Может быть, странно сейчас задаваться таким вопросом, но сто с лишним лет назад, это было очень актуально. И для истории этот момент был весьма «гвоздевым». А что еще происходило в этот полувесенний период с 27 февраля по 5 марта в Туве?
Ну вот, например:
28 февраля
1935 год. Родился Юрий Алексеевич Косарьков, известный фотомастер Тувы. Да, он родился не в Туве, а в далекой Москве в 1935 году. Нынче 90 лет со дня его рождения. Там же в Москве, окончив училище по специальности «мастер художественной обработки металла», работал на ювелирной фабрике. Фотографией начал заниматься только в Бийске, где в 1964 году устроился работать в школу учителем черчения и рисования, позже на телестудию кинооператором. В 1966 году по приглашению Н. Д. Шиирипей приехал в Туву и вместе с диктором Сергеем Кондинкиным, телеоператором Валентином Клиндуховым, режиссёром Галиной Гаркавой, техником Олегом Зайцевым начал создавать с нуля студию телевидения. Десять лет работал телеоператором, а потом работал фотокорреспондентом в «Тувинской правде» и «Шын». В 80-х годах в числе ста лучших фотографов СССР получил замечательную фототехнику. В 1993 году был признан лучшим журналистом Тувы. Многие журналы, альбомы, альманахи и календари, например такие как «Республика в центре Азии. Тыва», «Тыва оюннар. Тувинские игры. Tuvinian games 96» и другие своей красотой и оригинальностью обязаны его таланту. Последнее яркое событие в его творческой жизни - фотовыставка «Черно-белая история» в 2011 году.
1942 год – из Тувы на фронт выехала первая делегация ТНР сопровождавшая эшелон подарков трудящихся для Красной Армии.
1922 год - открытие I съезда ТНРП. Съезд принимает Временный Устав партии и выбирает ЦК ТНРП.
1 марта
1945 год. Основана детская газета «Сылдысчыгаш» на тувинском языке (1945-1959 гг.). 1 февраля 1990 г. газета начала выходить вновь после перерыва.
2 марта
2012 год. В Кызыле открыли Центр тувинской традиционной культуры и ремесел, инициатором и директором которого был Народный хоомейжи, заслуженный артист России Конгар-оол Ондар
4 марта
1937 год. Вышел первый номер журнала «Революционный арат» на тувинском языке
1953 год. Исполком Кызылского горсовета принимает решение насчет ликвидации неграмотности. Конечно, немного странно, что это было в 1953 году. Казалось бы, все должны были уже овладеть грамотой. Но нет. Исполком заметил, что гороно «ослабил работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения и обучению малограмотных». За 1952 год обучен грамоте 91 человек, окончили программу для малограмотных 143 человека. Особенно неудовлетворительно поставлена работа по ликвидации неграмотности в микрорайоне школ №№ 7 и 6. Там вообще за год не обучили ни одного неграмотного.
Поэтому и решили обязать гороно провести учет неграмотных и малограмотных среди взрослого населения от 14 до 50 лет. Наверное, те, кому больше 50 лет получили своего рода «индульгенцию» на отсутствие владения грамотой. Обучение следовало организовать групповое и индивидуальное по организациям и учреждениям.
Для культармейцев провести семинар и создать консультационные пункты при школах всеобуча. Первоочередному обучению по программам начальной школы подлежали неграмотные и малограмотные юноши-призывники. Для юношей коренной национальности организовывали дополнительное обучение русскому языку.
5 марта
1922 год. Обращение Правительства ТНР к Правительству РСФСР с официальным уведомлением об образовании ТНР и предложением установить между обеими странами дружественные отношения.
1960 год. Горсовет Кызыла принимает решение о создании в городе грузовой автостанции. Тувавтотранс должен был организовать в Кызыле «грузовую автостанцию по перевозке груза и багажа, а также по приему и сдаче грузов на другие виды транспорта» Руководители разных организаций, предприятий и учреждений должны были отправлять грузы по межобластным и межрайонным дорогам только через эту станцию.
Урянхай чей?
