Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Ускоренное развитие республики – общегосударственная задача

19 апреля 2020
24

Верили, конечно, но все же принятие индивидуальных программ по десяти регионам, включая Туву, в столь тяжелый период масштабной борьбы с новой коронавирусной инфекцией, казалось, было отложено на потом. Но вопреки всему решение было принято. Тем радостнее стала весть об этом и ценнее поддержка руководства страны.

– Я только что поблагодарил по видеоконференцсвязи первого заместителя председателя Правительства РФ Андрея Рэмовича Белоусова, в его лице – правительство страны, нашего куратора – министра экономического развития за такое решение, – сказал Шолбан Кара-оол. – Оно дорого стоит в это непростое время, которое мы сейчас все переживаем. В тексте распоряжения указано, что все мероприятия, вошедшие в наш Индивидуальный план, имеют общегосударственное значение. Это не просто какая-то социальная программа по нашему региону. Ускоренное развитие Республики Тыва является общегосударственной задачей.

Главный пункт повестки

К безусловному достижению можно отнести то, что в Индивидуальной программе значатся важные для региона пункты по созданию магистральной инфраструктуры. Преодоление инфраструктурных ограничений, к которым относятся отсутствие железнодорожного сообщения, слабо развитая сеть автомобильных дорог, связывающих Туву с другими регионами, дорогая электроэнергия, стало главным пунктом повестки работы Шолбана Кара-оола с момента, когда он стал главой республики. Именно эти проблемы были озвучены им в 2007 году в первом послании Верховному Хуралу республики. Последовательность и настойчивость, с которыми он пробивал на федеральном уровне решение этих сложнейших задач, позволяет их решение держать в повестке федерального правительства:

– У меня появился, если хотите, флаг для того, чтобы в федеральных министерствах заниматься вопросами уже дальнейшего совершенствования этой программы, отметил Шолбан Кара-оол – Честно скажу, на этот момент времени на реализацию программы выделено 5 млрд. рублей. Остальные деньги – это инвестиции. Например, подразумевается строительство железной дороги, которая идет в сторону Азиатско-Тихоокеанского направления, т.е. Китайской Народной Республики и далее. Средства АО РЖД и фонда «Лидер» – более 124 млрд. рублей. Этот пункт стоит во главе угла.

В рамках общегосударственной задачи мы можем ставить перед минэнерго России вопрос о том, что дорогое электричество нам не даст возможности ускоренного развития. Или, скажем, перед Росграницей поставлена задача о том, чтобы международный автомобильный пункт пропуска «Хандагайты – Боршоо» стал многосторонним к 2021 году. Мы знаем, что в этом году уже начинается реконструкция таможенной инфраструктуры.

У нас есть возможность сказать министерству транспорта России: давайте передадим в федеральную собственность участки «Абакан – Ак-Довурак», «Ак-Довурак – Чадан». Потому что именно здесь можно сформировать международный автомобильный коридор общегосударственного значения, а значит, у нас будет возможность западные части Тувы развивать более активно, потому что дороги – это более быстрый оборот людей, грузов и т.д. Экономика не может развиваться, если у нас дороги плохие.

Строительство новой и современной взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Кызыла стало трамплином для развития авиасообщения в регионе. Появились регулярные рейсы в сибирские города и прямой рейс в столицу, пассажиропоток увеличился почти в три раза. В 2019 году аэропорт получил статус международного, тем не менее поверить в реальность международных полетов из кызылского аэропорта жители республики не совсем готовы. Но то, что было невозможно вчера, становится реальным сегодня. В Индивидуальной программе на создание международного пункта пропуска в аэропорту заложены средства.

– Я мечтал об этом давно, – отметил глава республики. Коронавирус рано или поздно уйдет. Я знаю. А вот развиваться нам нужно.

На вопрос о том, не повлияет ли ситуация с коронавирусом на реализацию программы глава республики ответил:

– Никто сейчас не знает, что ожидает нас послезавтра. Сегодня у нас сложный период. Надеюсь, что особых корректив в отношении Индивидуальной программы развития Тувы не будет. Правительство России утвердило план, и я оптимистично настроен.

 

Точечные инвестпроекты – подспорье для регионов

В Индивидуальном плане по Туве наряду с решением проблем инфраструктурных ограничений предусмотрен ряд точечных инвестпроектов, большей частью производственных. Как написал на личной странице в инстаграмм вице-премьер Марат Хуснуллин, под чьим руководством происходили финальные согласования индивидуальных программ: «Регионы получат по 5 млрд. рублей на развитие до 2024 года. Деньги смогут потратить на перспективные инвестпроекты, поддержку бизнеса, строительство доступного жилья и решение социальных проблем. Считаю, это станет хорошим подспорьем для регионов в непростой экономической ситуации».

