Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Улучшить состояние дорог!

1 марта 2021
52

19 мая 1926 года - эту дату можно считать началом организации в Туве автомобильного транспорта: были куплены два автомобиля. По Усинскому тракту из Америки через Кяхту в Туву доставили в разобранном виде первые автомашины марки «Додж».

Один автомобиль должен был ездить через Саяны в Россию, второй - был приобретен для поездок в Монголию.

Летом 1926 года один из них впервые прошел по колесной дороге от Кызыла до Минусинска, а от Минусинска до Ижима и обратно. Состояние дорог было таково, что износ автомашин за один проход достигал 80%. Поездка от Кызыла до Ижима и обратно заняла 12 суток.

На IV Великом Хурале (начал работу 28 ноября 1926 года) делегаты хошунов обратились к правительству с просьбой увеличить количество автомобилей и улучшить состояние автодорог.

Итоги этого весьма наглядны. Уже через десять лет, в 1936 году в Туве было 69 грузовиков и 32 легковых автомобиля. Имя первого тувинского шофера Дажы. Он водил уже австрийский «Фиат». Из первых русских шоферов в Туве: Китаев, Коваленко, Гулин, Белов, Сухорослов.

А строить автодороги начали даже раньше: 28 мая 1932 года Совет Министров ТНР постановил: «Поручить Министерству Народного Хозяйства не позднее 15 июня с.г. приступить к строительству дорожного полотна в направлении хутора Германовка Кызыло-Минусинского тракта, в первую очередь Кызыло-Туранского участка».

3 июля 1935 г. принято постановление Совета СССР о подготовке Соглашения Гужшосдора с Министерством торговли и промышленности ТНР о постройке автомобильно-гужевой дороги между Кызылом и границей СССР.

Но дороги не сразу стали хорошими. В 1947 году, вскоре после присоединения к России, только в Кызыле было 115 автомобилей (легковых и грузовых) на ходу. А в ремонте – 196. Конечно, за одну поездку износ уже не был восьмидесятипроцентным, но все же оставался достаточно большим.

«Улучшить состояние дорог!», - эта фраза актуальна и сейчас. В 2020 году Тува получила 108 млн. рублей в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги».

Но есть и более шикарные перспективы. Например, соглашение с компанией «Интергео» предусматривает строительство новой дороги от Турана, находящегося на федеральной автотрассе, до поселка Ырбан. К этому поселку сейчас летом можно добраться только по реке. В строительство автодороги Туран - Ак-Суг будет вложено 20 миллиардов рублей.

Что тут еще можно добавить? На IV Великом Хурале в 1926 году делегаты хошунов очень чутко уловили основную тенденцию ближайших ста лет.

Марина ДМИТРИЕВА

"Тувинская правда" №6 от 27 февраля 2021 года.