Почему-то этот вопрос несколько раз возникал именно весной – в конце февраля – начале марта. Вот, например, протокол совещания под председательством иркутского генерал-губернатора Князева об образовании Усинского пограничного округа и о положении урянхайского пограничного вопроса.
28 февраля 1911 года собрались достаточно важные люди, которые заслушали сообщения еще более важных должностных лиц. В частности доклад Генштаба полковника Попова и письма Российского императорского посланника в Пекин. Некоторые положения интересные и здравы, другие вызывают недоумение.
Проблемы с транспортной доступностью были понятны уже тогда: отсутствие удобных путей сообщения «из России в Урянхайскую землю». «Намечаемые мероприятия к улучшению этого положения (постройки грунтовых дорог, приспособление к пароходству) потребуют от России крупных денежных затрат.» В общем-то это и сейчас справедливо, только с учетом того, что «Урянхайская земля» уже сама стала Россией. Но затраты и на дорогу, не грунтовую, конечно, а железную, и на строительство и реконструкцию аэропорта (вместо пароходства) все же велики. Но вот рассуждения о принадлежности самого Урянхая, похожи на рассуждения уважаемых людей, которые видят, как «бесхозно» лежит нечто дорогое. И взять бы, но тут есть и другие, не менее уважаемые люди, а они тоже хотят взять… А чье это сокровище, так и не определились.
И с населением надо что-то решать. Потому что рядом живут русские крестьяне и «урянхи-кочевники». И они «проживая рядом при постоянно сталкивающихся мелких ежедневных интересах, становятся совершенно в ненормальные отношения, каких-то дипломатических сношений – крестьянина с кочевником». В общем, когда у простого народа появлялись дипломатические отношения, это казалось важным господам очень странным. К тому же «началось и растет заселение Урянхайской земли китайцами».
«Допустим, можно принять самые решительные меры, против заселения русскими спорной территории, тогда являются два вопроса: а) что же делать с тем населением, которое там уже есть; б) при остановке нашего переселения мы подчеркнем перед Китайской империей свое сомнение в принадлежности нам это территории.
Вместе с тем, обеим сторонам известно, что урянхи перешли в российское подданство еще в 1689 году, еще раньше, чем был заключен Буринский договор. И китайцы этого не оспаривают. Но на наших правительственных картах Урянхайская земля все равно почему-то показана в пределах Китая. Да и урянхи уже 150 лет платят подати Китаю…Китайцы, со своей стороны, знают, что российские золотопромышленники добывают здесь золото, но тоже почему-то не возражают. Китайцы видят, что в край прибывают русские крестьяне, и опять-таки не возражают. И Россия и Китай ведут себя крайне «деликатно», делая вид, что не замечают друг друга.
«30 тысяч одних курьеров»
Но вот наступил февраль 1921 года, а урянхайский вопрос по-прежнему не решен. И Сафьянов пишет «Доклад по урянхайскому вопросу», в котором, чтобы привлечь внимание к ситуации, ловко передергивает, сообщает неверные цифры и факты и т.д.
Вообще манипуляция чистой воды. Судите сами. 26 февраля 1921 года он пишет: «В переживаемый нами момент, когда все творческие силы страны направлены на борьбу со всеобщей разрухой и наступающим голодом, когда мы, победоносно борясь со всеми врагами нашей Республики, все тверже, все увереннее держим наш курс на мировую социалистическую революцию и готовимся к решительному бою с мировыми империалистами – судьба далекого Урянхая с его двухсоттысячным туземным населением и пятнадцатью тысячами русских колонистов, живущих там, не должна, конечно, занимать много времени и надолго отвлекать нашего внимания…»
Цифры увеличил в 3-4 раза, и при этом скромно так говорит, мол, их судьба не должна нас волновать. И требует, чтобы этот вопрос решили прямо сейчас: «мы должны, нам необходимо сказать, наконец, свое последнее решающее слово по этому вопросу». Впрочем, 1921 год уже идет. И в августе будет создана ТНР. Без всяких решающих слов с разных сторон.
Ирина Качан.
Фото из открытых источников.