Глава Тувы Шолбан Кара-оол 15 апреля прокомментировал журналистам эту часть индивидуальной программы:

– Я убежден в том, что развитие территорий — это, прежде всего, развитость строительной отрасли. Не случайно нас критикуют наши земляки, говоря о том, что в городе Кызыле дорогие квартиры. Но как им не быть дорогими, если у нас строится довольно мало. Жилищное строительство осуществляется по государственным заказам. Плюс то, что стоимость квадратного метра, которую нам согласовывало правительство России, ниже реальных затрат строителей.

Весьма отрадно, что на днях минстрой России согласовал по Туве стоимость 1 кв. м. 61 тыс. 700 рублей. Это уже серьезное для нашей территории решение, на эти деньги можно строить качественное жилье. Это правда. Поэтому я надеюсь на то, что наша программа по переселению людей из аварийного и ветхого жилья будет выполняться качественно и в срок. Строители смогут не просто строить, но и зарабатывать себе деньги. Вот это здорово.

Ключевой момент активизации строительства в Туве – это производство собственных строительных материалов. Именно этот вид производства составил основу точечных инвестпроектов. Шолбан Караоол неоднократно подчеркнул, что речь идет именно об инвестиционных проектах, самые эффективные из которых будут поддержаны в рамках реализации Индивидуального плана.

– Дополнительно к четырем кирпичным производствам, которые у нас в республике уже реализуются, необходимо построить еще один кирпичный завод и на его основе попробовать снизить стоимость строительства, – пояснил Шолбан Кара-оол – Очень хотелось бы восстановить тот Элегестский кирпичный завод, построенный в советский период, а в 90-х годах так бездарно разворованный. Хочу воспользоваться нашей встречей и пригласить предпринимателей, готовых вкладываться своими деньгами в производство кирпича. Мы будем рассматривать все предложения. Проведем без всякого, что называется, «тыкания» конкурс. Кто выиграет, тот получит государственную поддержку на строительство кирпичного завода, сопоставимого с Элегестским».

По производству строительных материалов в регионе всегда возникают дискуссионные моменты. Например, всем известный домостроительный комбинат в г. Кызыле, обеспечивший в 80-е годы строительство панельных пятиэтажек в столице, сегодня не работает, а часть территории, как известно, приватизирована одним из политических персон региона.

– Жалко, что завода нет, – отметил глава республики – Поэтому сейчас в Индивидуальном плане мы одним из главных мероприятий ставим производство железобетонных изделий. Надеемся, что вместе с частными инвесторами, которых приглашаем.

Более острый характер имели общественные дискуссии по поводу строительства цементного производства, которые начались в начале 90-х прошлого столетия. И чаще всего эти дискуссии инициировались людьми, близкими к политическим кругам. Между тем отсутствие в регионе производства цемента существенно повлияло в рыночный период на катастрофическое падение объемов жилищного строительства, начиная с последнего десятилетия ушедшего века. И до сих пор в Туве не началось массовое строительство доступного жилья.

Представители власти не просто так и не в свое удовольствие вступают в общественные дискуссии, в том числе в соцмедиа. Развитие в регионе собственной базы строительных материалов – это прямой шаг к снижению стоимости жилья. Недавние дискуссии в социальных сетях по поводу новых предложений строительства цементного завода в Улуг-Хемском районе не смогли преодолеть негативное отношение к созданию производства цемента возле известняковой горы Хайыракан. Несмотря на доводы о том, что производственные технологии далеко шагнули вперед, экологические риски практически сведены к нулю. Глава региона прислушался к общественному мнению, проект по производству цемента в Индивидуальный план региона не вошел, но разочарования своего скрывать не стал:

– Убежден, что наше будущее поколение будет разочаровано. Я сделал шаг назад, но убежден, что та вакханалия, которую развели вокруг темы цементного завода и в 90-е годы, и сегодня, носит, скорее, политический характер. У нас был шанс, и мы опять его упустили. Летом прошлого года я привел пример Монголии после поездки туда, где своими глазами видел современное производство цемента. Никакого экологического вреда нет. Наши соседи сделали ставку на новые, высокотехнологичные производства и имеют все шансы сделать экономический рывок. Только я поделился своими впечатлениями, в Интернете началось невообразимое. Будто бы священная гора Хайыракан уже подвергается уничтожению. Это неправда, это грубейшая манипуляция мнением людей. Начиная с того, что решения о строительстве не было, заканчивая полным игнорированием новых технологий, имеющих высокие экологические стандарты. Для производства цемента достаточно небольших пригорок, которые расположены возле горы, их надо-то одну–две на 100– 150 лет. Сама гора никакому давлению не подвергается. Но поскольку отрицательное общественное мнение существует, я как должностное лицо, представляющее власть, воспринял мнение большинства. Мы сосредоточились на других направлениях.

