угодно – и разбои, и грабежи, и тяжкие телесные повреждения, если не хуже.

Сотрудников стало меньше, это да, но уже и с алкоголем почти разобрались и с игровыми автоматами. Почему «почти?» - ну, это понятно – всегда найдется кто-то, кто решит, что что на этом можно разбогатеть, и начнет свой «бизнес». Только надо знать, что это не будет долго продолжаться. Когда «адресов» становится меньше, еще легче выявлять те, что остались.

И еще об алкоголе

Если бы не алкоголь – вся Тува могла бы стать одним из самых тихих и спокойных мест, и никто не пугал бы потенциальных туристов разными трудностями. Но несмотря на то, что почти все правонарушения совершают граждане в разной степени опьянения, отношение к пьянчужкам часто остается снисходительно-расслабленное. Азиат Чанзан говорит, что когда на Арбате собираются пьяные компании, сначала все возмущаются – где полиция! А когда сотрудники приезжают, тоже есть недовольные: зачем вы их забираете, они никого не обижают. Надо ли сидеть рядом, ожидая, когда они кого-то обидят?

Или вот, в соцсетях вдруг начинают возмущаться, что частные лица продают фальсифицированный алкоголь, а полиция ничего не делает. Но при этом сами «адреса» не называют. Может быть, не хотят, чтобы торговцев паленой водкой действительно задержали? Может быть, сами надеются еще раз воспользоваться их услугами?

Некоторые просто возмущаются тем, что вокруг много пьют. А вот вызвать полицию, когда пьяный сосед бьет жену и детей, это не все делают.

Розовый телефон

Почти 20 лет место работы Азиата Чанзана – улица. На его счету несколько десятков раскрытых преступлений. Но с самых первых дней он знает, что надо уметь рассчитывать свои силы, даже хороший спортсмен-разрядник должен вызывать подмогу, когда это надо.

Поступило сообщение, что с применением ножа двое парней отобрали сотовый телефон у девушки в районе кожзавода. Их группа в составе четырех человек была как раз примерно в этом месте. Оно разделись по двое, чтобы охватить большую территорию.

За магазином увидели десятерых парней навеселе. Понятно, что что-то требовать у них сейчас не имело смысла, парни были достаточно агрессивно настроены. И Азиат Чанзан просто стал с ними разговаривать. Сказал, что ищут двух мужчин, которые угрожали девушке, не видели ли они этих людей… слово за слово, завязался разговор. Уровень напряжения упал, парни пошли на контакт. Под каким-то предлогом попросил показать телефоны. И у одного оказался розовый телефон, что уже странно, тем более он был выключенным.

Но и тогда Азиат Чанзан не стал демонстрировать навыки кикбоксера, а дождался подкрепления. Удалось избежать большой драки, ведь товарищи грабителя могли бы стать на его сторону, и их тоже надо было бы задержать, а драка с сотрудниками полиции – это уже уголовная статья, которая серьезно испортит им дальнейшую жизнь. А так – все решилось относительно тихо и спокойно.

С тех пор Азиат Чанзан раскрыл много преступлений. И не раз ездил в командировки на Серверный Кавказ. Но, как и прежде он считает, что любая реакция должна быть адекватной и не надо портить жизнь молодым парням, специально подставляя их. К тому же, сейчас молодые люди все чаще ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, не употребляют алкоголь. Многое, конечно, зависит от тренера, от кого, как он их настроит. Больше «безобразничают» сейчас люди в возрасте, чаще вообще пожилые.

Вспомнили о ребенке на следующий день

Этот рейд состоялся больше месяца назад, в День защиты детей. Хотелось посмотреть на работу ППС в такой особенный день, когда все, вроде бы, относятся к детям более внимательно. Ну а к какому празднику в системе МВД его потом отнести – всегда можно найти.

Например, 2 сентября 1921 года принята Инструкция постовому милиционеру, регламентирующая общие положения о постовой службе. Этот день – официальный праздник. А вот 20 июля 1974 года принят Устав патрульно-постовой службы советской милиции. Тоже, своего рода, памятная дата.

Так как же прошел рейд 1 июня? Всего было 37 вызовов. 10 из них - семейно-бытовые. Пьяные? Как же не быть, были. Восемь человек удалили из подвалов, четырех – из подъездов. Нашли одну женщину из федерального розыска, один сотовый телефон возвращен владельцу.

А вот один показательный вызов – сообщили, что шестилетний мальчик не ночевал дома. Сообщили часов в одиннадцать, в двенадцатый день. Что было ночью и утром, почему так поздно вспомнили о ребенке, можно только догадываться. Потому что звонили даже не родители, а знакомая мамы мальчика. Мама с ребенком приехала в город накануне праздника и, вероятно, активно начала его «отмечать». На следующий день спохватилась, что нет ребенка, сказала своей знакомой, чтобы та позвонила…

Наряд ППС – сержанты полиции Сайын-Белек Семис-оол и Белек Шойдак – вместе с сотрудником ПДН съездили и туда, где, как предполагалось остановились мама с ребенком, и туда, где, как предполагалась, жила знакомая. Двери никто не открыл, может, действительно никого не было дома по какой-то причине. Много позже эта знакомая позвонила и сказала, что мать с ребенком уже уехали в пгт Каа-Хем.

«Неужели это всё», - спрашиваю, - «может, с ребенком что-то случилось?». Конечно, это не все. Сообщение было принято, сейчас его начнут отрабатывать. Известны имена и фамилии, в Каа-Хеме найдут и ребенка, и родителей.

А мы едем по новому сообщению, тоже косвенно связанному с детьми. Школьный сторож сообщил, что пьяный человек зашел в школу и лег спать на полу. Хорошо, что в этот день детей в школе не было, и он никого не напугал. Да и приезда полиции решил не дожидаться, слова сторожа о том, что полиция уже едет, быстро отрезвили пьяного, и он сбежал.

День защиты детей прошел спокойно, в том числе и потому, что сотрудники реагировали на все сообщения очень быстро.

Сейчас много камер слежения (а будет еще больше), нет проблем с транспортом, да и вообще материально-техническая база на уровне. Спросим, о чем же может метать еще сотрудник ППС? Азиат Чанзан отвечает: «Чтобы люди спокойнее были, и, главное – уважали друг друга».

Ирина Качан.

Фото автора.