 

АПК: ключевые направления

Отдельным разделом в Индивидуальной программе выделена поддержка сельскохозяйственного производства. Учитывая, что доля сельского населения в Туве составляет более 40 процентов, и именно их доходы определяют общий уровень доходности жителей в республике, поддержка сельчан является одним из главных приоритетов. И в этом случае Шолбан Кара-оол проявляет последовательность в своей политике.

Заступив на пост главы региона, первое, что он сделал на фоне тотального обвала села и массовой миграции в город, это подписал указ об увеличении финансирования сельского хозяйства. Правительство республики под его управлением реализовало целую серию проектов по поддержке как чабанов, так и зерноводческих хозяйств, выделив их в специализированные кластеры и сориентировав финансирование на успешных хозяйствах. Был создан клуб чабанов-тысячников, члены которого получили ряд льгот по социальному обслуживанию.

Проекты «Одно село – один продукт», «Кыштаг для молодой семьи», «Новая жизнь», «Дук» весьма позитивно были встречены обществом, так как носили в равной степени как экономический, так и социальный характер. Таким образом, после нескольких лет роста поголовья скота и фермерских хозяйств повестка республиканских властей была переориентирована на сельхозобработку и повышение эффективности хозяйств на селе.

В Индивидуальной программе сельхозпереработке также уделено много внимания. Глава республики рассказал и об этом:

– В рамках Индивидуального плана честно скажу, что прямых инвестиций мы добились только по двум направлениям. Первое – это создание большого тепличного производства. Мы готовы выделить в пределах ста миллионов рублей на то, чтобы обеспечить город Кызыл свежими овощами и продуктами, которые мы потребляем много, и надеюсь, что станет больше. Это здоровое питание, здоровье наших детей. Второе – это создание шерстяного производства. Это не овчинно-шубная фабрика, которая, если вы помните, изначально была нерентабельной, так как поставленное оборудование не было рассчитано на местное сырье. Можно предположить, что изначально цели были иные.

Мы не будем создавать государственное предприятие. Если есть частные инвесторы или люди, которые обладают технологиями, возможностями, то мы приглашаем их к сотрудничеству. Надо использовать наработанный практический опыт соседей, Монголии. Они уже весь мир снабжают кашемировыми, шерстяными изделиями, причем это не обязательно только Гоби. Сейчас монголы научились выпускать на уровне малых производств, но качество очень высокое.

По направлениям сельского хозяйства у нас довольно много ключевых, генеральных направлений. Ну вот, например, маралхоз в Пий-Хемском кожууне. В Индивидуальном плане есть пункт о его дальнейшем развитии. Он уже сейчас может стать основой племенного хозяйства. Мы имеем планы развития мараловодства в Шуурмакском направлении. Ведем переговоры с частником, обладателем охотничьих угодий. Если хочешь иметь охотничьи угодья, пожалуйста развивай мараловодческое хозяйство. Мы тебе готовы бесплатно предоставить поголовье, а твоя задача – это обустроить, огородить хозяйство и трудоустроить там 30 человек. Или Каа-Хемское направление, тоже весьма интересное. Думается, мараловодство вполне для них подходящий вид хозяйствования.

Проектов, включенных в Индивидуальную программу развития Тувы, достаточно много, некоторые из них привлекли особое внимание. Привлекли в связи с ситуацией по распространению коронавируса. Уже сегодня понятно, что наша привычная жизнь изменится. Противостоять в борьбе с вредными вирусами сможет человек, имеющий хороший иммунитет, ведущий здоровый образ жизни. В этом смысле развитие рекреационных возможностей Тувы, а также решение точечных проблем с конкретными заболеваниями, такими как туберкулез, выглядит очень актуально. В этой связи журналисты поинтересовались реализацией проектов по восстановлению курорта «Чедер» и детского противотуберкулезного санатория «Сой».

– Восстановление Чедера как курортной территории, лечебной рекреационной зоны – вопрос для нас ключевой, – отметил Шолбан Валерьевич. – Курорт «Чедер» всегда был популярен у людей старшего поколения. Сегодня мы особенно остро чувствуем, как важен иммунитет нашим пожилым. Именно они сегодня подвергаются высокому риску. Их у нас 17 тысяч человек, и мы обязаны максимально беречь каждого.

Именно такие объекты напрямую влияют на качество жизни, продолжительность жизни. Мы готовы туда вкладывать значительные деньги и ищем инвесторов. Кто вместе с нами? Если готовы туда вкладывать деньги, то мы готовы софинансировать, создавать там на основе государственно-частного партнерства лечебно-профилактический центр на основе лечебных свойств озера.

Подготовили Долаана САЛЧАК и Федор АРШАНСКИЙ